<<< ΛΛΛ >>>
и подняла мертвых к сражению. Татар удалось разбить. Но в итоге от русского воинства в
живых никого не осталось. Самому Меркурию в этой битве отсекли голову. Тогда, после
окончания битвы, он встал, взял собственную голову в руки и понес в город Смоленск. Ему
навстречу вышло множество граждан, которые видели собственными глазами это чудо. Мер-
38
курий держал свою голову в руках, а его голова двигала языком и подробно рассказала всем
собравшимся, как было дело и как сама Богоматерь помогла разбить татарское войско. Со-
общив эту информацию, Меркурий окончательно умер.
Все это — не сказка. Потому что по своему жанру и языку «Повесть о Меркурии
Смоленском» оформлена как документ. Здесь и точное название места действия, и дата, и
множество свидетелей этого чудесного происшествия. И даже есть очевидец чуда, который
должен был временно воскреснуть и принести собственную отсеченную голову в руках, с
тем чтобы она пересказала ход событий. Иными словами, голова сыграла роль репортера,
после чего фактическая сторона чуда не подвергалась никакому сомнению.
Своим условным языком сказка как будто нам заявляет: то, о чем я рассказываю, про-
изошло раньше истории. И не надо выяснять — где это, когда и с кем это было. Но это было!
Сама начальная формула сказки: «Жил-был», «Жили-были» или «Бывало-живало» («Бывало-
живало — купец да купчиха. Бывало у них один сын…») — говорит о чем-то таком древнем,
о чем в русском языке и следа не осталось. И если мы сейчас иногда говорим: «Жил-был»
или «Жили-были», то это уже обратное влияние сказки на русский язык. В письменном язы-
ке никаких этих давно прошедших форм нет. Это привилегия сказки. Формула «жил-был» —
это знак изначальной и решительной неопределенности того времени, когда происходит ска-
<<< ΛΛΛ >>>
Русские лю ди слишком хорошо знали степную птицу стрепет и Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 3 культурой Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 7 плетение Тот человек избавлен будет муки вечныя109 сказано избавлен Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 11 заговоре
|