<<< ΛΛΛ >>>
всем не мертвое, бездушное дерево, но реальная сила (поэтому он может кинуть палицу и
убить) — только менее значительная, нежели у христианского Бога, одолевшего Перуна.
Позднее, в христианизированной народной культуре, положительные функции Перу-
на как бога грома и молнии были перенесены на Илью Пророка. Это функции страшные (во-
площение праведного гнева Божия) и благодетельные (дождь). Согласно народным приме-
там, на Ильин день (20 июля ст. ст.) всегда бывает гроза. Имя Перуна вычеркнуто из народ-
ной памяти. Но в Белоруссии и на Украине еще в прошлом столетии существовала идиома
«чтоб тебя перун разразил». А в наше время я сам слышал в Новгородской области, как мол-
нию называют «стрелой». Очевидно, имеется в виду смертельная стрела, которую в грозу
мечет с неба на землю воинственный и гневный Перун, слившийся с библейским Ильей Про-
роком. Это слияние, вероятно, объясняется тем, что Илья Пророк живым вознесся на небо на
огненной колеснице. Если он взят огнем, то он и проявляется огнем, в виде всепоражающей
молнии.
Перед концом света, накануне Страшного Суда, Илья Пророк вновь явится на землю
(поскольку он вознесся живым) и будет убит антихристом. Согласно другой, народной трак-
54
товке, перед концом света Илья спустится с неба и на своей колеснице трижды объедет зем-
лю, предупреждая о Страшном Суде.
В древнерусской летописи рядом с Перуном поминается Велес (или Волос), именуе-
мый «скотьим богом» — покровитель скота и богатства. Когда в 907 г. князь Олег после во-
енного похода на Царьград заключил с греками мир, то последние целовали крест, а русские
по своему обычаю «клялись своим оружием и Перуном их богом, и Волосом богом скота, и
<<< ΛΛΛ >>>
Присказка как бы возбуждает аппетит у слушателей Наезжал егорий на реки быстрые велению господь Старичок взял сковороду Московское государство русский словами Сказочный дурак воровство эстетики
|