<<< ΛΛΛ >>>
иногда или сближается с Матерью-сырой землей. Полного отождествления, разумеется, не
происходит, поскольку Мать-сыра земля — это все-таки мир нижний, земной, а Богороди-
ца — мир верхний, небесный. Но в этом соседстве какие-то качества Богородицы переносят-
ся и на Мать-сырую землю. В результате языческий в основе образ Матери-сырой земли
христианизируется, наполняется чистотой и святостью. Ибо Мать-сыра земля это тоже наша
заступница и кормилица.
В одном житийном тексте, повествующем о битве русских с татарами, Мать-сыра
земля (русская земля), как лицо вполне одушевленное, обращается к Пресвятой Богородице с
плачем и смиренно передает свое заступничество за русских людей Матери небесной, взяв-
шей под свой надежный покров всех православных христиан.
Русский человек знал трех матерей, которые, конечно, различаются между собою, но
и находятся в определенном сродстве.
Первая мать Пресвятая Богородица,
Вторая мать-сыра земля,
Третья мать, кая скорбь приняла.
Третья, принявшая муки рождения, — твоя кровная мать. Русская народная вера —
это во многом религия материнства. Христианство смыкается с древними родовыми пред-
ставлениями, с родовой религией. Об этом свидетельствуют, в частности, некоторые челове-
<<< ΛΛΛ >>>
Новгород цы каждый год устраивают игрища на этом мосту и человеком Можно сказать С которыми боро лось христианское вероучение народной богоматери Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 7 помощью
|