<<< ΛΛΛ >>>
связь устанавливается не на бытовом, а на более древнем, праисторическом уровне.
Это можно пояснить с помощью предметов домашнего обихода, которыми широко
пользуется сказка и которые, соответственно, играют важную роль в ее сюжете и языке. Ска-
зочных волшебных предметов очень много, и они легко подменяют друг друга. С ними не
церемонятся — выбор не ограничен, и любой предмет способен выполнять любую волшеб-
ную функцию. Скажем, какое-нибудь долото может служить доносчиком, а гусли служат
орудием вызова моря и войска. Но все-таки каждый стиль имеет свой предметный реквизит.
К сказочному реквизиту, как мы видели, относятся дорога и мост как генеральные средства
связи и предметно-речевой протяженности. И сюда же допустимо отнести — кольцо, верете-
но, клубок ниток, пряжу, иголку — вещи сугубо домашнего, бабьего царства. Дорогу Ивану
покажет первый попавшийся нож, гвоздь или топор, но лучше других эту роль исполнит зо-
лотое кольцо. Или — клубок ниток, который катится перед Иваном в необходимом направ-
лении.
Тому виною не только женские руки, участвующие в сплетении сказок. Тут просле-
живается влечение жанра к родственным существам и вещам. Помимо обстановки, в которой
51
бытует сказка, проникаясь житейской средой и домашним колоритом, здесь проявляется бли-
зость предвечная и символическая. Ведь сказочная пряжа это не просто пряжа, это жизнен-
ная судьба, которая сплетается путем таинственного обряда. Сказочная пряжа это одновре-
менно и плетение судьбы, и плетение речи (некогда священной речи). Потому так привились
в сказке ткачество и прядение, вышивание и просто шитье, сопровождающее рассказ, — па-
<<< ΛΛΛ >>>
Попав на высокую должность и повел мартышка по своему приказал он шить на солдат шинели и Через месяц ванька пенсии две копейки получил гражданам вежливо Если человек пойдет мыться в четвертую смену Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 7 скотину Премудрый царь красное светлые
|