Пиши и продавай! |
>
Кон И. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеологияИсточник: «Человек» N 5 2001 г. © И.С. Кон Кон Игорь Семенович доктор философских наук, профессор Нельзя сказать, чтобы он был для них совершенно новым. Отношение к телу одна из важнейших ценностных ориентаций любой культуры. Тело не простая физическая, природная данность, а сложный социальный конструкт. В отечественной науке это одним из первых понял и реализовал в своих исследованиях средневекового телесного канона М.М. Бахтин. Однако дуалистическое противопоставление «тела» и «духа» и требование безусловного подчинения первого второму неизбежно делало телесность частным и маргинальным явлением. Как происходила «реабилитация» телесности в мировой философии и культурологии, хорошо показано в книге Ирины Быховской1.
В традиционной русской культуре водораздел между «духом» и «плотью», равно как и между телесным «верхом» и «низом» был особенно высоким и непроницаемым. Советская власть усугубила эти символические запреты жестким полицейским единообразием и ханжескими табу. Марксистская идеология подозрительно относилась к таким понятиям как «дух», «душа» и «духовность» от них попахивало идеализмом и религией. Но если внимательно рассмотреть нормативный канон «советского человека», окажется, что он не только бездуховен, но и бестелесен. Это была в буквальном смысле слова бездуховная бестелесность 2. Хотя советская философия считались материалистической, образ человека, которым она оперировала, был нематериальным. В двух послевоенных изданиях Большой Советской Энциклопедии тело представлено двумя статьями «Тело алгебраическое» и «Тело геометрическое», плюс «телесные наказания» и «телесные повреждения». В «Философской энциклопедии» (1960-1970) редкие упоминания о «теле», «телесной субстанции» и «телесности» почти все содержатся в историко-философских статьях, посвященных Платону, Фоме Аквинскому, Лейбницу и идеалистической философской антропологии. Таким же «бестелесным» был и большой «Философский энциклопедический словарь» (1983). 3 Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов, 1988. Дело было не в стыдливости. Просто человек, лишенный конкретной индивидуальности и низведенный (философы искренне полагали, что возвышенный) до своей «социальной сущности», в материальном теле вообще не нуждался, оно ему только мешало. Первая советская философская книга на эту тему3 вышла в Ростове в 1988 году. Не лучше обстояло дело и в психологии. Ни в «Кратком психологическом словаре» (1985), ни в исправленном и дополненном словаре «Психология» (1990), ни в учебниках психологии тело, если не считать отдельных психофизиологических процессов и реакций, вообще не упоминается. Когда в начале 1970-х годов. меня заинтересовало подростковое самосознание, в котором образ собственного тела и внешности занимает одно из центральных мест, я обнаружил, что телом как психологическим и культурным феноменом в СССР всерьез занимались только психиатры в связи с нарушениями «схемы тела» при шизофрении. В общем-то, это было вполне логично. Если сексуальность изучали только сексопатологи, то и телом должны заниматься исключительно психиатры: нормальный, здоровый человек своего тела не чувствует, не осознает и им не интересуется. В последние годы наряду с бурным взлетом феминистских исследований внимание ученых стали привлекать и проблемы маскулинности как меняются мужчины и их представления о самих себе в современном мире, в котором они утрачивают свою былую власть и гегемонию? Изменение общего канона маскулинности неизбежно сопровождается также изменением мужского телесного канона, эти сдвиги можно проследить как в изобразительном искусстве, так и в бытовой культуре тела. С этой точки зрения весьма поучительной оказалась и история мужской одежды. До последних десятилетий история одежды была преимущественно историей вещей что люди носили, из чего они шили одежду и как разные моды сменяли друг друга? В последние годы она становится историей человеческих взаимоотношений, в контексте которых вещи обретают определенный социальный смысл. Это имеет прямое отношение к истории тела. Где, когда и зачем люди закрывают или, напротив, открывают свое тело? Какие знаковые функции выполняет одежда, чем одетое тело отличается от голого или полуодетого и т.д.? Поэтому история тела неотделима от истории одежды, которая включает по крайней мере три аспекта предметный, технологический и функциональный. Первый отвечает на вопрос, какая именно часть тела закрывается. Одежда может быть прикрывать все туловище и ноги, только верхнюю часть туловища, до пояса или до середины бедер, только живот, бедра и ноги до колен или ниже, только ягодицы, бедра и гениталии, спереди и сзади и т.д. Технологический вопрос сводится к тому, из чего ( кожа, ткань, листья, ветки, птичьи перья, ракушки, просто краска и т.д.) и как построена и чем поддерживается (просто наброшена, завязана или специально сшита) одежда. Наконец, функциональный вопрос показывает, чему служит одежда физической защитой от неблагоприятных внешних воздействий, символической защита от враждебного взгляда («сглаз»), украшением, демонстрацией социального статуса и т.д. Соотношение этих моментов может быть разным, в зависимости от климата, образа жизни и символической культуры данного народа или общества. Одним из увлекательнейших и одновременно наиболее комичных аспектов в данной связи оказалась история штанов.
Мужчины без штановКак известно, не все народы носили штаны. Некоторые обходились набедренными повязками, а древние греки и римляне прикрывали наготу длинными льняными или шерстяными рубашками. В Древней Греции они назывались хитонами, причем мужчины, начиная с классического периода, носили хитоны короткие, до колен, женщины длинные, до ступней. Поверх хитона одевался плащ гиматий, который у мужчин застегивался под правой рукой. В Риме хитону соответствовала туника, поверх которой мужчины набрасывали особое покрывало тогу, расцветка которой зависела от социального статуса человека, или менее формальный плащ паллий. Панталоны кафтаны красивым |
|
|
|