Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Однозначный перевод всех этих слов с одного языка на другой зачастую невозможен, потому что одно и то же слово в одну эпоху обозначало нижнюю (исподнюю), а в другую — верхнюю одежду. Неоднократно менялось и соотношение штанов (одежда для бедер, немецкое Beinkleid) и чулок (одежда для ног) . Поэтому историки одежды обычно сопоставляют термины с изображениями. Например, у древних англосаксов breech(es) (от слова breech — зад, ягодицы) были единой верхней одеждой типа рейтуз или колготок, закрывавшей не только бедра, но и ноги. После норманнского завоевания Англии в 1066 г. поверх них стали носить норманнскую тунику, тем самым штаны превратились в исподнюю одежду (типа кальсон). Слово hose (рукав, кишка, футляр), которое обычно переводится как чулки или длинные носки, типа «гольфов&lraquo;, некогда обозначало также штаны в обтяжку, рейтузы. Первоначально верхняя (набедренная) часть, которую с конца ХIV до начала ХVI в. называли breech(es), и нижняя (ножная) часть (hose) были единым целым. Однако в ХVI в. верхнюю часть штанов отделяют от нижней цветом и даже материалом. Некоторое время (с конца ХVI в. до 1660 г.) слова breech(es) и hose были синонимами. Но после того, как они окончательно разделились, слово hose стало обозначать чулки, а breech(es) — короткие штаны («бриджи»)4. Аналогичная эволюция произошла в немецком и французском языках.

Изучение соответствующей терминологии затрудняется также тем, что названия одежды нередко табуируются так же строго, как и обозначение гениталий. Самый распространенный старый русский эвфемизм штанов — «невыразимые», то, что нельзя назвать. 5 См. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IХ-ХIII вв.; Его же. Одежда русских ХIII-ХVIII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы . Материалы к историко-этнографическом атласу. Отв. ред. М.Г. Рабинович. М. Наука, 1986.
6 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Пер. с нем. И с дополнениями О.Н. Трубачева. Т.2., с. 424-425.

Древнерусская одежда IХ-ХIII вв., вся в целом, называлась «порты» и состояла из длинной рубахи и штанов, которые также назывались портами или портками5. Слово «штаны», происхождение которого остается спорным6, появилось во второй половине ХVIII в., после чего «портами» стали называть нижнюю одежду, исподнее, полотняные кальсоны. Слово «брюки» (от голландского broek) появилось во второй половине XVIII в. (по Фасмеру — при Петре I), но до середины XIX в. было малоупотребительным. Слово «шаровары», обозначающее широкие штаны особого покроя, заправляемые в голенища, происходит от турецкого шальвары

Но нас здесь интересует не история портновского словаря, одежды или моды, а только их связь с мужским телесным каноном — какой тип мужского тела формировала та или иная одежда и связанные с нею правила этикета?

Древнейшие штаны до колен, изготовленные из шкуры животных, изображены уже на рисунке каменного века в одной испанской пещере 10.000 лет тому назад. Кельты и германцы достоверно носили штаны в VI в. до н. э. Сначала это был просто кусок кожи или ткани, закрепленный между бедрами для прикрытия и защиты гениталий. В дальнейшем форма штанов усложнялась и совершенствовалась. 7 Рикман Э.А. Одежда народов Восточной Eвропы в раннем железном веке. Скифы, сарматы и даки (середина 1 тысячелетия до н.э. — середина 1 тысячелетия н.э.). //Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. Отв. ред. М.Г. Рабинович. М. Наука, 1986.

Длина и ширина штанов, а также способы их сочетания с рубашкой и кафтаном исторически изменялись и были разными у разных народов. Древние скифы и сарматы носили длинные рубашки и куртки и длинные штаны, узкие или широкие. У древних славян штаны были длинными и узкими и поддерживались ремешками на бедрах7. У кельтов и германцев штаны были очень широкими. Франки до V в. носили короткие штаны, но потом их удлинили.

Эти вариации зависят как от практических моментов (климат, характер деятельности, тип вооружения, форма доспехов, длина верхней одежды), так и от моды. Однако любые изменения в стиле мужской одежды всегда и всюду вызывали жаркие споры и оказывались в центре идеологической борьбы.

«Наши» и «не наши» штаны

В СССР на моей памяти одно из главных таких сражений, «пограндиознее Полтавы», развертывалось вокруг ширины брюк. В первые послевоенные годы партия и комсомол яростно боролись с широкими и длинными брюками, безуспешно доказывая молодежи, что это некрасиво и вообще незачем подметать своим клешем пыль. С течением времени эта мода прошла, сменившись короткими узкими «дудочками». Но теперь компартия и послушный ей комсомол считали, что узкие брюки несовместимы с широтой мировоззрения. «Стиляг» выгоняли с танцплощадок, прорабатывали на собраниях и т.д. Тогда мне казалось, что такие глупости возможны только у нас. Но в этом, как и в своей многолетней отчаянной борьбе против длинных волос, советская власть вовсе не была оригинальной. Так, споры о штанах (носить ли их вообще, длинные или короткие, широкие или узкие, скрывающие или облегающие, темные или яркие) шли на протяжении всей истории человечества, причем в них можно выделить несколько идеологических констант и оппозиций: Мужское — женское. Страх уподобиться женщинам, «обабиться», потерять свое мужское достоинство. Свое — чужое. Страх уподобиться чужакам, потерять свою этническую идентичность и исконное прошлое; как сказал бы товарищ Сталин, низкопоклонство перед иностранщиной. Высшее — низшее. Страх потерять материализованные в одежде сословно-классовые привилегии. Традиционное — новое. Конфликт поколений, страх перед культурными инновациями, носительницей которых является молодежь и за которыми всегда маячит вопрос о власти. Борьба против новой моды прикрывается флагом защиты традиционных духовных ценностей. Нравственное — безнравственное. Идеологическая борьба против любых инноваций обязательно облекается в форму защиты морали, скромности и стыдливости, а новая мода провозглашается бесстыдной. Нормальное — извращенное (= гомосексуальное). Страх перед гомосексуальностью пронизывает все споры о мужской одежде. Удлиняя куртки, мужчины уподобляются женщинам, укорачивая — показывают гениталии и т.д. В любом случае от этого выигрывают гомосексуалы. 8 Thiel E. Geschichte des Kostuems. Die europaeische Mode von den Anfaengen bis zur Gegenwart. 6 verbess. Aufl. B.: Hersche Verl., 1997.

Первая великая битва вокруг штанов развернулась еще в императорском Риме. Как известно, римляне штанов не носили. Но римским солдатам германские кожаные штаны до колен показались удобными, и они спонтанно взяли их на вооружение. В III в. штаны стали появляться и в самом Риме, появились даже портные, специализировавшиеся на их пошиве. Разумеется, с «варварской&aquo; модой всячески боролись. В 397 г. императоры Гонорий и Аркадий официально запретили ношение в Риме штанов, виновные наказывались изгнанием и конфискацией имущества8. Не помогло...

В раннем средневековье споры шли не отдельно о штанах, а о костюме в целом. При этом фигурируют два главных, отчасти противоположных, мотива: забота о том, как лучше прикрыть гениталии (довод в пользу длинных плащей) и забота о том, чтобы отличаться от женщин (довод в пользу коротких плащей и камзолов). 9 Bologne J.C. Histore de la pudeur. P.: Olivier Orban, 1986. P.51.

Первым доводом в пользу длинной одежды в каролингскую эпоху были соображения удобства. «Кому нужны короткие плащи? В постели, они не могут нас прикрыть; на коне, они не защищают ни от дождя, ни от ветра; а когда мы сидим, они не спасают наши ноги ни от холода, ни от сырости», — говорил Карл Великий9. 10 Культура Византии. Вторая половина VII-XII век. М: Наука, 1989. С. 583.

Для церковников важнее были знаковые — гендерные и этнокультурные — моменты. Первым делом Западной Европе нужно было отмежеваться от Византии. В Византии основой мужской одежды была римская туника. Парадная одежда императора — дивитисий (позже она стала называться саккосом, который вошел и в облачение московских патриархов) представляла собой длинную, сравнительно узкую в подоле тунику с широкими рукавами10, под которой были надеты узкие штаны. Так же одевались и знатные люди империи. Западным людям это казалось неприемлемым. 11 Цит. по: Bologne. J.C. Histore de la pudeur.P.52.

Епископ Лиутпранд, посетивший в 968 г. с дипломатической миссией Константинополь, решительно осудил «женственный» византийский «унисекс», противопоставив ему «мужественную» франкскую моду: «Греческий монарх носит длинные волосы, одежду с широкими рукавами и женскую прическу... Это лжец, предатель и т.д. Напротив, король франков носит красивую, коротко подстриженную шевелюру, а его одежда, включая колпак, совершенно отлична от женской»11. 12 Там же.

В ХI в. восточная мода распространяется в Западной Европе, мужская верхняя одежда удлиняется. Церковников это приводит в ужас. Автор «Церковной истории» Ордерик Виталий жалуется, что вместо «скромной одежды, совершенно приспособленной к формам тела», молодые люди теперь подметают пыль длинными полами и плащами, их руки теряются в складках широких рукавов, «они не могут ни ходить, как следует, ни делать ничего полезного». Это делает их мягкими и похожими на женщин. А женственность в мужчине — не что иное, как проявление содомского греха. Все это не имеет ничего общего с «честными обычаями наших предков» и сулит стране позор и вырождение12.

Прически и бороды

13 Констебл Д. Бороды в истории: символы, моды, восприятие //Одиссей. Человек в истории. Картина мира в народном и ученом сознании. М.: Наука, 1994, с.165-181.

Такие же точно споры шли о прическе и бороде13. В 1043 г. один немецкий аббат в письме к другому сетовал на распространение «отвратительного для скромных глаз постыдного обычая пошлых французов ... стричь бороду, укорачивать и деформировать одежду». Полвека спустя нормандец Ордерик Виталий, напротив, пишет, что «сейчас почти все наши соотечественники посходили с ума и носят маленькие бородки, признавая тем самым, что, подобно козлищам смердящим, они погрязли в мерзких вожделениях». По словам другого проповедника (1105 г. )., «длинные бороды придают людям вид козлов, чьей мерзкой порочности постыдно подражают своими грехами прелюбодеи и содомиты».

Одновременно с бородами идут гонения на длинные волосы. Руанский собор 1096 г. постановил, что «ни один мужчина не должен отращивать длинных волос», а епископ Годфруа Амьенский даже отказался принять пожертвования от человека, «который явился неподстриженным... полагая, что не стоит принимать дары от того, кто, подобно женщинам, распустил кудри по плечам».

Но как быть с канонически длинными волосами Христа (советские «волосатики» 1970-х годов апеллировали к образам Маркса и Энгельса, Гоголя и Фиделя Кастро)? Авторитетный церковный комментатор ХII в. разъясняет: «Христос и Его апостолы изображаются с длинными волосами не потому, что они носили их в действительности, а из соображений святости». 14 Ibid. С. 176.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Под панталонами депутата от сан доминго жан батиста белле на парадном портрете кисти жироде
Культурно дифференцирован сторонники идеолог

сайт копирайтеров Евгений