Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Длина кафтана и покрой штанов

15 Piponnier F. Une revolution dans le costume masculin au X1V siecle. — Le vetement. Histoire, archeologie et symbolic vestimentoires au Moyen Age. P.: Leopard d'Or, 1989. Р.225-242.
16 Wolter G. Die Verpackung des maennlichen Geschlechts. Eine illustrierte Kulturgeschiche der Hose. Marburg: Jonas Verl., 1991. S. 30.
17 Там же. С. 35-36.
18 Duerr H.P. Der Mythos von Zivilizationsprozess. Bd. 1. Nacktheit und Scham. Frankfurt: Suhrkamp. 1988. S. 197.

Длинная верхняя одежда, хотя мужские кафтаны были все-таки короче женских, продержалась приблизительно до ХIV в. В ХIV-ХV вв. мужская и женская мода развивались в противоположных направлениях: женская одежда удлинялась, а мужская укорачивалась и становилась облегающей, делая нижнюю часть тела все более видимой. В результате этого резко возрастает значение штанов. Французский историк одежды Франсуаза Пипоньер пишет даже о революции в мужском костюме в ХIV веке15.

Если в раннем средневековье мужской кафтан закрывал большую часть ног, то к 1350 г. он укоротился до колен, а в 1376 г. уже не прикрывал даже гениталий16. Короткие камзолы и узкие штаны отчетливо обрисовывали ягодицы и даже контуры пениса. Новая молодежная мода смущала не только моралистов и церковников, но и широкие круги горожан. Майнцская хроника 1367 г. жалуется: «В наши дни человеческая глупость дошла до того, что молодые мужчины носят такие короткие кафтаны, которые не закрывают ни срамных частей, ни зада... О, какой невероятный стыд!»17. В середине ХIУ в. муниципалитеты многих городов (Шпейер, Страсбург, Геттинген, Цюрих и др.) принимают специальные постановления, запрещающие мужчинам носить кафтаны выше колен. В конце ХIV в немецкое городское право требует, чтобы мужское платье «полностью прикрывало стыд сзади и спереди». В 1354 г. Геттингенский горсовет постановил, что мужская верхняя одежда, камзол или плащ, должна быть не короче, чем 1/4 локтя выше колен18.

Жалобы на короткие куртки и обтягивающие штаны, под которыми или сквозь которые «все видно» и которые привлекают внимание «содомитов», раздаются не только в Германии, но и в Италии, Франции, Англии (об этом писал, например, Чосер). Французские проповедники сравнивали «бесстыжих юношей» с обезьянами, утверждая, что именно публичная демонстрация обтянутых задниц стала причиной поражений Франции в Столетней войне. «Смешную и бесстыдную моду» в 1355 г. запретил король Неаполя Роберт Анжуйский. Его примеру вскоре последовали Милан, Флоренция, Рим и другие итальянские города.

В дело вмешивается сама римская курия. Во-первых, модная одежда безумно дорога, папа Иоанн ХХII даже сделал выговор за излишнюю роскошь французскому королю Филиппу VI. Во-вторых, она безнравственна: наклоняясь, чтобы помочь своему господину, молодые люди в коротких камзолах и узких штанах вольно или невольно показывали зад всем остальным. Действительно, показывали. Но что можно сделать против моды, которой придерживаются правящие монархи и их придворные?

Чтобы быть красивым, надо страдать

Мода никогда не стоит на месте и не развивается прямолинейно. В ХVII веке в моду вошли широкие так называемые «испанские штаны», с множеством оборок и складок, в которых тело теряется. У мушкетеров Людовика ХШ штаны длинные и пышные, не обрисовывающие ни бедер, ни ног, сплошные складки, банты, ленты, кружева. Широкие штаны имели много разных форм и названий — Bundhose, Rheingrafenhose (были модны в 1655-1680 годах, по имени голландского посланника в Париже графа фон Сальм) и т.д.

В конце ХVII века штаны снова укорачиваются и суживаются, мужские ягодицы теперь прикрываются длинным кафтаном, из-под которого видны ноги до колен или немного выше. Эта мода характерна и для стиля рококо. Один из самых ярких ее образов — знаменитый портрет Гейнсборо «Голубой рисунок мальчик».

Форма штанов, как и вообще одежды, была сословной. Французская аристократия, а затем и все дворянство, носило короткие, застегивающиеся под коленом штаны кюлоты (сulotte от le cul — зад, задняя часть). Сначала это были очень короткие штаны, прикрывавшие только зад и гениталии, они вошли в моду около 1580 г., при Генрихе III, и держались до 1670 г. Потом их удлинили до колен и одновременно сделали узкими, в обтяжку. Третье сословие, не говоря уже о народных массах, этой моды не признавало, предпочитая более традиционные длинные штаны, панталоны. В итоге форма штанов стала маркировкой сословно-классовой принадлежности. В годы Французской буржуазной революции аристократы пренебрежительно называли противников монархии и феодализма «санкюлотами» (sans culotte) буквально — «беспорточники». Название фасона штанов стало политическим термином. 19 Вайнштейн О. Туника и кринолин: модели телесности в европейском костюме Х1Х века. //Невербальное поле культуры. Тело. Вещь. Ритуал. М.: РГГУ, 1996. С. 47-51.
20 Duerr H.P. Der Mythos von Zivilizationsprozess. Bd. 2. Intimitaet . Frankfurt: Suhrkamp, 1990. S.163.

Впрочем, панталоны тоже могли быть разными. Аристократическая мода конца ХVIII — начала ХIХ в. всячески подражает античности. Возникает специальная «нагая мода», когда женское тело закрыто, но его формы, напоминающие античные статуи, просвечивает сквозь тонкую ткань (так называемый эффект «мокрой ткани»)19. В мужской моде также господствует статуарность, включая облегающие панталоны.

Хотя панталоны конца ХVIII — начала ХIХ века вообще были узкими, модники-аристократы шили их совсем в обтяжку. Чтобы надеть такие штаны без складок, нужна была помощь четырех слуг, зато они сидели, как влитые, обрисовывая все мужские достоинства. Как сказал аббат Мерсье, «мужчина втискивается в них, как в перчатку. Адам в одном фиговом листке был одет гораздо приличнее»20. Под панталонами депутата от Сан-Доминго Жан-Батиста Белле на парадном портрете кисти Жироде (1797) ясно виден внушительный пенис. 21 Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии) М.: БРЭ, 1995. С.160.

Еще откровеннее были модные в начале ХIХ в., а потом ставшие в России частью парадной офицерской формы лосины, белые штаны из кожи лося или оленя. Для идеального облегания, их приходилось натягивать на голое тело влажными, после чего они высыхали, причиняя офицеру сильные неудобства. Николай I, который был большим франтом, из-за болезненных потертостей кожи по нескольку дней не мог выходить из внутренних помещений дворца21 (Кирсанова, 1995, с. 160). В боевой обстановке лосины были вовсе непригодны. Но если хочешь быть красивым — надо страдать.

В последней трети ХVIII в. в моду входит фрак, длинные фалды которого прикрывают зад, зато открывают взору обтянутые узкими штанами бедра и ноги спереди.

Скромное обаяние буржуазии

22 Braendli S. «Der herrlich biedere Mann». Vom Siegeszug des buergerlichen Herrenanzuges in 19 Jahrhundert. Zurich: Chronos, 1998.

В ХIХ веке в мужской одежде надолго восторжествовали пуританские, буржуазные вкусы, общую эволюцию которых резюмирует Сабина Брендли22. Главные буржуазные добродетели — бережливость, скромность, практичность и деловитость. В противоположность аристократической расслабленности, буржуазная цивилизация направляет основные усилия на дисциплинирование мужского тела. Мужское тело — это машина, которая прежде всего должна быть исправна, а воспитание тела — часть самодисциплины. Судя по многим описаниям ХIХ века, не только физические упражнения, но даже уроки танцев нужны мужчине для того, чтобы сделать свое тело не столько красивым, сколько гибким и послушным.

Это преломляется и в одежде. Поскольку главная мужская деятельность — война, а военная служба — необходимый институт мужской социализации, то военный мундир — самая красивая, «истинно мужская» одежда. «Душка военный» всегда в моде и в почете. 23 Ibid. S. 161.

Ценности самообладания и дисциплины необходимы и в гражданской жизни. При всех региональных, сословных и иных вариациях, на протяжении примерно полутораста лет, с начала ХIХ до середины ХХ века мода старалась сделать мужское тело максимально закрытым, сдержанным, эмоционально невыразительным. Модная одежда как показатель статуса маркирует не столько индивидуальные, сколько социальные качества. На вопрос «Что значит быть хорошо одетым?», известный венский архитектор ХIХ в. Адольф Лоос ответил: «Это значит быть правильно одетым»23. Не красиво, не богато, а именно правильно. 24 Цит. по Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. С. 267.
25 Wolter G. Die Verpackung des maennlichen Geschlechts ... S. 168.

Серьезный, уважаемый мужчина носит длинные штаны и закрытую обувь, его шея и руки также закрыты. Строгость фасона мужской одежды усугубляется цветом. Яркое многоцветье придворного платья сменила унылая однотонность, с преобладанием черных, серых или коричневых тонов. Русский модный журнал писал в 1899 г. : «Вместе с карнавалом 1850 года исчезли последние цветные мужские костюмы; с этого времени воцарилось монотонное однообразие и некрасивые черные фраки и сюртуки и царствуют до сих пор»24. Мужской костюм старается быть максимально бесполым, не обрисовывая тела. Формальная одежда заставляет мужчину держаться прямо, но сковывает движения. Какое бы то ни было украшение или расписывание мужского тела (например, татуировка) строго запрещены, это делают только в преступных сообществах. Известный историк мужской одежды Гундула Вольтер называет этот процесс «самокастрацией посредством моды»25.

Разумеется, это упрощение. Хотя мужская одежда была более строгой и консервативной, чем женская, в ней было достаточно много вариантов и вариаций, причем каждый стиль одежды по-своему красив и привлекателен.

За разными стилями и моделями одежды всегда стоят разные нормативы мужской красоты, которые отчасти сменяют, а отчасти сосуществуют друг с другом. Причем они могут быть прямо противоположными.

Издавна считалось, что «настоящий мужчина» должен быть грубоватым и лишенным стремления нравиться. Соблазнительность и изящество часто ассоциируются если не с прямой женственностью, то с недостатком мужественности.

Однако во все времена были мужчины, которые не соблюдали этих правил, уделяли много внимания собственной внешности и выступали против стандартизации мужского тела и костюма. Это были так называемые денди (например, Оскар Уайльд в Англии и Стефан Георге в Германии). За их необычной и в силу этого вызывающей одеждой стояла не просто потребность выделиться из массы, но и сознательный эстетизм, желание сделать свое тело более выразительным и экспрессивным, превратить его в произведение искусства. Эта установка приходила в конфликт с традиционным каноном рациональной и сдержанной маскулинности.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Картина мира в народном
Панталоны кафтаны красивым

сайт копирайтеров Евгений