Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Дракон жестокий и ужасный правит людьми (имеющими, тем не менее, своего царя). Надо полагать, что его жестокость и ужасность в материальном смысле проявляется в том, что люди голодают, а в моральном плане - в том, что они регулярно (ежегодно?) от(вы)дают Дракону девушек (считается, что для поедания. Одна (красивая) девушка в год - строгая диета). Он «живет в недоступном замке», где и «спит на куче золота» и т.п. Таким образом, дело представлено так, будто Дракон имеет существенно нечеловеческую природу: поедает девушек, а не хлеб (а ведь все знают, что надо делать с девушками - брать за себя замуж, и что надо делать с хлебом - выращивать или выменивать в достаточных количествах), бессмысленно валяется на золоте (а ведь все знают, что надо делать с золотом - в частности, потреблять хлеб и зрелища), хотя, казалось бы, мог «раздать его народу» (а уж тот нашел бы ему применение, стал бы «жить-поживать, добра наживать»). Для того, чтобы одолеть Дракона и вернуть людям, (как иногда подчеркивается), свободу, нужен Герой. Претенденты на эту роль периодически находятся. Однако, каждый из них, пробившись, наконец, в замок Дракона, больше из него не выходит, и властвование Дракона продолжается. Считается, что Дракон их побеждает.

Однако, настоящий Герой сказки, о котором рассказывается более детально и подробно, чем о его предшественниках (что о них говорить...), преодолев множество препон (как объективных, так и зачестую поставленных своими же соплеменниками), добирается до Дракона и в жестоком поединке убивает его.

Назовем это событие точка 1.

Возможно, ему помогает волшебный предмет или свойство, (например, невидимости), которые либо даны (сообщены) ему извне, либо обретены самостоятельно (иногда в странствиях и лишениях).

Тут он оказывается в положении принимающего решение, т.е. синонимически говоря, властителя. И становится (в сказке - на непродолжительное время, и претерпевая буквальное, физиологическое превращение), новым Драконом сам. Традиция рассказывания этой сказки, естественно, не предусматривает погружения в психологию победившего Героя, и создает впечатление, что его поступок обусловлен внешними, вполне материальными и понятными (вероятно, рассказчику) причинами, а именно - непреодолимым соблазном власти (все остальные подчиняются жестокому обращению и безропотно приводят новых горюющих женщин)[4] и богатства (вот оно - целая куча). Таким образом, нечеловеческому (вопрос сверх- или недо- справедливо не обсуждается) существу, т.е. и старому Дракону, который по определению таков, и новому, который несомненно обладает качествами, отличающими его от других людей, иначе он не смог бы пройти все испытания, добраться до старого Дракона и уничтожить его, приписываются вполне человеческие, понятные, материальные устремления. (Так, Ч.Дарвин создал свою теорию происхождения видов, приписав «животному миру» свойства человеческого сообщества, описанные Мальтусом, о чем сам и упомянул в самом начале своего труда и что впоследствии было вытеснено общественным сознанием). Однако, в контексте сказки они осуждаются и считаются низменными (в точности, как и биологическая «борьба за существование» при перенесении аналогии обратно - из теории Дарвина на человеческие взаимоотношения) по сравнению с предполагаемым радением Героя о благе не себя, но других, своего народа в целом. В реальной жизни (в обществе), предназначенной не для героев, а для обычных людей, или в реалистическом сценарии вышеуказанные устремления, конечно, не осуждаются, и все нормальные люди стремятся к власти (т.е. повышают свой социальный статус) и богатству (т.е. к дополнительным хлебу и зрелищам). По-видимому, можно считать, что эти устремления соответствуют представлениям всех нормальных людей о счастье (?). Заметим, что в психологическом смысле это означает скорее «заниженную самооценку» человечества или уж, по крайней мере, «внутрисказочное» утверждение реалистического сценария в качестве общепринятого. Таким образом, понятно, что сам-то рассказчик из тех, у кого реалистический сценарий вызывает полное одобрение, понимание и поддержку. Зачем же он превозносит «сказочного» Героя, почему же именно о Герое, стоящем (там, где мы его оставили), на пороге отречения от всех этих общезаманчивых вещей, рассказывается сказка?

Далее (в оптимистическом варианте старого мультфильма) в последний момент новый Дракон «прозревает», «стыдится» (у него просыпается «со-весть»), преодолевает соблазн роли нового Дракона и тут же претерпевает обратное физиологическое превращение в человека.

Назовем событие принятия им окончательного решения точкой 2.

Ну, а далее все развивается в быстром темпе и в деталях также не описывается. Вероятно, он «дает народу свободу», раздает золото (вероятно, для покупки хлеба) народу и женится на дочери царя, пославшего его на подвиг. Женитьба на дочери царя, фактически, есть получение награды (вообще? за отказ от соблазна?) - женщины, да еще и обладающей присвоенными ей достоинствами - красавица (по общему мнению), и высокий (поднимающий будущего мужа) социальный статус (дочь царя).

Итак, наступает «хэппи энд», который состоит в том, что царь (свой) - полновластно правит, Герой - поднимает свой социальный статус и живет с красавицей-женой, как все, а не продолжает заниматься совершением странствий и подвигов (незачем !), народ - (предположительно) разбогател (т.е. получил то, что хотел). В результате событий героической (нормальной) сказки укрепился и победил местный истэблишмент (система), состоящий из и опирающийся на людей, реализующих реалистичные сценарии.

Значение и смысл

Одновременно подспудно проводится и мысль о том, каковы должны быть устремления различных (несмешивающихся) слоев человеческого населения (принципиально различных ролей): у лидера - власть, у героя - женщина (дозволенная властью) и лишь в более отдаленной перспективе сама власть, у «прочей массы» - богатство. При этом отказаться от выбора одной из этих ролей, но претендовать сразу на несколько (на все) - значит стать Драконом, существом нечеловеческой природы, врагом, внешним по отношению к местному истэблишменту.

Иными словами, содержанием сказки является и следующее. Внешний враг нечеловеческой природы мешает различным слоям населения реализовывать свои представления о счастье, упомянутые выше. То есть, царю не удается полноценно властвовать (и он бесится), герою не выдают женщину (и он бесится), народной массе не удается богатеть, т.е. получать все больше хлеба и зрелищ (и она бесится). Все это указывает на то, что в системе существует неустойчивость. Путь же к счастью (устойчивости - !?) предположительно состоит из двух частей. В первой части - до точки 1 - появление достойного Героя и уничтожение им врага нечеловеческой природы. Во второй части - после точки 2 - автоматическое (никогда в деталях не описываемое) достижение этим счастья (в личной персональной жизни Героя, как уже не раз иронически отмечалось, «сказка» заканчивается свадьбой, а дальше начинается реальная, не стоящая описания жизнь). То есть, для того, чтобы основная масса населения могла переходить из точки «Жили-были...» в точку «Стали жить-поживать...» (добра наживать), необходимо, чтобы нашелся некто, кто с риском для жизни «пройдет опасный участок маршрута и навесит там перила для остальных».

При этом основная «мораль» сказки - экономически-правовая (см. также [5]) и состоит в том, что в театре жизни Претендент не должен брать больше, чем ему причитается, за победу над Драконом, (иначе говоря - у него должно хватить совести не воспользоваться своим положением), он должен взять лишь свою долю. Демонстрируются «кнут» и «пряник»: нарушит - получит (отрицательную) роль Дракона, врага, выполнит - получит (положительную) роль Героя.

Таким образом, появляются «Добро» и «Зло». Они идентифицируются с положительной или отрицательной ролями, на исполнение которых назначается (кем?) человек. Добро и Зло полностью представлены (например, в интервале 1-2) и воплощены в общественных чаяниях. Роль считается тождественной существованию.

Как получить положительную роль начинающему актеру? Обратиться к «режиссеру»? Спросить мнения «труппы»? Присвоить ее себе самостийно? Найти «ходы»? Иногда «труппа» об этих «закулисных интригах» и не подозревает, видели только, что шустрые мальчики хотели пробиться на роль Героя, да пороху не хватало. При этом только сказитель-«театровед», представляющий, что могло бы происходить в промежутке 1-2, не может не понимать, что главная, хотя и отрицательная, роль не менее привлекательна (существование не тождественно роли). Итак, «мораль», нравственная (т.е. ориентирующаяся на Добро и Зло) установка - сохранить сложившееся распределение ролей и систему этого распределения (опять-таки истэблишмент), не пытаться выйти за пределы доставшейся (от кого?) роли. Не проявить пассионарности - мог бы сказать Л.Гумилев[6]. Но это впечатление обманчиво. Пассионарии оказываются вострбованными, хотя и не совсем для того, для чего они, как принято считать, вострбованы обычно (см. ниже).

Любопытно отметить, как в тот момент, когда Герой (криминально) признает своими все доставшиеся ему ценности (власть, женщина, богатство), т.е. больше, чем предусмотренную одну (женщина), он теряет человеческие черты (превращается в Дракона, общего врага), а когда он (законопослушно) отказывается от обладания большим, чем для него предусмотрено, количеством ценностей, он приобретает (возвращает) черты человека (общего друга).

Таким образом, воспитательно-педагогический посыл сказки такого рода состоит в следующем. Вот герой сказки, он прославлен в веках, о нем буквально рассказывают сказки. Это - положительный герой, образец для подражания. Стань таким, как он, обращается сказитель к подрастающему мальчику. Который находится, вероятно, как раз на пороге того возраста, когда гормоны начинают играть в крови, и возникает потребность в женщине.

Никто ведь не подчеркивает (да, как правило, и не осознает), что, как было показано, единственный смысл этой - такой героической (т.е. включающей борьбу) - сказки состоит лишь в сохранении истэблишмента, в удержании имеющегося распределения ролей на основе введения и использования представлений о Добре и Зле, положительной и отрицательной ролях. Иначе говоря - в предотвращении революции, в отвращении от насильственного захвата (власти, женщины, богатства). Но, как и любой процесс-инициация, результатом которого является прием нового члена общества, сказка требует романтического содержания и предъявляет инициируемому определенные вызовы.

Вызовы и соблазны

Первый вызов, стоящий перед адептом, состоит в том, что, для того, чтобы стать Героем, надо претерпеть множество лишений разного рода. Например, сверстники играют в подвижные игры, а ты тренируешься во владении оружием или в физической подготовке. Сверстники в ролевых играх осваивают социальные роли, примеряют их к себе, пытаются «жить своей жизнью», таская на себе освоенные роли, как «клетку»[7], а ты овладеваешь премудростью книг (например, для последующего разгадывания загадок при встрече с Драконом), видишь условность и смысл этих ролей, можешь предсказать, что и как будет развиваться, потому что, например, знаешь, что возможных сюжетов всего тридцать два и видишь избранные людьми роли в них. Ясно, какую цену надо заплатить за способность такого видения: разгуливая по сцене в своих «клетках», веря, что живут своей жизнью и показывая друг другу, что и друг другу они тоже верят - в том, что живут каждый своей жизнью, - люди обретают самоидентификацию с ролью, получают ощущение собственного существования, подкрепленное выраженным поведением и словами других, верой других в то, что эти (первые) люди существуют и обладают такими-то свойствами. Великое дело, знать, что ты существуешь, что кто-то кроме тебя, уверен в твоем существовании. Но для этого надо быть уверенным, что существуют эти другие, т.е. признать их роли «реальной жизнью». Такая вот договоренность.

Но будущий Герой должен от этого отказаться.

Став одним из них - нормальных и более-менее счастливых людей, согласившись играть определенную (кем?) для него (себя) роль - герой станет предсказуемым, т.е. утратит «способность к невидимости», которая понадобится ему при встрече с Драконом. Сможет ли он при этом получить роль Героя (положительную, - что и расценивается как Добро)? Но кто помнит всех тех, кто отказался от такого существования (от «неглавной роли», от зова Добра), поставив все на предстоящий поединок, а потом проиграл?.. Герой не состоялся, значит, не о чем говорить. Нет и не было (напр., ситуация фильма[8], когда существование Калиостро со всем комплексом его свойств прямо отрицается доктором в беседе с ним же). Поэтому такой путь - путь отказа от самоидентификации с неглавной ролью - представляет собой вызов, и вызов рискованный.

До сих пор все идет нормально. Каждый выбирает свой путь, одни сразу решают, что поединок с Драконом - не их удел, и даже минимальных усилий не прилагают, чтобы обрести (или сохранить) свои отличия от других, напротив, охотно стремятся стать, как все, играть одну из (многих) всеми признаваемых ролей, достичь в ней успеха [7]. Другие какое-то время барахтаются, пытаясь «удержаться» в своем стремлении к (положительной) роли Героя (к Добру), но потом их сметает волна требований жизни, которые признаются ими. В частности, таким требованием может оказаться требование самоидентификация себя в неглавной роли как необходимое условие комфорта человека, идентифицируемого ими как близкого - капкан любви (семьи, детей, и т.д.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Лишь нетривиальный вариант Чудовища личность настойчиво
Дают дракону девушек
Соблазны смена сценария естественнонаучный подход женские сказки типология сказки сказки

сайт копирайтеров Евгений