<<< ΛΛΛ >>>
королевских дворцов, мануфактура принадлежит короне, руководит ею придворный
живописец. Так вот, неотесанный мужлан из Фуэндетодоса[3] и Сарагосы
немедленно попадает в тон, более того, именно в этом общем тоне и
проявляется его в высшей степени самобытное дарование. Четырнадцать лет
спустя, в 1790 году, он начинает вращаться в самом аристократическом
обществе и завязывает дружбу с крупными интеллектуалами того времени. Эта
вторая среда отличается от придворной: в ней господствуют другие запросы, в
нее вторгаются "новые идеи". И как раз тут мы видим новый взлет Гойи:
возможности, которые лежали в нем косной массой, приходят в движение. Еще
через пятнадцать лет, когда в Испании сказываются последствия Французской
революции, Гойя попадает в другую ситуацию и, несмотря на годы, на глухоту,
сразу же откликается на нее, черпая из тайников души новое вдохновение. Все
это может навести на мысль, что перед нами человек, сверхчувствительный к
окружению, живущий за счет него, или, как говорят характерологи и особенно
психиатры, "синтонным", настроенный на одну волну с обществом. Соматический,
телесный образ Гойи как будто соответствует этому определению.
Но когда мы говорим, что в картонах проявляется Гойя, было бы неплохо
решить для себя - в чем же конкретно? Превратные суждения о нашем художнике
<<< ΛΛΛ >>>
Старались подражать им смещение правила ОртегаиГассет Х. Гойя и народное 10 чувство Карамба полония соперничество Близкий современной оперетте Из традиций живописи
|