Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

d) Наконец, Имя Божие есть универсальная энергия Божия, превосходящая все силы и чудеса. Сильнее всего выражено это значение, пожалуй, в молитве царя Манассии на Великом Повечерии: «Господи Вседержителю, заключивый бездну и запечатствовавый ю страшным и славным Именем Твоим».

e) В связи со всеми предыдущим значениями Имени Божия стоит и общее магическое его значение, находимое нами, напр., во всех призываниях Имени, которыми начинается всякое богослужение, заклинание Именем, совершение таинств Именем (напр., Матф. ХХVIII,19: «идите, научите все народы, крестя их во Имя (baptizonteV eIV ?noma) Отца и Сына и Святаго Духа»). Ср. Деян. ХIХ,5. Всякое таинство совершается только Именем Иисусовым , и без произнесения слов «во Имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь» не действенно ни одно таинство, ни всякое чудодействие, очищение, освящение и т.д. Для удостоверения в этом стоит только хотя бы бегло просмотреть Требник. Из сотен примеров приведу след. «Исповедайтеся Господеви и призовите Имя Его, возвестите во языцех славу Его. Помяните, яко вознесеся Имя Его. Пойте Имя Господне, яко высокая сотвори» (Послед. освящ. воды святых Богоявлений). «Господи Боже сил, иже вся добра зело сотвори, очищаяй Именем Твоим всякую скверну и нечистоту и претворивый освящаяй вся» (Чин, бываемый аще случится чесому скверному впасти в кладезь). «Даждь заклинание мое, о страшном Имени Твоем совершаемо, грозно быти ему владыце лукавствия и всем споспешникам его» (молитва запрещальная св. Василия). «Сам и ныне Владыко, состраждай немощем нашим, благослови пшеницу сию Твоею благодатию и человеколюбием, благословением и окроплением воды сея, о Имени Твоем освященныя... сея причаститися причастия, во благодарение святого Твоего Имене неосужденным сохранитися» (Молитва над пшеницею осквернившеюся). Быть может, наилучший образец заклинания – молитва мученика Трифона против вредителей. Она вся состоит из заклинаний и, между прочим, содержит слова: «Еще заклинаю вас великим именем, на камени не писанным и не носившим, но расседшимся яко воск от лица огня» и т.д. Не следует христианину бояться впасть в языческий магизм, исповедуя Имя Божие как орудие заклинания. Ведь язычество только там, где обожествление твари, а заклинание Именем Иисуса Христа как раз есть взывание к помощи Того, Кто выше всякой твари и Сам является ее создателем. Кроме того, мы не можем не доверять Златоусту, написавшему эти слова: «Есть у нас духовные заклинания, – Имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста... Если же многие, хотя и произнесли это заклинание, но не исцелились, то это произошло от маловерия их, а не от безсилия произнесенного Имени; точно так же многие прикасались к Иисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена ... остановила долговременные токи крови. Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем Им украшаться, Им ограждаться» (том IХ, стр. 579).

IV.

Облобызаем убо Тя любезно, о сладчайшее

Имя Иисусово! Поклоняемся усердно пресвятоому

Имени Твоему. О, пресладкий и всещедрый Иисусе!

Хвалим превеликое Имя Твое, Иисусе Спасе...

Свят. Димитрий Ростовский.

Рассмотрим третью, и последнюю, группу значений, с которыми появляется Имя Божие. Это общее значение я бы назвал телеологическим, т.е. указывающим на некую великую Цель для стремлений твари. Имя в этом смысле есть то светлое и божественное бытие, к которому движется всякое иное бытие, и которое как бы издали руководит миром и привлекает его к себе. Если в энергийном, или теургическом, значении Имя Божие указывало на нисходящую энергию Божества, то в телеологическом значении оно указывает на восходящую энергию, погружаясь в которую человек приобщается божественной жизни. Тут тоже можно наметить несколько восходящих ступеней в общем стремлении к Цели.

а) Прежде всего, сюда относится понимание Имени как некоей предельной и бесконечной Цели, ведущей к Себе и освящающей все, что идет к Ней. Наиболее типичным примером такого значения являются слова «во Имя Господне», или «во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», там, где не имеется в виду специально заклинательная сила. Эти слова, которыми начинается обыкновенно, напр., церковная проповедь, говорят как бы о том, что проповедь произносится не иначе как в атмосфере божественных энергий, проповедь локализуется в Имени Божием и достигает своих целей только при направлении ее этими энергиями. Сюда же относится масса мест из свящ. Писания и богослужения, в которых употребляется выражение «Имени Твоего ради», хотя здесь часто имеются в виду и первые две категории значений. Приведем еще несколько мест. Матф. ХVIII,5: «И кто примет одно такое дитя во Имя Мое (En tO Onomati mou), тот Меня принимает». 20: «Ибо где двое или трое собраны во Имя Мое (eIV to Emon ?noma), там Я посреди них». ХIХ,29: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Имени Моего(Eneken tou Emou OnomatoV), получит во сто крат и наследует жизнь вечную». ХХI,9: «Благословен Грядущий во Имя Господне (En Onomati Kuriou) » Ср. ХХIII,39 и Марк. ХI, 9–10 и Лук. ХIХ,38. Марк. IХ,37 ср. с Матф. VIII,5. Марк. IХ,41: «И кто напоит вас чашею воды во Имя Мое (En Onomati), потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Римл. I,5: «... мы получили благодать и апостольство, чтобы во Имя Его (uper tou OnomatoV) покорять вере все народы». Евр. VI,10: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во Имя Его (eIV to ?noma ), послуживши и служа святым».

b) Далее, выделяется значение с моментом активного отношения к Цели. Тут выражаются самые разнообразные чувства, направленные к Имени. Вот ряд примеров из светильничных молитв на Вечерне. «Возвесели сердца наша, во еже боятися Имени Твоего Святаго» (мол.1). «Господи, Боже наш, помяни нас грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам святое Имя Твое» (мол.3). «Исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому» (мол.4). «Да и на ложах наших умиляющееся, поминаем в нощи Имя Твое» (мол.7). Матф. Х,22: «И будете ненавидимы всеми за Имя Мое (dia to ?noma)»; ср. ХХIV,9; Марк. ХIII,13. Матф. ХII,21: «И на Имя Его будут уповать народы» (из Исаии ХLII,1–4). Иоан. ХV,21: «Но все это сделают вам за Имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня». III Иоан., ст. 7: «Ибо они ради Имени Его пошли, не взявши ничего от язычников». Римл. II,24: «Ибо ради вас, как написано, Имя Божие хулится у язычников». I Коринф. I,2: «... со всеми призывающими Имя Господа нашего Иисуса Христа...» I Тим. VI,1: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на Имя Божие и учение».

с) Наконец, телеологическое значение доходит до прямого служения Имени и молитвы к Нему. Каждому, конечно, припоминаются такие, напр., тексты богослужения, как: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века», или «И даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное Имя Твое», и т.д. Свящ. Писание исполнено восхвалениями Имени Божия. В Филипп. II,10 прямо сказано: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы пред Именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних»7.

Однако есть в свящ. Писании одна великая и удивительная книга, которая, можно сказать, вся исполнена каким-то особенно глубоким благоговением и молитвой перед Именем Божиим. Это – Псалтирь. Как Деяния дают лучшие примеры энергийного значения Имени, так Псалтирь дает чудесные образцы телеологического значения, в аспекте молитвы, воспевания и восхваления. Прежде всего об уповании на Имя Божие. Пс.IХ,11: «И будут уповать на Тебя знающие Имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи». ХХХII,21: «О Нем веселится сердце наше, ибо на святое Имя Его мы уповали». LI,11: «Вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на Имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими». Псалмопевец поёт , главным образом, Имени Божию. VII,18: «Славлю Господа по правде Его и пою Имени Господа Бога Всевышняго». IХ,3: «Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь Имени Твоему, Всевышний». ХII,6: «Воспою Господу, облагодетельствовавшему меня и буду петь Имени Господа Всевышняго». ХVII,50: «Буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь Имени Твоему». LХ,9: «И я буду петь Имени Твоему во век, исполняя обеты мои всякий день». LХVII,5: «Пойте Богу нашему, пойте Имени Его, превозносите Шествующаго на небесах». LХVIII,31: «Я буду славить Имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии». ХCI,2: «Благо есть славить Господа и петь Имени Твоему, Всевышний».СХХХIV,3: «Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте Имени Его, ибо это сладостно». Много мест также специально о славе Имени. ХХVIII,2: «Воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его». ХLIII,9: «О Боге похвалимся каждый день, и Имя Твое будем прославлять вовек». ХLIV,18: «Сделаю Имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки». LIII,8: «Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю Имя Твое, Господи, ибо Оно благо». LХII,5: «Так благословлю Тебя в жизни моей; во Имя Твое вознесу руки мои». LХV,2: «Пойте славу Имени Его, воздайте славу, хвалу Ему». LХХI,17: «Будет Имя Его благословенно вовеки; доколе пребывает солнце, будет передаваться Имя Его (в слав. переводе: «Прежде солнца пребывает Имя Его»); и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его. 19: И благословенно Имя славы Его вовеки, и наполнится славою Его вся земля». LХХVIII,9: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы Имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради Имени Твоего». LХХХV,12: «Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить Имя Твое вечно». ХCV,8: «Воздайте Господу славу Имени Его, несите дары и идите во дворы Его». ХCVIII,3: «Да славят великое и страшное Имя Твое: свято Оно!» CIV,1: «Славьте Господа; призывайте Имя Его; возвещайте в народах дела Его». CV,47: «Спаси нас, Господи Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое Имя Твое, хвалиться Твоею славою». CХIII,9: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей». CХХI,4: «Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить Имя Господне». CХХХVII,2: «Поклоняюсь перед святым храмом Твоим и славлю Имя Твое за милость Твою и за истину Твою». CХLI,8: «Выводи из темницы душу мою, чтобы мне славить Имя Твое». Псалмопевец не устает восхвалять Имя Божие и благословлять Его. ХХI,23: «Буду возвещать Имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя». ХХХIII,4: «Величайте Господа со мною, и превознесем Имя Его вместе». ХCV,2: «Пойте Господу, благословляйте Имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его». ХCIХ,4: «Славьте Его, благословляйте Имя Его». Псалом 112-й посвящен восхвалению Имени и славы Божией. «1. Хвалите, рабы Господни, хвалите Имя Господне. 2.Да будет Имя Господне благословенно отныне и вовек. 3.От востока солнца до запада да будет прославляемо Имя Господне. 4.Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его». CХLIV,1: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять Имя Твое во веки и веки». 21: «Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое Имя Его во веки и веки». CI,22: «... дабы возвещали в Сионе Имя Господне и хвалу Его в Иерусалиме». CХХХIV,1: «Хвалите Имя Господне, хвалите, рабы Господни». CХLVIII,5: «Да хвалят Имя Господа, Он сказал и – они (небеса и воды) сделались, повелел, и – сотворилось». 13: «Да хвалят Имя Господа; ибо Имя Его единого превознесено, слава Его – на земле и на небесах». CХLIХ,3: «Да хвалят Имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему». Наконец, Имя Божие вызывает у псалмопевца самые разнообразные чувства: любовь – V,12: «И будут хвалиться Тобою любящие Имя Твое»; LХVIII,37: «И любящие Имя Его будут поселяться на нем (на Сионе)»; страх – LХХХV,11: «Утверди сердце мое в страхе Имени Твоего»; CI,16: «И убоятся народы Имени Господня, и все цари земные – славы Твоей»; радость – LХХХVIII,17: «О Имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся»; памятование о Нем – CХХХIV,13: «Господи, Имя Твое вовек; Господи, память о Тебе в род и род»; избежание хулы на Него – LХХIII,10: «Вечно ли будет противник хулить Имя Твое?»

Кроме Псалтири, из богослужебной практики необходимо привести Акафист сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу, в качестве удивительного примера разбираемой нами категории значений. Важно отметить, что этот Акафист называется также Акафистом пресладкому Имени Иисуса, что и подтверждается в первом же икосе: «Ангелов Творче и Господи сил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего Имене». Кроме того, Акафист этот состоит в главной своей массе из перечисления Имен Божиих, выявляющих удивительные и непостижимые свойства и действия Божии и пронизанных глубочайшей мистикой света: «Иисусе, красото пресветлая»; «Иисусе, освети мя темнаго»; «просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца»; «Иисусе, ума моего просветителю»; «Иисусе, свете мой, просвети мя»; «возсия вселенней просвещение истины Твоея»; «Иисусе свете, превысший всех светлостей»; «Иисусе, светлосте душевная»; «светоподательна Светильника, сущим во тьме неразумия, прежде гоняй Тя Павел, богоразумнаго гласа силу внуши и душевную быстроту уясни»; «Иисусе, просвети моя чувствия, потемненная страстьми»; «Иисусе, одеждо светлая, украси мя»; «Иисусе, бисере честный, осияй мя»; «Иисусе, камене драгий, просвети мя»; «Иисусе, солнце правды, освети мя»; «Иисусе,Свете святый, облистая мя». В Акафисте, наконец, подчеркнуто, что и «аллилуия» воспевается Имени. «Все естество ангельское безпрестанно славит пресвятое Имя Твое, Иисусе, на небеси, «свят, свят, свят» вопиюще; мы же грешнии на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа». «Тем же превознесеся Имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа».

Я не знаю в церковных богослужениях произведений более глубоких и величественных, более нежных и интимных, более благодатных и осиянных, более напоенных и пронизанных неизъяснимой и захватывающей музыкой и мистикой, чем Псалтирь и Акафист Иисусу Сладчайшему. И вот оба эти произведения написаны для прославления Имени Божия.

V.

Блажени испытающии свидения Его,

всем сердцем взыщут Его.

(Псал. CХVIII,2).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Построения дома имени господню
Сущность божия в пределе непознаваема энергии абсолютно
Лосев А. Имяславие и платонизм философии 11 энергий

сайт копирайтеров Евгений