Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эстетика городов претерпела значительные модификации в период первоначального расширения индустриального строительства 60 – 70-х годов. Характерное для этого времени типовое проектирование вытеснило архитектуру как искусство и трансформировало ее в сугубо технологическую деятельность. В крупных городах значительные территории стали застраиваться не просто типовыми зданиями, но типовыми микрорайонами. Одинаковые, жестко распланированные, они вытеснили собою слободские поселения, кольца огороднических зон, окружающих крупные города. Более того, они активно проникали в исторически сложившиеся части поселений, разрушая привычные их образы и исторические планировки. Конечно, ни о каком эстетическом соотношении старых кварталов и новостроек речь не шла. Достаточно обратиться к застройке Нового Арбата, кварталов между Старым Арбатом и Пречистенкой, чтобы увидеть, как ныне нарушен – и не складывается – визуальный обобщенный образ этой части Москвы.

Разумеется, в названный период решалась – и во многом уже разрешена – существенная социальная проблема: обеспечить горожан относительно комфортабельным жильем. В то же время стало очевидным, что использование ограниченных культурных средств – только технологических безотносительно к эстетическим – заметно ухудшает качество городских сред. Новостройки отличаются визуальной монотонностью и одинаковостью, упрощенностью пространственной организации. В исторических кварталах внеэстетические принципы строительства порождают хаотичность застройки, разрушение сложившихся архитектурных образов. Ситуация усугубляется еще одним значимым с точки зрения культуры любопытным обстоятельством. Речь идет о постепенном вытеснении людей из предназначенных для жилья старых домов с их просторными, ориентированными на сложный образ жизни помещениями, в тесные клетки новостроек, сконструированных по типу общежитий. Добротные, красивые, удобные большие дома шаг за шагом занимались под учреждения и соответственно перестраивались их интерьеры. То же происходило и с частью стандартных двух– трехэтажных построек. Другая их часть разрушалась, и освободившиеся территории в большинстве случаев не застраивались, становились пустырями, зарастающими бурьяном, превращались в свалки или стоянки для автомобилей. Особняки занимались под учреждения или музеи. Следует подчеркнуть, что эти здания (может быть, за исключением особняков) обязательно перестраивались внутри. Однако странно то, что эти перестройки совершались не для удобства городских жителей, не для улучшения жизненных условий людей. Напротив, здания разбивались на учрежденческие клетушки, полностью уничтожающие выполненные по проекту архитектора функционально и эстетически осмысленные интерьеры.

Сейчас, в условиях приватизации городской земли и недвижимости, ситуация может улучшиться, и есть основания ожидать определенных положительных сдвигов в эстетическом качестве жизненной среды. В каком же направлении целесообразно менять это качество? Разумеется, подходов к решению такого рода задачи может быть множество. Скажем, для индустриально ориентированных градостроителей самым важным будет обеспечение условий для удобного передвижения строительных машин, транспорта, максимальной дешевизны сооружений. Архитектор-любитель старины будет стремиться реконструировать исторический облик города, а новый проект постараться стилизовать под какой-нибудь из стилей минувшего. Сторонник средового подхода будет искать образную выразительность городской среды объединением современной архитектуры с тем, что осталось от прошлого. Что касается частных заказчиков, то они, как правило, задумываются об эстетическом качестве своей собственности с точки зрения ее репрезентативности. Квартиросъемщиков интересует прежде всего функциональное удобство окружения – доступность бытовых служб, детских учреждений, транспортных средств. А сравнительно недавно специалисты растолковали им экологические проблемы города, и теперь прибавилось требование очистить воздух, воду, землю и т.п. Ниже речь пойдет о некоторых общих принципах организации культурной среды города, объединяющих функциональный, эстетический и экологический аспекты такой организации. Причем качество предлагаемых решений будет оцениваться в соответствии с современными профессиональными критериями.

По-разному следует подходить к формированию культурной среды исторических центров города и кварталов-новостроек. Исторические центры характеризуются архитектурным многообразием построек, особой конфигурацией планировки. Обычно имеющиеся здесь здания принадлежат к различным эпохам и потому отличаются друг от друга габаритами, архитектурными стилями. Тем не менее такие части города воспринимаются как целостности, где архитектурное многообразие не производит впечатления эклектики из-за привычности пространственной объединенности разностильных зданий. Историческая планировка тоже воспринимается как нечто естественное и исходно заданное. Она не вызывает раздражения у людей, живущих в старых кварталах, несмотря на свою сложность. Если с этой точки зрения рассматривать исторические центры городов как жизненные среды, следует подчеркнуть необходимость сохранить многообразие в их облике. Культурная ценность такого сохранения очевидна. Прежде всего здесь пространство соразмерно человеку и пластике его движений. Далее, сколь бы привычным ни был облик исторического центра, разнообразие его составляющих предотвращает возникновение ощущения визуальной монотонности. Наконец, в структуре города такие центры выступают как своего рода эталоны при оценке других его частей. Иными словами, для жителей города исторический центр в первую очередь определяет его культурный образ, становится символом исторической преемственности поколений городских жителей, знаком самобытности города, эталоном, с которым соотносят другие части городского пространства.

Исторические центры приобретают особую ценность при ускоренном развитии городов. По мере насыщения города продукцией индустриального строительства такие места приобретают особую заметность. Более того, становятся очевидными их взаимные различия, и они приобретают функцию культурного (в отличие от административного) районирования города. Именно поэтому и в эстетическом отношении сегодня, при обилии типовых сооружений, особенно внимательно следует относиться к поддержанию своеобразия городских исторических центров.

Иной принцип эстетизации городской среды следует применять к новым районам. Здесь задача заключается в целенаправленном введении пространственного, визуального разнообразия с тем, чтобы преодолеть монотонность застройки. Сегодня для этого в отечественных разработках городского дизайна уже существуют специальные средства. Можно применять колористические решения, при которых отдельные части больших жилых, промышленных, административных кварталов выделяются различными цветовыми гаммами. Возможно внесение многообразия в среду с помощью малых архитектурных форм (скульптура, живописные киоски, красиво оформленные остановки транспорта). Важным эстетизирующим фактором здесь становятся зеленые насаждения. Хорошо подобранные деревья и кустарники на улицах и в скверах, газоны и цветники во дворах обычно создают приятные для глаза городские пейзажи даже в сочетании с достаточно упрощенной архитектурой. Кроме того, несомненна их экологическая ценность.

Интересно можно использовать и небольшие строения, перенесенные из исторических частей города. Уже существуют проектные предложения помещать одноэтажные старые, в том числе деревянные, дома внутрь дворовых пространств в системах многоэтажных кварталов. Такой дизайнерский ход не только вносит многообразие в жизненную среду новостроек, но и решает задачу перехода от несоразмерных человеку многоэтажных домов и дворов к вполне приемлемым объемам и композициям пространства.

При изменении отношения к жизненной среде, расширении участия частных предпринимателей, собственников жилья, городской общественности в ее благоустройстве возможны и более дорогие экономически, эстетически важные решения. Например, можно вернуться к узорчатым решеткам при устройстве новых бульваров и скверов, кованым литым кронштейнам, поддерживающим козырьки над входами в дома. В принципе технологически разработан относительно недорогой способ облицовки природным камнем бетонных поверхностей. Есть и другие способы внести многообразие в облик новостроек. Но это возможно лишь в случае прямого контакта архитекторов, дизайнеров с заказчиками, с одной стороны, и изменения системы финансирования в градостроительстве – с другой. Сейчас такая возможность активно обсуждается на государственном уровне, но пока практически реализуется лишь в минимальной степени.

При переосмыслении городского пространства важно выделять и эстетически подчеркивать функциональные зоны, которые закрепляют устойчивый образ города, являются значимым фактором его внутреннего упорядочения. Образцы такого выделения хорошо известны. Это городские площади, административные, деловые, культурные центры. Многие из них сложились исторически и продолжают сохраняться в качестве особых городских сред. Например, в Москве ул. Ильинка – это старый деловой центр с его совершенно специфичной официального стиля архитектурой. Или же Столешников переулок как торговый центр, где все нижние этажи полностью заняты магазинами, кафе, а основным визуальным стимулом становятся витрины. Можно привести в пример также Театральную площадь, хотя это всего лишь остатки такой функционально выделенной зоны. Ее границы довольно размыты, она утратила четкую форму, и это большая потеря для облика города.

Однако для больших городов сегодня исторических зон такого рода оказывается явно недостаточно. Их отсутствие, особенно в новых кварталах, существенно затрудняет восприятие городского пространства. Люди не имеют ориентиров для разграничения одних частей города от других. У них складывается представление об этом пространстве как о хаотическом нагромождении домов и беспорядочном переплетении улиц. Единственным ориентиром в этом хаосе становятся широкие транспортные магистрали, которые в крупных городах и определяют его „макро-членение”, кстати, совсем недостаточное для освоения городского пространства.

Сегодня людям необходимы другие, более мелкие ориентиры, которые, с одной стороны, становились бы знаками различных функциональных частей города, а с другой – фиксировали бы границы сомасштабных человеку сред. В качестве примера можно обратиться к учреждениям культуры – музеям, театрам, кинотеатрам, паркам, – большинство из которых представляет собой отдельные объекты. Нетрудно увидеть, что они могут стать важным фактором в образовании городской среды.

Начнем с внешнего вида таких учреждений. Обычно это специальные архитектурные сооружения или природные объекты (городские сады, парки и т.п.) с множеством культурно значимых элементов и деталей. Соответственно они обладают большими возможностями для визуальной организации эстетически привлекательной среды. Каждый такой объект можно сделать ее центром. Исходя из ранее упомянутых принципов полистилистики, в качестве системообразующей принимается практически любая его характеристика: размер, стиль, доминирующий цвет, броская малая архитектурная форма. Вокруг этого и выстраивается отчетливый визуальный образ микросреды. Важно, чтобы он имел четкие границы, легко „прочитывался” как целое, ключом к восприятию которого становится выделенная характеристика. Многообразие эстетических возможностей объектов, выбранных в качестве средообразующих центров, акцентировка их различных сторон – гарантия того, что построенные вокруг них локальные среды не будут однообразными в структуре крупного города.

Организация высококачественной среды на базе учреждений культуры подразумевает продуманный последовательный переход от внешнего вида к интерьеру. Здесь также есть большие возможности добиться эстетической привлекательности. Это тем более важно, что в отношении интерьеров учреждений культуры сложилась дурная инерция: помещения читальных залов и библиотек напоминают унылую канцелярию; в фойе театров и концертных залов современные элементы интерьера (киоски, буфеты, фотографии и т.п.) резко контрастируют с более старыми, выполненными в соответствии с проектом; казенно и неуютно выглядит большинство помещений кинотеатров и клубов. Такую инерцию можно преодолеть, если у этих учреждений появятся хозяева, заинтересованные в привлечении публики и имеющие для этого средства. Тем более, что сегодня в стране много прекрасных художников по интерьеру, экспозиции, прикладному искусству.

Эстетическое качество интерьеров учреждений культуры оказывает существенное влияние на степень их привлекательности для посетителей. И в этом случае также важно разнообразие решений. Сейчас доминирует два „образа” интерьеров: „парадный” (который в государственных учреждениях быстро превращается в стандартно-официальный) и „подвальный”, где откровенно господствует эстетика безобразного (помещения ряда молодежных театральных студий, дискотек и т.п.). Оба образа родились „естественным” путем под воздействием работников и посетителей таких учреждений. И уже стало очевидным, что самодеятельное решение эстетических вопросов, связанных с оформлением интерьеров, просто невозможно. В результате нарастает тенденция деэстетизации, упрощения декора интерьеров, не находящихся под наблюдением заинтересованных хозяев и профессиональных дизайнеров. В то же время нарастающая в обществе потребность в эстетическом их осмыслении, существенном качественном улучшении, разнообразии стимулируют поиск новых пропорций, цветовых сочетаний, элементов декора, что становится заметным, в частности, при определении интересов крупных банков.

Сегодня многие интересные решения уже существуют в профессиональной среде художников и архитекторов. Но важно, чтобы их опыт нашел более широкое распространение и стал подлинным действенным фактором в городской культуре. Для этого необходимо разработать формы их постоянных взаимных контактов с работниками и посетителями учреждений культуры, с городскими районными властями. Подобные связи тем более важны, что, как показывает практика, любой самый лучший запроектированный интерьер претерпевает изменения во времени, и лучше, если эти изменения находятся под контролем специалистов.

Высокое качество и разнообразие внешнего и внутреннего оформления учреждений культуры в совокупности может стать важным фактором, приобщающим людей к осмыслению и освоению городского пространства. Квалифицированные же архитектурные и дизайнерские решения повлекут за собой важные средообразующие последствия не только для отдельных таких учреждений, но и для города в целом, ибо каждое из них в этом случае окрашивает своеобразием ту часть городской среды, в которой оно находится.

Другой важной эстетической функцией учреждений культуры является организация пространств для совместного пребывания и взаимодействия людей. Формообразующее влияние архитектуры и дизайна на эти процессы хорошо известно. Именно поэтому многие важные аспекты пространственного поведения и взаимодействия могут быть скорректированы и развиты за счет целенаправленного использования имеющихся эстетических элементов учреждений культуры. При многообразии и динамизме современной городской жизни людям приходится принимать во внимание ее разнородность, менять угол зрения, направление действий и поведение при переходе из одной социокультурной ситуации в другую. Навыки такого рода могут развиваться и закрепляться за счет пребывания в достаточно сложной, но четко организованной в пространственном отношении среде учреждений культуры.

Полноценная жизнь в современных крупных городах, адекватное участие в процессах, связанных с ускорением социокультурной жизни, предполагает гибкость, пластичность социального поведения личности. Сейчас этот аспект индивидуальной инкультурации оказался за пределами программ дошкольного и школьного воспитания. Восполнить хотя бы частично этот пробел можно за счет целенаправленной организации различных пространственных сред учреждений культуры.

Важным элементом подобного рода среды является внешняя территория, окружающая здание. Она может выполнять целый ряд функций: подготовка настроения посетителей, прогулка, ожидание знакомых и т.п. От пространственного решения этой территории зависит наличие или отсутствие толпы и толчеи, траектории входа и выхода из здания, а также формы движения на самой площадке. Далее, организация интерьеров также влияет на пластику поведения. Скажем, в зрелищных учреждениях соотношение помещений гардероба, лестничных маршей, фойе, зрительного зала, буфетов задает совершенно определенную ритмику движения людей. По-разному складывается движение людей в фойе, где устраивается какая-либо экспозиция и где ее нет. Если потоки движения продуманы как эстетически организованные формы, это становится значимым фактором для закрепления своего рода этикета поведения в публичных местах. Более того, необходимо стимулировать развитие специальных культурно зафиксированных форм такого поведения и их смен в подобных учреждениях. Раньше, например, театры и концертные залы были местами не только восприятия искусства, но и общения со знакомыми. Фойе, ложи, буфет составляли те микросреды, где можно было обменяться новостями, впечатлениями и в то же время „людей посмотреть и себя показать”. Вероятно, это и сегодня вполне возвратимо. Можно искать и новые формы.

Для современного горожанина чрезвычайно значим навык бесконфликтного перехода из одной социокультурной группы и ситуации в другую. Это подразумевает подвижность не только в поведении, но и в ориентации в „ценностных пространствах”. Ведь в каждой социокультурной группе существуют свои эстетические критерии оценок предпочитаемых структур общения, способов проведения досуга, пристрастий в области моды. В то же время современный житель крупного города никогда не принадлежит только к одной социокультурной группе. Поэтому ему так важно усвоить и поддерживать навыки перехода из одной социокультурной группы, ситуации в другую. Можно сказать, что учреждения культуры просто предназначены для этой функции. Действительно, в зрелищных учреждениях люди получают возможность из обыденной культуры перейти в мир искусства. В клубах собираются особые группы, отличающиеся от профессиональных и дружеских. Однако сегодня того, что предлагается здесь, недостаточно.

По-видимому, разнообразие культурных ценностей в социокультурных группах нужно теперь представлять в большем объеме и в новых формах. Так, ценностная неоднородность современной городской культуры нашла отражение в искусстве как принцип полистилистики. Возвращаясь к эстетическому оформлению учреждений культуры, можно говорить о применимости этого принципа при формировании их культурной среды. Можно цветом, акцентированием деталей и т.п. сопоставить архитектурный стиль выделенного учреждения со стилем окружающих сооружений по подобию или контрасту. В интерьерах полистилистика может быть реализована средствами дизайна, в том числе с помощью смены экспозиций различного рода. Вообще, опыт, накопленный российскими архитекторами и художниками при работе с предметным миром, может быть с успехом использован в учреждениях культуры для представления современной ценностной дифференциации.

Возможна также весьма интересная организация выставочных пространств, имитирующих многообразие культурных ситуаций, структур социального взаимодействия. Так в Москве опыт Государственного музея изобразительных искусств сложился в своего рода образец „светского” времяпрепровождения: экспозиции, концерты, собрания-беседы узкого круга специалистов. Выставки в Манеже, на Кузнецком мосту, проходившие в 80-х гг., стали образцами организации различных групп общения: зрители, художники, представители других видов искусства, искусствоведы. Причем общение здесь было достаточно свободным, разнообразным, пространственно хорошо организованным, в чем большая заслуга тех, кто целенаправленно и профессиональными средствами выстраивал экспозиционное пространство и культурную программу.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Становятся необходимы на определенной стадии развития человека для формирования самой человеческой сущности
культуры Киященко Н. Эстетическая культура 3 культуры
Детерминированной кодом его собственной культуры
Однако прежде чем перейти к характеристике категории эстетической науки
О дефиците культуры

сайт копирайтеров Евгений