Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Творчество – душа многообразных форм эстетического освоения действительности, которое есть не просто познание ее, но определенное преобразование, ибо предполагает „встраивание” в нее и произведенного человеком ее образа. „Преобразование действительности вокруг нас, – писал А.Белый в своей статье „Проблема культуры”, – зависит от преобразования ее внутри нас: творчество оказывается первее познания”[32]. Психическая ценность творчества состоит в том, что оно, расширяясь, вовлекая в свою орбиту все способы осуществления человеческой деятельности, неизбежно ведет к преображению самой личности. „Последняя цель культуры, – по мнению А.Белого, – пересоздание человека”[33].

Обеспечивая рост человеческого самосознания – индивидуально по форме, универсально по сути и смыслу, – культура позволяет соотносить оба направления преобразовательской деятельности, что определяет адекватность и развитие способов утверждения человека в мире. Ценность внутренне переживаемого опыта в том, что он образует индивидуальную целостность способов человеческого творческого выражения.

Не отделяя эстетическую культуру от эстетического сознания, следует подчеркнуть, что в отличие от эстетического сознания, которое в определенных своих аспектах может формироваться самим контекстом человеческого существования, качествами среды, воздействием окружения и т.п., эстетическая культура никогда не бывает продуктом стихийного процесса формирования. Она всегда предполагает личную активность, направленную на себя как объект формирования. Это, как правило, сознательно (осознанно) организуемый (прослеживаемый) процесс, имеющий целью достижение намеченного результата. И если культуру возможно себе представить как в определенной степени „обуздание” и даже, в известной мере подавление природного в человеке – социально-культурным (традиция, находящая оправдание и легитимизацию в теории З.Фрейда об исходной порочности человека, окультуриваемого цивилизацией и в процессе социализации подавляющего все свои природные инстинкты, действующие против принятых в обществе норм), то эстетическая культура означает развитие и утончение именно природного, его облагораживание, но не вытеснение или подавление. Развитие эстетической культуры возможно лишь на основе признания самостоятельных прав чувственного познания, что утверждает равноправность суждений вкуса с суждениями ума.

Как уже говорилось, эстетические чувства означают особый модус существования и протекания, а также особую качественную характеристику тех чувств, с помощью которых человек видит, слышит, ощущает и т.п., первично оценивая действительность. Культура, в широком смысле, этого видения, слышания, ощущения, чувствования и оценивания, т.е. содержательно обогащенная, облагороженная деятельность чувств и наличие развитых, утонченных форм их выражения, позволяет человеку расширить и обогатить свое представление о действительности, поскольку расширяется сама возможность и готовность восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Эстетическая культура становится как бы особым показателем способности тонкой корреляции между миром внешним, от которого отталкивается восприятие, и миром внутренним, где разворачивается его переживание. Это особый способ представления мира внешнего в мире внутреннем и основанный на нем особый способ различения этих миров. Развитие эстетической культуры позволяет говорить о формировании нового склада мировосприятия, мирочувствия и мирооценки, являясь, таким образом, характеристикой ценностных оснований внутреннего мира человека.

Только наличие определенной структурированности внутреннего мира человека, позволяющей осуществить кристаллизацию его эстетического опыта, делает возможным формирование соответствующего эстетического сознания, т.е. такого состояния способности человека взаимодействовать с миром, когда созданы устойчивые внутренние формы для удерживания представлений о нем. Развитие способности к формированию представлений, ставшее основой для становления воображения, фантазии, самой памяти, позволяющей человеку удерживать и сохранять в сознании то, что он непосредственно не воспринимает, дает человеку возможность поставить рядом с миром – целостную картину мира, воспроизводящую наиболее важные, наиболее ценностные для человека предметы, явления и связи мира.

Трудно переоценить значение для сознательной жизни человека сформировавшегося феномена воображения, которое совершенно справедливо называют „хлебом культуры”. Без способности воображения, которое формирует внутреннее пространство сознания, переживания, освоения опыта и т.п., было бы невозможно говорить ни о памяти, позволяющей сохранять и накапливать опыт, ни об искусстве, образы которого живут как внутренние формы сознания и в деятельности творца, и при восприятии его произведения другими.

Именно эстетическая чувственность наполняет живым содержанием образы фантазии, становящейся на определенной стадии развития человеческого мозга необходимым инструментом для расширения чувства бытия, для расширения самой сферы опыта и его понимания, когда опытом может становиться не только непосредственно воспринятое, но созданное, сконструированное во внутреннем пространстве сознания. С помощью фантазии человек творит и новые миры, „обживает” их, конструирует новые реальности, расширяя сферу своего обитания трансцендированием сознания в иные измерения, а сферу своего опыта – трансцендентальными переживаниями. Без воображения невозможно было бы ни становление внутреннего мира человека, ни образование понятий типа „эстетическая реальность”, ни сотворение теогоний и космогоний. Воображение, фантазия, строящиеся как образы, разворачивающиеся как формы взаимодействия и т.д., – безусловно, суть эстетические феномены, составляющие необходимое условие самой творческой способности. Воображение предполагает установление гармонического соответствия полета фантазии и рассудка, и сдвигание их соотношения (в ту или иную сторону) позволяет человеку получать и формулировки научных понятий, и фантастические картины иных миров.

Проблема творчества как особого комплексного культурно-эстетического феномена заслуживает специального, обстоятельного и детального рассмотрения, здесь же она затрагивается лишь в определенном аспекте заявленной темы статьи. Способность к творчеству, будучи характеристикой состояния полноты и зрелости сознательной души, готовой воспринять импульс к деятельности по созданию нового, небывшего, не имевшего места, – есть специфически человеческий уровень адаптационной деятельности, позволяющий человеку наиболее адекватно реагировать на динамику состояний окружающего мира и тем успешнее вписать свое человеческое бытие в общее бытие мира. Творчество означает совершенствование механизмов предвидения, антиципации, планирования и т.п., строящихся на развитии воображения и фантазии. Все эти механизмы помогают организовать опережающее отражение действительности, без которого человеку было бы просто невозможно строить свою деятельность целенаправленно, т.е. в расчете на достижение нужного эффекта, в условиях постоянно изменяющегося контекста жизни.

Творчество расширяет представление человека о самом себе, о своих возможностях, своем внутреннем потенциале, делая его равноправным участником мировых процессов становления. Творческая активность, переводя психику на более высокий уровень функционирования, позволяет открывать и новые горизонты и перспективы бытия человека, способствуя его реальному утверждению в мире как рода и его психическому утверждению как индивида и личности. Эволюционное значение творчества как особого состояния и поведения в том, что оно способно гармонизировать весь порядок жизнедеятельности человека, поддерживать его психическое и даже физическое здоровье, активизируя его силы, оптимизируя общий настрой и характер, окрашенность восприятия. То напряжение жизненных сил, которого требует творчество, то ощущение полноты бытия и переживание своей человеческой и личностной значимости, которое оно дарует, дают человеку такую активность психической жизни, которая благотворно влияет на все биологические функции организма, помогает устанавливать и поддерживать духовное равновесие. И специалисты-медики, и сами художники утверждают, что творческая активность есть могучее терапевтическое средство, обеспечивающее порядок психической деятельности и гармоническое развитие и состояние внутреннего мира.

Внесение строя и порядка в содержание и выражение всех форм человеческой деятельности, составляющее задачу и функцию культуры, получает свое специализированное, художественно-эстетически организованное, выражение в искусстве. Искусство, можно сказать, составляет некую привилегированную область творческой деятельности, ибо здесь творчество выступает как эстетический феномен не только в плане организации внутренних мотиваций и внутренних процессуальных форм, но и в организации внешних форм проявления способов и результатов деятельности.

Искусство осуществляет не только организацию протекания внутренней духовной жизни человека, его сознания. Оно организует его освоение внешней действительности в наиболее эффективных формах ее отражения. Искусство становится человеческим способом овладения действительностью с помощью образного представления и осмысления ее, поставив рядом с ней – во внутреннем пространстве мышления – ее общую модель, им построенную. Образное мышление – как характеристика природы и специфики искусства – помогало освоить мир в тех аспектах и параметрах, которые могли не поддаваться рационально-логическому осмыслению. Эти свойства и возможности искусства предопределили то, что оно, по словам Л.Н.Толстого, стало „органом жизни” человека.

Действительно, искусство стало для человека могущественным способом освоения мира, ибо явилось универсальным средством моделирования бытия в его пространственно-временных измерениях, в его качественных характеристиках и способности изменения. Человек в искусстве осваивал пространство и время, переводя их в свои, лично ощущаемые и переживаемые пространство и время, с помощью доступных ему средств – художественных – организуя протекание пространственных и временных ощущений (в так называемых пространственных искусствах, например живописи, скульптуре, – посредством членения, ритмизации, конструирования объема пространства линиями, пропорциями и т.д.; в так называемых временных искусствах, например музыке, поэзии, – посредством организации времени деления, течения и развертывания, чередования и сталкивания впечатлений). Человек работал со смыслами пространственно-временных характеристик, творя мир искусства, а они в произведении работали на нужное художественное воздействие. Научившись оперировать с пространством и временем в процессе пространственно-временной организации художественного языка, он овладевал ими, лишая их подавляющей его власти, несоизмеримости их характеристик с характеристиками его личного бытия. Он как бы вводил их меру внутрь своей человеческой меры, „приручал” их и тем лишал их трансцендентальности.

Закрепление человеком в искусстве своей власти над действительностью сделало искусство, по словам О.Нимейера, „манифестацией духа человека”. Познавая действительность путем воспроизведения ее, т.е. создания своей, наполненной своим пониманием и опытом, действительности, человек тем самым осуществлял созидающую и развивающую его самого активность – эмоциональную, интеллектуальную, духовную. Строя свое представление о мире, человек строил и организовывал прежде всего самого себя. Искусство выступило самопроизводством человека во внешних формах, служа в то же время углублению понимания собственного внутреннего мира.

В искусстве обобщается, организуется, приводится в систему то, что представляется разрозненным, непонятным, даже непостижимым. В своих развитых формах искусство выступает как адаптация традиционных, общепризнанных общечеловеческих ценностей к жизни конкретных людей и обществ. Искусство являет в форме конкретных образов идеалы, оцениваемые как безусловные ценности, и тем создает как бы реальную перспективу движения к их достижению, помогая организовать общественную энергию и направить ее на созидательные цели. В.Брюсов совершенно справедливо заметил, что искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество.

Таким образом, эволюционное значение искусства не только в том, что оно позволяет овладевать внешним миром, организацию которого повторяет в своей организации и делает его постижимым, моделируя его, но и в том, какие глубокие изменения вносит оно в душу человека. Формируя соответствие внешней гармонии мира и внутренней гармонии человека, как бы уравновешивая их, искусство способно регулировать психический тонус, что используется и сознательно (вплоть до лечебных сеансов эстетотерапии), и бессознательно (массовые обрядовые действа, театрализованные шествия и т.д.). При этом восприятие гармонии, красоты, уравновешенности в лучших образцах искусства организует не только внутреннее состояние человека, но и внешние проекции его, т.е. поведение относительно окружающего мира. Создание и восприятие искусства позволяет изжить излишек эмоций, служит разрядке аффектов, регулируя и перераспределяя нервную энергию. Это становится основой переживания катарсиса – тотально протекающего чувства очищения и освобождения. Искусство позволяет осуществить невозможное, компенсировать недоступное, мысленно „примерить” желаемое. Искусство – это и не знающая границ и барьеров (временных, пространственных, языковых и др.) система коммуникации, позволяющая ему говорить со всем человечеством и отдающая в его распоряжение всю многообразную информацию, накопленную человечеством.

И, наконец, воспроизводя в искусстве красоту мира и создавая сам новую красоту, утверждая ее как ценность жизни, человек утверждает новый подход к миру, не связанный с непосредственной пользой или выгодой от овладения им, но обеспечивающий, помимо расширения экзистенциальной перспективы, и повышение экзистенциального уровня. Сама красота, эта центральная категория эстетики, имеет значение пробного камня в определении эстетической культуры. Часто ее и определяют как умение видеть, понимать, ценить красоту. Восприятие красоты, прекрасного гармонизирует душу, доставляя высокое эстетическое наслаждение, рождающее чувство воодушевления и подъема, пробуждает эмоции преимущественно положительного характера. Это также важный источник жизнеутверждающего настроя, интегрирующего все внутренние силы человека для творчества собственного бытия. „Перед лицом прекрасного в природе и искусстве, – пишет Г.-Г.Гадамер во «„Введении к работе М.Хайдеггера „Источник художественного творения”», – оживает вся целокупность наших духовных сил, их вольная игра”[34].

Таким образом, заключая это краткое рассмотрение эстетической культуры с точки зрения ее эволюционного значения для человека, можно сказать, что эстетическая культура в совокупности связанных с ней и обеспечивающих ее феноменов может быть определена как особый уровень целостного всеохватывающего отношения к миру, обусловленный ценностно ориентированной способностью человека с помощью развитой (умной) чувственности постигать действительность в ее целом, в ее гармонии и порядке, формировать целостный образ действительности, помогающий в ее столь же целостном понимании. Способность к подобному восприятию действительности в ее образном отражении помогает человеку выжить и, обогащая и утончая эстетическое содержание его отношения к миру, становится фактором его утверждения в нем. Это специфическое отношение к действительности выражается в деятельности человека, осуществляемой как предметная и мотивационно-побудительная в идеальном и материальном планах. Специфика восприятия, способа мышления и оценки выражается соответственно в специфике способа деятельности и в характере продуктов этой деятельности, будь то искусство или созерцание ландшафта. Специфический характер процессов осмысления и выражения (мира, себя, продуктов своей деятельности), определяющий особый способ работы с действительностью, образует новый аспект, новую грань освоения человеком и действительности, и собственной природы в ее наличном богатстве и могучих потенциях.

Эстетическая культура может быть охарактеризована как определенный уровень развития и организации эстетического сознания, которое не только представляет собой совокупность психоментальных характеристик человека и их проявлений, но и в структуре своей отражает порядок восприятия мира. В этом смысле эстетическая культура существует как некий достигнутый этап в организации комплексных отношений с миром и сама есть комплексное явление и показатель адаптационных возможностей человека, учитывающих перспективы его эволюции.

Под культурой в самом широком значении понимают внебиологический способ адаптации человека к миру. Эстетическая же культура особым образом „снимает” биологическое, включая его в переосмысленном виде, в пересозданном качестве в характер этого целостного отношения, которое составляет содержание процесса развития и функционирования культуры. И идущая от природы человека сторона его комплексно понимаемого поведения в мире составляет специфическую окраску, глубину и безусловность содержания эстетического отношения. Таким образом, эстетическая культура – это характеристика содержания и выражения отношения, способа его реализации, ценностного вектора процесса его протекания и опредмечивания.

Особое значение при этом имеет становящееся возможным с оформлением эстетических чувств создание общей картины мира, необходимой человеку для того, чтобы он мог ориентироваться в мире, адекватно строить свое поведение, планировать свою деятельность. Эстетическое развитие человека может осуществляться только как развитие целостное, охватывающее сферы представления, переживания, понимания. Такое развитие может быть обеспечено только работой целостной души. „Я убежден, – пишет Гегель, – что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте. Философ, подобно поэту, должен обладать эстетическим даром. Философия духа – это эстетическая философия”[35].

2. Проблема души как проблема эстетики

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эстетическая культура
Атрибуты художественного творчества
Только традиционная преемственность человеческого содержания
Несмотря на видимую фрагментированность современной культуры
Общение с другими культурами

сайт копирайтеров Евгений