Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В западном искусстве мудрость представлена древнегреческойбогиней Афиной (в римской мифологии Минервой). Богиня держит книгуили оливковую ветвь и ее сопровождает священная сова. На средневековыхкартинах Мудрость также держит книгу, но часто изображается со свернувшейсяу ее ног змеей, символизирующей благоразумие. Как часть мудрости, благоразумиеимеет много общих с ней символов. Вино и алкоголь нередко связывалисьс мудростью и истиной. То же можно сказать о воде, особенно родниковой.Символами мудрости были драгоценные металлы и камни, особенно золотои серебро, хризолит, нефрит, бриллиант, жемчуг и циркон. Мудрость связывалис золотым и голубым цветом, числом семь и треугольником. Другие символы:дракон, грифон, павлин, сфинкс, единорог, аллегорическая фигура Глупости(как противопоставление), лотос, грецкий орех, сердце, семь колонн, скипетр,свиток, меч, кольцо, соль, язык, птицы, пчела, крыса.

Широкая система жестов, несущих различные символическиезначения. Мудры используются в индуистской и буддийской иконографиях,в ритуальных религиозных танцах, а также – в упрощенном виде – в светскихтанцах и театре по всей Азии.

Богини – покровительницы эпической поэзии (Каллиопа),лирической поэзии (Эрато), истории (Клио), музыки (Эвтерпа), трагедии(Мельпомена), пантомимы (Полигимния), комедии (Талия), танца (Терпсихора)и астрономии (Урания). Их символика была основана на ассоциации вдохновенияи источника. Отсюда и их происхождение – сначала они считались божествамигорных рек, ключей, внебрачными дочерьми Зевса и Мнемозины, богинипамяти. На картинах художников они обычно сопровождают Аполлона илив одиночку представляют то или иное искусство, держа в руках разнообразныеатрибуты: книги, свитки, холсты, скрипки, тамбурины, трубы, лиры, арфы,флейты, короны, лавровые венки (как знак успехов на том или ином поприще),маски или, в случае с Мельпоменой, меч или кинжал.

Мистический порядок. Музыку обычно связывали с происхождениемсамой жизни. Индуистская доктрина, например, утверждает, что звук ужесам по себе есть вибрация космической энергии. Отсюда и легенды о происхождениимира: Кришна играл на флейте, и от этих звуков космос пришел в движениеи началось миросозидание.

Примитивная музыка, основанная на ритме и имитации звуковживотных и природы, была по существу попыткой установить контакт смиром духов. С появлением более сложных инструментов и гармоничныхсочетаний звуков музыка стала символом космического порядка, а вКитае и Древней Греции имела также связь с символикой чисел и планетами(последнее отражено в известном выражении «музыка сфер»). Платон полагал,что музыкальные и математические законы сформированы космосом ичто планеты, двигаясь и взаимодействуя друг с другом, создают божественнуюгармонию так же, как высота звуков меняется в зависимости от того,какие струны музыкального инструмента вибрируют.

В Китае звуки были распределены (вплоть до полутонов) междуначалами «инь» и «ян» и, таким образом, сама мелодия становилась символомединства противоположностей, которое считалось основой всего сущегои духовного. В произведениях искусства музыканты или музыкальныеинструменты часто служили символами мира и любви.

Прилежание, терпение, скромность, предусмотрительность.В Китае муравей символизировал порядок и неустанную службу. Его трудолюбие,представленное в Библии как добродетель, рассматривалось как нечто излишнее.виндуистских и буддийских представлениях; таком образом, он стал символомнепрерывной суетливой деятельности тех, кто не осознает мимолетностичеловеческой жизни. В Мали муравьи считаются несущими благо творцами,создателями ремесел строителя и ткача, и с помощью гипнотическогоколдовства их семья могла принести плодородие; муравьеды, напротив,символизируют вред, ущерб. В Марокко муравьями кормили больных, впавшихв летаргический сон, для улучшения обмена веществ.

Мухи символизировали зло и моровые эпидемии. Они были настолькобольшой проблемой в древнем мире, что для защиты от них даже призывалибогов, в том числе и Зевса под именем Апомиус («охраняющий от мух»). Мухсвязывали с демонами, они стали христианским символом моральногои физического разложения.

Мухобойка – символ власти в Китае, Индии и Африке (последнее,вероятно, связано с египетской традицией бичевания провинившихся).

Издревле символизирует робость. Согласно легенде, египетскийфараон Тахос был сильно разочарован тщедушным видом своего спартанскогосоюзника и сказал насмешливо: «Гора родила, Юпитер застыл в ужасе,мышь убежала». Бесшумный вред мышей стал причиной того, что в иудаизмеони – символ лицемерия, а в христианстве – символ злой, разрушительнойдеятельности. В народных поверьях мыши – это души, которые выбегалиизо рта мертвых (красные – если покойные были добродетельны, черные– если грешны), подобно голубям, которые, как утверждалось, вылетаютизо рта святых, когда их души покидают мертвые тела. В Африке мышей используютдля предсказаний, так как полагают, что те знают тайны загробного мира.

Невинность, свобода, уязвимость, правда и, в идеалистическомгреческом искусстве, – сама божественность. Хотя нагота может символизироватьи похоть, позор или зло, как, например, в изображении толпы обнаженныхлюдей на картинах И. Босха, в большинстве традиций она была символомоткрытости, простоты и чистоты новорожденных. Отсюда и обряды раздевания,которые знаменовали собой посвящение в жрецы в некоторых древнихрелигиях.

В Библии написано, что Адам и Ева были обнажены до того, каквкусили от плода Древа Познания добра и зла, что связывает наготу ссостоянием первородной невинности. По этой же причине отшельникииногда ходили нагими. В России в XVIII в. секта духоборов (большая частьее членов в XIX-XX вв. эмигрировала в Канаду) использовала обнажениекак символический протест против материализма и преследований состороны православной церкви и государства. В средневековом искусствеобнаженные ведьмы символизировали телесное искушение, ниспосланноесатаной, но современные ведьмы предпочитают использовать термин «одетыенебом», чтобы показать свою открытость влиянию сверхъестественных сил.Точно так же индуистские отшельники ходят обнаженными, называя себя«одетыми в воздух».

В тех культурах, где нагота не приветствовалась (например,в Китае), обнаженное тело символизировало примитивность или первобытноесостояние, а у римлян – бедность.

Цветок весны, символ смерти в юности, сна и возрождения. Кданному виду относится целый ряд растений (включая белые нарциссы ижонкилии), и каждое из них может иметь собственное символическое значение.Нарцисс в древнегреческой мифологии – красивый юноша, который влюбилсяв свое собственное отражение в воде и умер, не в силах оторваться от него.Эта история обычно используется как иллюстрация тщеславия, самовлюбленностиили, в психологии, – болезненного самокопания, однако первоначальныйсимволический смысл, возможно, был более простым. Нарцисс и цветет и увядаетбыстро, в древнем мире это связывали с тем, что, по утверждению И. Дж.Фрезера, отражение считали предзнаменованием смерти и боялись его.Персефона собирала нарциссы, когда колесница бога Гадеса вырваласьиз-под земли и увезла ее в подземное царство. Нарцисс использовали в обрядах,посвященных богини Деметре, он изображался на надгробиях, символизируямысль, что смерть есть лишь сон (греческое название этого цветка имеет общийкорень со словом «наркоз» – «нечувствительность»).

В Персии запах нарцисса называли ароматом юности. Его прямойи прочный стебель сделал его в исламе эмблемой преданного служения иверы. Так как нарцисс зацветает в китайский Новый год, там он стал символомрадости, удачи и счастливого брака (последнее характерно и для другихстран Востока). Белый нарцисс часто используют в Китае как аналог лилии,а в христианском искусстве – как атрибут Девы Марии.

Повсеместно связывалось со сверхъестественными силами;символ превосходства, властных полномочий, духовного просвещения ивознесения. Оплодотворяющее действие солнца и дождя, вечное сияниезвезд, луна, влияющая на приливы и отливы, разрушительная стихия шторма– все это стало причиной того, что небо почиталось как источник космическойсилы. Кроме нескольких исключений (в древнегреческой мифологии), небо– мужской символ (в Китае – «ян»). Согласно некоторым мифам, небу пришлосьотделиться от земли, чтобы на поверхности последней зародилась жизнь.В большинстве традиций на небе располагалась область, через уровни которойдуши возносились к абсолютному свету и покою.

Искусственное деление времени, возможно, основанное начетырехкратном разделении лунного цикла и мистическом значении числасемь. Этот символизм, воплощенный в семидневной неделе иудеев и христиан,был достаточно силен, чтобы в конечном счете преодолеть предшествующийримский обычай восьмидневной недели, основанной на промежутке междурыночными днями.

Дальнейшее влияние оказала астрологическая система семи«планет», которая дала латинские названия дням недели – Луна, Марс, Меркурий,Юпитер, Венера, Сатурн и Солнце.

В примитивных культурах таинственный символ надвигающегосянеизвестного будущего – возможно, пришествия Бога, возможно, опасныхпротивников. В древнегреческой мифологии один из противников Геракла– египетский царь Бусирис – убивал всех чужестранцев, прибывавших в егострану. Причиной тому стало пророчество, согласно которому таким способомможно было избавить страну от голода.

Горящий, но несгорающий куст изображает Огненного Ангела,который предстал перед Моисеем (Исход). Аналогичный образ встречаетсяв огненной символике ведической традиции. В средневековой христианскойиконографии горящий куст может символизировать непорочность ДевыМарии.

Нефрит – лапидарный камень Правителя Неба и императоровКитая, символизирующий космическую энергию, совершенство, силу, власть,неподкупность, бессмертие. В китайской традиции олицетворяет целыйряд добродетелей: моральную чистоту, справедливость, искренность, мужество,гармонию, преданность и благожелательность. Императорская нефритоваяпечать символизировала, что власть императору дана Небом. Множествооттенков нефрита, от белого к зеленому, голубому и красному – почтичерному, позволяли различать предметы культа по цвету так же, как и поформе. Наиболее известные символы – ПИ на воротах Рая (зелено-голубойдиск с круглым отверстием) и ЦЗИН – символ Земли (желтый конус внутри прямоугольника).Несмотря на то что нефрит был символом Солнца и «ян», его безмятежно-спокойныйцвет также связывали с мягкой красотой женского тела и даже с сексуальнымиотношениями (нефритовая игра). Твердость нефрита – вплоть до XVIII в.добыча нефрита не представляла труда и он служил материалом большинствакитайских изделий из резного камня – породила в симпатической магииубеждение, что истолченный нефрит продлевает жизнь и что нефритовыйамулет сохраняет тело от разложения после смерти, отсюда большое количествонефритовых поделок, которые находили в захоронениях Китая. Китайскиеалхимики верили, что нефрит имеет совершенную форму и в этом смыслезамещает золото как символ абсолютной чистоты.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Породило предположения об их символическом значении
Где красный был цветомбога сета
Трессидер Д. Словарь символов истории культуры 2 символом
Источникстал символом
Символизирует духовное зрение

сайт копирайтеров Евгений