<<< ΛΛΛ >>>
- невнимание и брезгливость. Иными словами, в нолики, которыми ревнители общего
блага и повелители масс норовят оперировать, искусство вписывает
"точку-точку-запятую с минусом", превращая каждый нолик в пусть не всегда
привлекательную, но человеческую рожицу.
Великий Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал ее как обладающую
"лица необщим выраженьем". В приобретении этого необшего выражения и состоит,
видимо, смысл индивидуального существования, ибо к необщности этой мы
подготовлены уже как бы генетически. Независимо от того, является человек
писателем или читателем, задача его состоит в том, чтобы прожить свою
собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным
образом выглядящую жизнь, ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо
знаем, чем все это кончается. Было бы досадно израсходовать этот единственный
шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию - тем более, что
глашатаи исторической необходимости, по чьему наущению человек на тавтологию эту
готов согласиться, в гроб с ним вместе не лягут и спасибо не скажут.
Язык и, думается, литература - вещи более древние, неизбежные, долговечные, чем
любая форма общественной организации. Негодование, ирония или безразличие,
выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по существу реакция
постоянного, лучше сказать - бесконечного, по отнощению к временному,
<<< ΛΛΛ >>>
Предыдущей историей средств
Как система нравственного
|