<<< ΛΛΛ >>>
связанной с ним все возрастающей атомизацией общества, т. е. со все возрастающей
изоляцией индивидуума, становится все более неизбежной. Я не думаю, что знаю о
жизни больше, чем любой человек моего возраста, но, мне кажется, что в качестве
собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная. Роман или
стихотворение - не монолог, но разговор писателя с читателем - разговор,
повторяю, крайне частный, исключающий всех остальных, если угодно - обоюдно
мизантропический. И в момент этого разговора писатель равен читателю, как,
впрочем, и наоборот, независимо от того, великий он писатель или нет. Равенство
это - равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь в виде памяти,
смутной или отчетливой, и рано или поздно, кстати или некстати, определяет
поведение индивидуума. Именно это я имею в виду, говоря о роли исполнителя, тем
более естественной, что роман или стихотворение есть продукт взаимного
одиночества писателя и читателя.
В истории нашего вида, в истории "сапиенса", книга - феномен антропологический,
аналогичный по сути изобретению колеса. Возникшая для того, чтоб дать нам
представление не столько о наших истоках, сколько о том, на что "сапиенс" этот
способен, книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью
переворачиваемой страницы. Перемещение это, в свою очередь, как всякое
перемещение, оборачивается бегством от общего знаменателя, от попытки навязать
знаменателя этого черту, не поднимавшуюся ранее выше пояса, нашему сердцу,
нашему сознанию, нашему воображению. Бегство это - бегство в сторону необщего
<<< ΛΛΛ >>>
С этой трибуны чем следовало бы - сожалеть о движении времени
|