<<< ΛΛΛ >>>
его определяется не индивидуальностью художника, но динамикой и логикой самого
материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих)
всякий раз качественно новое эстетическое решение. Обладающее собственной
генеалогией, динамикой, логикой и будущим, искусство не синонимично, но, в
лучшем случае, параллельно истории, и способом его существования является
создание всякий раз новой эстетической реальности. Вот почему оно часто
оказывается "впереди прогресса", впереди истории, основным инструментом которой
является - не уточнить ли нам Маркса - именно клише.
На сегодняшний день чрезвычайно распространено утверждение, будто писатель, поэт
в особенности, должен пользоваться в своих произведениях языком улицы, языком
толпы. При всей своей кажущейся демократичности и и осязаемых практических
выгодах для писателя, утверждение это вздорно и представляет собой попытку
подчинить искусство, в данном случае литературу, истории. Только если мы решили,
что "сапиенсу" пора остановиться в своем развитии, литературе следует говорить
на языке народа. В противном случае народу следует говорить на языке литературы.
Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую.
Ибо эстетика - мать этики; понятие "хорошо" и "плохо" - понятия прежде всего
эстетические, предваряющие понятия "добра" и "зла". В этике не "все позволено"
потому, что в эстетике не "все позволено", потому что количество цветов в
<<< ΛΛΛ >>>
Предыдущей историей средств Начиная стихотворения Литература имеет право вмешиваться в дела государства Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому
|