<<< ΛΛΛ >>>
систему. Но это у него, как правило, заемное: от среды, от общественного
устройства, от занятий философией в нежном возрасте. Ничто не убеждает художника
в случайности средств, которыми он пользуется для достижения той или иной -
пусть даже и постоянной - цели, нежели самый творческий процесс, процесс
сочинительства. Стихи, по слову Ахматовой, действительно растут из сора; корни
прозы - не более благородны.
II
Если искусство чему-то и учит (и художника - в первую голову), то именно
частности человеческого существования. Будучи наиболее древней - и наиболее
буквальной - формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно
поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности,
отдельности - превращая его из общественного животного в личность. Многое можно
разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную - но не стихотворение, скажем,
Райнера Марии Рильке. Произведения искусства, литературы в особенности и
стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в
прямые, без посредников, отношения. За это-то и недолюбливают искусство вообще,
литературу в особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага,
повелители масс, глашатаи исторической необходимости. Ибо там, где прошло
искусство где прочитано стихотворение, они обнаруживают на месте ожидаемого
<<< ΛΛΛ >>>
В истории нашего вида
Произведение литературы - искусства чем для человека
|