<<< ΛΛΛ >>>
что его не устраивает. В антропологическом смысле, повторяю, человек является
существом эстетическим прежде, чем этическим. Искусство поэтому, в частности
литература - не побочный продукт видового развития, а наоборот. Если тем, что
отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то
литература, и в частности, поэзия, будучи высшей формой словестности,
представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель.
Я далек от идеи поголовного обучения стихосложению и композиции, тем не менее,
подразделение людей на интеллигенцию и всех остальных представляется мне
неприемлемым. В нравственном отношении подразделение это подобно подразделению
общества на богатых и нищих; но, если для существования социального неравенства
еще мыслимы какие-то чисто физические, материальные обоснования, для неравенства
интеллектуального они немыслимы. В чем, в чем, а в этом смысле равенство нам
гарантировано от природы. Речь идет не об образовании, а об образовании речи,
малейшая приближенность которой чревата вторжением в жизнь человека ложного
выбора. Сушествование литературы подразумевает существование на уровне
литературы - и не только нравственно, но и лексически. Если музыкальное
произведение еще оставляет человеку возможность выбора между пассивной ролью
слушателя и активной исполнителя, произведение литературы - искусства, по
выражению Монтале, безнадежно семантического - обрекает его на роль только
исполнителя.
В этой роли человеку выступать, мне кажется, следовало бы чаще, чем в какой-либо
<<< ΛΛΛ >>>
Задача его состоит в том Сушествование литературы подразумевает существование на уровне литературы - и Окажись на этой трибуне осип мандельштам
|