Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В отличие от "мягкой" стилизации у Матисса - стилизация "жесткая", в результате чего будто сотворенная ребенком "Радость жизни" Пикассо воспринимается как ненастоящая, "игрушечная" идиллия, мир "понарошку", сказка, к которой взрослый относится со снисходительной улыбкой понимания.

Впрочем игра Пикассо в ребенка позволяет ему решать многие нелегкие творческие задачи. Пронизанная мягкой иронией "детскость" сразу же делает невозможным тяжеловесно-серьезное отношение к изображенным мифическим персонажам, к мифу о Золотом веке, к мифу вообще. С нею несовместимы умилительно-сладкие интонации, характерные для идиллического жанра. И наконец, пожалуй, самое важное: в идеальный мир гармонии, где обитают примитивно-корявые, но такие симпатичные, словно они и в самом деле придуманы ребенком, фавны и кентавры, заронено зерно авторской иронии, смехового поругания классическитрадиционного отношения к античному мифу.

На этот раз картина (Картина!) представляет собой нечто вроде увеличенного детского рисунка.

Ребенку чужды ухищрения "измов", он реалист по своей природе. Тогда реалистом можно назвать и автора "Радости жизни"? Но ведь "детскость" его панно - не что иное как мастерски сокрытое ухищрение!

Чуть позднее, в 1952 г., Пикассо возьмется выполнить заказ муниципалитета города Валлориса - украсить живописными изображениями внутреннее пространство старинной капеллы XIV в. К осени два панно — "Война" и "Мир" (каждое размером в 100 м2, мазонит, масло, гуашь) были готовы (установлены в 1954г.).

Задача, стоявшая перед Пикассо, на первый взгляд так же проста и понятна, как просты и понятны вечные антиномии добра и зла, рая и ада, века Золотого и века Железного, идеала и антиидеала. Ему предстояло создать образ доброго (светлого) и образ злого (темного) мира, объединив в едином пространстве капеллы нечто подобное "Гернике" и "Радости жизни".

Но в искусстве простые задачи всегда самые сложные. Каких только влияний ни пытались увидеть в "Войне" и "Мире"! Древних греков, этрусков, Гойи, Домье. Возможно, но для Пикассо и здесь главным остается "снижение" языка классической живописи чуть ли не до примитива, лубка, детского рисунка.

Итак, простейшие образы и аллегории, известные и внятные людям с давних времен: образ зла (дьявол, смерть, дракон, гидра) и образ победителя этого зла (Гильгамеш, Геракл, Персей, св. Георгий и т.д.), ужас гибели и радость жизни, ночь и день.

Рогатой Войне, с окровавленным мечом в одной руке и смертоносными бактериями - в другой, противостоит праведный воитель и судья с копьем, весами и щитом, на котором изображена летящая "Голубка Пикассо" и, вероятно, голова Медузы (и тогда перед нами Парсей?) ("Война"). А на стене напротив — маленький пахарь, рискнувший впрячь в плуг крылатого Пегаса, танцующие женщины

149

(нимфы?), фавн и висящее над счастливой мирной землей проросшее веткамилучами солнце ("Мир"). Во всей этой доброй, неистребимо шутливой и вместе с тем серьезной фантазии художника (такие-то сказки в тяжелое время холодной войны и войны в Корее) чудится атмосфера театра: декорации, задники, выгородки, действие, рассчитанное на зрителя, бутафорские предметы, куклоподобные актеры и т.д. Известно, что Пикассо устраивал самодеятельные театральные представления для своих маленьких детей - пятилетнего Клода и трехлетней Паломы. Стилистика такого кукольного (рисованного, картонного), словом, примитивнолубочного зрелища определила язык "Войны" и "Мира".

Внешняя простота образов Пикассо, словно приноровленная к восприятию ребенка, на самом деле обманчива. "Сниженный" язык примитива хранил в себе следы архаической символики, связанной многими нитями с балаганом, мистерией, народным игрищем, лубком, и потому, привнесенный в современное искусство, позволял художнику, чаще всего неосознанно, как бы невзначай, извлекать из глубинных пластов культуры мифологемы седой старины.

Входя в капеллу, зритель видел справа "Мир", слева "Войну" - вряд ли Пикассо думал о средневековой символике правой (хорошей, доброй) и левой (дурной, злой) стороны (подобные представления существовали у многих народов и племен задолго до христианства, существуют и поныне). Скорей всего его замысел предопределен привычной логикой отсчета (в том числе чтения и письма) слева направо, укорененной в сознании европейца.

Вместе с тем символический смысл ненавязчиво и постоянно заявляет о своем присутствии в живописи современного художника. Дихотомия добра и зла со зримой очевидностью выражается светом (ночная тьма - солнечный день) и цветом (преобладание в одном случае цветов смерти - черного, кроваво-красного и тусклого серо-зеленого, а в другом - цветов жизни — зеленого, коричневого и синего). Пикассо и далее продолжает перекличку образов-антиподов: справа танцующие нагие женщины (нимфы?), олицетворение радости жизни ("Мир"), а слева ("Война")

- черные тени участников кровавой битвы, справа - играющий на флейте юношафавн, а слева козлорогая Война, словно обезумевший фавн, у которого проросли "дьявольские" рога, и в котором победила его вторая - потайная, ночная, нечистая

- природа. В идиллической сцене кормящая мать склонилась над книгой (как не вспомнить традиционный для классической живописи образ Мадонны со Священным писанием), а на противоположной стене книга горит, растоптанная копытами коней Смерти. Огромное многоугольное солнце с растопыренными во все стороны лучамиветками в "Мире" явно перекликается с круглым лотком со смертоносными бактериями, будто у нас на глазах прорастающих уже не зелеными листьями, а ядовитой порослью болезней.

А весы? Воитель, называть ли его Персеем или как-нибудь иначе, вестник неотвратимого возмездия, наделен этим привычным символом справедливости и праведного суда. Слева художник громоздит целую систему противовесов: на одном пальчике танцующая нимфа удерживает песочные часы (символ времени?) и ребенка (символ будущего?), тогда как на голове малыша раскачивается другой балансир с взлетающим к небу воздушным шаром, наполненным птицами, и опущенным вниз подобием аквариума с рыбками (символы воздушных и морских стихий?). В правом верхнем углу "Мира" Пикассо написал плодовое дерево (взамен сада) - непременный элемент изображения земного и небесного рая, золотого века, идиллии, под ним листья и гроздья винограда - символ райской жизни, вакхического

150

веселья и плодородия. А у ног "Персея" - заколосившиеся хлеба, древний символ жизни и надежды ("Война").

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Батракова С. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо 5 рисунок
Композиции соседствуют с жанром человек картина
В искусстве xx в
Высокое самосознание художника гуманиста
Идею увековечивания человека

сайт копирайтеров Евгений