<<< ΛΛΛ >>>
22 Уже в 1917 г. Пикассо совершил поездку по Италии и видел Помпеи.
23 В это время, работая над "Распятием", Пикассо как раз увлекался подобной фантастической "пластикой", более дерзкой и безжалостной, чем у Босха.
24 Графика Пикассо. М., 1967. С. 13.
25 Кокто Ж. Указ. соч. С. 72.
26 Декоративное искусство. 1989, № 5. С. 41.
27 Picasso P. Gesammelte Schriften. Zurich, 1954. S. 125.
28 См.: Ппдоксик А. Возникновение синего периода Пикассо и парижская тюрьма Сен-Лазар // Труды Гос. Эрмитажа (XXV). Л., 1985. Вып. 7. А также в книге того же автора: Пикассо: Произведения художника из музеев Советского Союза. Л., 1989.
29 Две козочки, которых художник решил изобразить на занавесе Еврейского театра в Москве, - что это, очаровательный буколический мотив? Или воспоминание о традиционном символе зодия Близнецов, предопределяющего рождение художников? Или нечаянный образ, отсвечивающий мифическими легендами о козле-Дионисе, из жертвенной крови которого родился театр? Или о двух козлах (козленках), приносимых некогда древними евреями в день Всепрощения в жертву Богу и Азазелу? А может быть, это непреднамеренный намек на капризы театральной музы (лат. capra - коза, каприз), способной выкидывать номера? Наверно, ни то, ни другое и ни третье, но и все вместе, в цепи подсознательных образных ассоциаций.
30 Picasso Р. Op. cit. S. 120.
31 Гл. IX "Сцилла и Харибда".
32 Цветаева М. Соч.: В 2 т. Минск, 1988. Т. I. С. 165.
33 Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. I. С. 68.
34 Там же. С. 230.
35 Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М„ 1957. С. 157, 172.
36 Эстетика Ренессанса: В 2 т. М„ 1981. Т. I. С. 249.
37 Гл. IX "Сцилла и Харибда". Песнетворчество и вообще искусство издавна уподоблялось ткачеству, плетению, прядению (слов, звуков, орнаментов). Более того, в сознании древнего человека образ ткача нередко изоморфен образу космического творца, повелителя судеб (не случайно одна из мифических Мойр - Клото прядет, вытягивает нити жизни, а другая - Атропос перерезает пряжу, обрывая жизненный путь).
38 Фицджеральд Ф.-С. Портрет в документах. М., 1984. С. 230.
39 Настоящее имя жены Дали - Елена Дьяконова.
40 О близости Пикассо и Джойса см.: Picasso in Perspective / Ed. by G. Schiff. N.Y., 1976. P. 11, 12, 23,24.
41 В молодости Пикассо не только был частым посетителем цирка Медрано, но и дружески сблизился со многими цирковыми артистами.
42 Советское искусствознание'74. М-, 1975. С. 241.
43 Otero R. Op. cit. P. 167.
<<< ΛΛΛ >>>
Сделал предметом изображения неподатливость охваченной движением натуры ассоциаций художник Где обитают художники мастерской сказать Если уж говорить о стилизации матиссом детского рисунка Вольный прием художника художник портрета Арлекин
|