Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

•  Да справедливо ли было бы, если бы я стал бы исправ- з
лять такого прекрасного человека, когда я к тому же, по об
щему мнению, пустой болтун, занимающийся измерением
воздуха 1 , и, что является особенно бессмысленным обвине
нием, называюсь бедным? Конечно, Исхомах, я был бы в 4
полном отчаянии по поводу такого обвинения; но на днях я
повстречал лошадь того чужеземца, Никия 2 ; за ней, увидел я,
шло много зрителей; некоторые, как я услышал, вели о ней
оживленные разговоры. Я подошел к конюху и спросил, мно
го ли денег у лошади. Он взглянул на меня, как даже на сумас- 5
шедшего, раз я предлагаю такой вопрос, и сказал: «Как же у
лошади могут быть деньги?» Тут я воспрянул духом, услыхав,
что позволительно, стало быть, и бедной лошади быть хоро-

254

Ксенофонт. Сократические сочинения

Домострой

255

6 шей, если у нее душа от природы хорошая. Так вот, ввиду
того, что и мне позволительно быть хорошим человеком,
расскажи подробно о своих занятиях: попробую и я следо
вать твоему примеру в том, что смогу усвоить себе из твоего
рассказа; начну с завтрашнего дня: это счастливый день 3 , —
прибавил я, — чтобы вступить на путь добродетели.

7 — Хоть ты и шутишь, Сократ, — отвечал Исхомах, — но я
все-таки расскажу тебе о своих занятиях, в которых я, насколь-

s ко хватает моих сил, стараюсь проводить жизнь. Я пришел к убеждению, что боги не дали возможности людям жить счаст ливо без понимания своих обязанностей и старания испол нить их и что разумным и старательным они одним даруют счастье, а другим нет. Ввиду этого я первым делом почитаю богов, но стараюсь поступать так, чтоб они по моим молитвам даровали мне и здоровье, и телесную силу, и уважение в горо де, и любовь в кругу друзей, и благополучное возвращение с войны с честью, и умножение богатства честным путем.

9 Выслушав это, я сказал:

•  Как видно, Исхомах, ты интересуешься тем, чтоб быть
богатым и, имея большое богатство, иметь большие хлопо
ты о нем?

•  Конечно, интересуюсь тем, о чем ты спрашиваешь, —
отвечал Исхомах. — Приятна, мне кажется, пышность в слу
жении богам, приятно и помогать друзьям в случае нужды,
приятно и отечество не оставлять без денег, насколько это от
меня зависит.

ю — Да, действительно, хорошо все это, о чем ты говоришь, и доступно только большому человеку, не правда ли? Когда много на свете людей, которые не могут жить без помощи других, много и таких, которые рады бывают, если им удает ся добыть хоть столько, чтоб самим хватало на жизнь. Значит, кто может не только справляться со своим хозяйством, но и иметь прибыль, чтоб и родной город украшать, и друзьям облегчать нужду, как же тех не считать богатыми и силь-

п ными? Но, — прибавил я, — хвалить таких много нас най дется. А ты, Исхомах, расскажи мне, с чего и начал: как о здо ровье ты заботишься? Как о телесной силе? Как удается тебе даже с войны с честью возвращаться? А о способах обогаще ния твоего, — сказал я, — достаточно будет времени послу шать и потом.

— Все это, Сократ, — сказал Исхомах, — как мне кажет- \г
ся, связано одно с другим. Так, когда у человека есть питание

в достаточном количестве, то, зарабатывая его трудом, он вернее, мне кажется, сохранит здоровье; зарабатывая его тру дом, скорее разовьет силу; занимаясь военными упражнени ями, с большей честью уцелеет на войне; заботясь надлежа щим образом и не предаваясь лени, надо думать, скорее уве личит состояние.

•  Все, что ты говорил до сих пор, Исхомах, я понимаю, — \ъ
заметил я. — Ты хочешь сказать, что благодаря труду, забо
те и упражнению человек скорее достигнет благосостояния.
Но какого рода труд применяешь ты для того, чтоб быть здо
ровым и сильным, как упражняешься в военном деле, как
заботишься о получении прибыли, дающей возможность и
друзьям помогать, и город усиливать, — вот о чем хотелось
бы мне знать.

•  Так вот, Сократ, — отвечал Исхомах, — вставать с по- и
стели я привык в такой час, когда могу еще застать дома, кого
мне нужно повидать. Если у меня есть какое дело в городе, то
исполнение его служит мне прогулкой; а если в городе у меня is
нет никакой надобности, то слуга мой отводит лошадь впе
ред меня в деревню, а мне прогулкой служит дорога в дерев
ню— это, пожалуй, полезнее, Сократ, чем гулять в галерее.
По приходе в деревню, сажают ли там у меня деревья, или
подымают пар, или сеют, или подвозят хлеб, я смотрю, как 16
идут работы, и приказываю работать по-иному, если знаю
какой лучший способ. После этого по большей части я сажусь
на лошадь и совершаю верховые упражнения, возможно бо
лее похожие на те, которые нужны на войне, не избегая ни п
косогоров, ни подъемов, ни оврагов, ни канав; стараюсь
только, по возможности, не искалечить лошадь при такой
скачке. По окончании этого слуга, дав лошади выкататься 4 ,
отводит ее домой и вместе с тем несет из усадьбы в город, что i s
нам нужно; а я то шагом, то бегом возвращаюсь домой и
чищу себя скребницей 5 ; потом завтракаю, Сократ, и ем
столько, чтобы весь день быть ни голодным, ни слишком
сытым.

•  Клянусь Герой, Исхомах, — сказал я, — мне нравятся 19
твои дела: такое одновременное сочетание укрепления здоро
вья и силы с военными упражнениями и заботами о богатст-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Скотоводство ведь связано с земледелием
Спросил он
Отдельную посуда для приготовления кушанья
Ксенофонт. Домострой истории культуры 6 ценность
Спросил з я

сайт копирайтеров Евгений