Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Среди памятников того времени – огромный 10-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» ( чтения Ежемесячные0 Это написанное митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например, Лицевой Летописный свод – своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XYI в. Памятником русской исторической литературы является «Степенная книга», составленная в 1590-1563 гг. духовником царя Ивана IY (Грозного) Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I (Святославича) до Ивана IY . А также законодательные памятники – «Судебник» и «Сто глав».

Свод житейских правил и наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержит «Домострой» попа Сильвестра (духовника Иоанна IV ). Он защищал патриархальный уклад в семье.

Архитектура конца XY - XYI вв. отразила возрастание международной роли русского государства.

Самые фундаментальные изменения в искусстве, архитектуре, равно как и в других областях культуры связано с Москвой – молодой столицей, крепнущей державы. Еще при великом князе Василий III в первой трети XYI века Псковский монах Филофей создал теорию третьего Рима, утверждающую право московских государей руководить всем православным миром. Он утверждал, что первая мировая держава – Рим пала из-за ересей, вторая держава Византия – второй Рим пала из-за унии с католической церковью, т.е. нарушения чистоты православия. Носителем незапятнанности православия стала Москва – третий Рим. Два Рима пали, отмечал Филофей, третий стоит, четвертому не бывать.

Идея третьего Рима, возвеличивание Москвы как столицы государства и всего православного мира, руководила церковными и светскими властями в храмовом и светском строительстве в Москве. В конце XY и в течение всего XYI веков ведется огромное строительство храмов, палат боярской и дворянской знати, перестраивается Кремль. В это время стали использовать кирпич и терракоту (неглазированные керамические изделия). Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485-1495 гг. белокаменные стены Московского Кремля были заменены кирпичными.

В 1475-1479 гг. был сооружен новый Успенский собор. Его возводил итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он «чуден величеством и высотою и светлостью и звонностью и пространством».

В 1484-1489 гг. псковскими мастерами был построен Благовещенский собор - домовая церковь Великих князей.

В 1505-1508 гг. были возведены Архангельский собор итальянским архитектором Алевизом Новым и храм – колокольня Ивана Великого, архитектором Бон Фрезин. Архангельский собор возводили как усыпальницу московских государей, начиная с Ивана Калиты, здесь хоронили всех Великих московских князей, а затем – царей до Петра I . В его внешнем виде ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция – традиционная: крестово-купольный пятиглавый храм с шестью столпами. Однако в наружном оформлении были использованы богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса и храм прекрасно вписывается общий облик Кремля.

В XYI веке наблюдается широкое отступление от крестово-купольной основы храма. Яркий пример этому – церковь Покрова на Рву или более известная как собор Василия Блаженного на Красной площади. Собор был построен в 1555 –1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани Иваном Грохным. Центральный храм увенчан большим шатром вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму «восьмерика», идущего от традиций русского деревянного зодчества. Весь храм изящен и красив. Наивысшим достижением русской архитектуры стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532) стала первым на Руси новым типом строения и по форме, и по высоте. По типу шатрового был построен и собор Спаса-Андроникова Монастыря, динамично устремленный вверх.

В Московском Кремле возводились и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1485-1491 гг.), построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо.

Грановитая палата, называется так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями, предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посередине, на который опираются четыре крестовых свода.

Архитектурным центром Московского Кремля стала столпообразная церковь – колокольня Ивана Лествичника («Иван Великий», 1505-1508 гг., надстроена в 1600).

Позже были построены Теремный дворец (1635-1636 гг.) Патриарший дворец (1653-1655 гг.) и ряд небольших храмов: в 1776-1787 гг. – здание Сената, в 1839-1849 гг. – Большой Кремлевский дворец, в 1844-1851 гг. Оружейная палата. В XYII в башни Московского Кремля получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения. Среди башен наиболее значительная – Спасская, на ней – Кремлевские куранты (часы с боем). На территории Кремля хранятся памятники русского литейного искусства и Царь – пушка» ( XYI в.) и «Царь – колокол» ( XYIII в.).

В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величие и силы единого русского государства.

В XYI в. огромный размах получило и строительство крепостей, так называемое «крепостное строительство». Были построены Кремли в нижнем Новгороде (1508-1511 гг.), Туле ( 1514 г ), Коломне (1525-1531 гг.), Зарайске ( 1534 г .), Серпухове ( 1566 г .) и др. русских городах.

В Москве в 1535-1538 гг. была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово0ремесленную часть столицы – Китай-город. В 1585-1593 гг. была воздвигнута третья линия каменных укреплений Москвы – Белый город. Работами этими руководил известный мастер Федор Конь. В 1595-1596 гг. он построил Смоленский Кремль, в архитектуре, которого сочеталось техническое совершенство и изящество оформления.

Мощные стены и башни были выстроены и во многих монастырях, ставших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монастыри: Новодевичий, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, Пафнутьево-Боровской, на Севере – Кирилла Белозерский, Соловецкий и др.

Со времени появления еще в Киевской Руси первых христианских храмов и во все последующие времена храмового строительства не прекращалось сооружение деревянных церковных строений. Из-за пожаров, войн, всевозможных разрушений из ранних деревянных церковных строений ничего не сохранилось. Лишь по отдельным сохранившимся зданиям XYI - XYII вв. можно судить о том, что представляло собой деревянное зодчество средневековой Руси. И, прежде всего, они наглядно свидетельствуют о том, каких высот мастерства достигли русские зодчие и что памятники русской деревенской архитектуры являются подлинными шедеврами мирового деревянного зодчества.

По особенностям архитектуры деревянные церкви можно подразделить на несколько типов.

•  Наиболее распространенными и архитектурно упрощенными были клетские храмы, как правило, сооружаемые в церковных приходах сел и мелких городов. В основе их квадратный или прямоугольный сруб – клеть, покрытый двускатной крышей, на которую поставлена маковка с крестом. Из сохранившихся из них можно назвать церковью из села Спас-Вежи и Никольскую церковь из села Тухоля в Новгородской области, построенные в 30-е и 70-е годы XYII века.

•  Деревянные храмы с шатровым завершением. Они были величественными и получили широкое распространение в центральной и северной Руси. Примерами таких сооружений можно назвать церковь села Панилова близ Архангельска ( 1600 г .), Георгиевскую церковь Поцкого погоста ( 1700 г .) и Троицкую церковь и погоста Ненокса ( 1727 г .) в Архангельской области, церковь Богородицы села Гимрека ( 1695 г .)

•  Церкви, имеющие луковичное завершение, поставленное на высокие стены. Такие церкви производят впечатление многоэтажного сооружения за счет того, что строились из поставленных друг на друга четверика и восьмерика, или даже нескольких срубов. Маковки церкви могли быть достаточно крупными, так как ставились на верхнюю клеть и имели мощную опору. Это церковь Ильи Пророка ( 1690 г .) в Белозерске и церковь Иоанна Богослова на Ишне (1687-1689 гг.) в Ростове Великом.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Псковскими мастерами был построен благовещенский собор - домовая церковь великих князей
Периода является принятие русью христианства
История русского искусства
История русской культуры для студентов вузов

сайт копирайтеров Евгений