Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Выдающимся памятником деревянного зодчества был не сохранившийся до нашего времени дворец в селе Коломенском. По красоте и архитектуре поэтому его называли «восьмым чудом света». Дворец состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крытыми переходами и сенями, был богато украшен резьбой и внутренней росписью (См.: История русского искусства. Т.1 Илл.82).

В живописи XY - XYI вв. наблюдаются те же черты, что и в архитектуре; прославление церкви, русского централизованного государства; постепенное проникновение светских мотивов. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XY века считается Дионисий. В 1482 г . им была написана икона «Одигитрия», ставшая на долгие времена образцом, каноном для всех русских иконописцев. Летопись сообщает, что икона была написана на обгоревшей во время пожара доске византийской иконы «Богоматери». Его «Одигитрия» сочетает в себе торжественность, монументальность, тепло человеческих отношений матери и ребенка (См.: Смирнова Э.С. Московская икона. Илл.134).

Изображение Одигитрии в русской иконописи связано с тем, что Московское государство делает именно ее своей заступницей. Этим еще раз подчеркивалось, что Москва – наследница Византии и Рима, т.к. Одигитрия прежде считалась защитницей ромейской (Византийской) империи. В 70-е гг. XY в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле. Эти росписи сохранились фрагментарно. Их сюжет – образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. В 1502-1503 гг. Дионисий с двумя сыновьями и артелью художников исполнил роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (ныне Вологодская область). В его творчестве воспроизводился идеальный высший мир, видимый «духовными очами». Его работы – иконы, фрески отмечены утонченностью рисунка, изысканностью колорита, пышной декоративностью, нарядностью, светлой радостью.

При великом князе Василий III и затем Иване IY (Грозном) в русской иконе усиливается регламентация, абсолютизируется авторитет догмы. Тема внутреннего мира человека заглушается. Эта зарегламентированность отразилась в деисусном чине Корнильева Комельского монастыря и в иконе «Богоматерь Одигитрия» из Димитрова. Обе иконы имеют хороший рисунок, но в них нет той поэтичности, духовности, которая звучала у мастеров живописи XY века. (См.: Смирнова Э.С. Московская икона. Илл.165-170).

При Иване IY (Грозном) после постановления Стоглавого собора ( 1551 г .) регламентация в иконописи становится еще более жесткой. В ней формируется идеология верноподанничества по отношению не только к богу, но и к государю как наместнику бога на земле. Так в иконе «Церковь воинствующая» (другое название «Благословенно воинство небесного царя) дается аллегорическое прославление победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Ряды воинов с копьями и хоругвями направляются от побежденного Казанского ханства, изображенного справа, к небесному Иерусалиму. Навстречу им летят ангелы с победными венцами в протянутых руках. Младенец Иисус, сидящий на коленях Богоматери, вручает ангелам венцы. Войско возглавляет покровитель воинов – архангел Михаил. За ним следует юный всадник со знаменем в руках. В нем современники видели Ивана IY , покорившего Казань. В средней группе, в окружении исхотинцев на коне едет византийский император Константин. За ним – русские князья, святые мученики Борис и Глеб. Самим подбором персонажей подчеркивается идея величия Москвы (и ее царя) как «Третьего Рима», хранящего «чистоту веры» (См.: Смирнова Э.С. Московкая икона. Илл.175-179).

В конце XYI века в живописи намечается стремление возродить традиции Дионисия. Эта своеобразная «неоклассика» получила название «годуновской школы». Она проявилась в ряде произведений, связанных с именем Бориса Годунова, в том числе в росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря (вотчина Годуновых), в росписи кремлевских Грановитой и Патриаршей палат.

В то же время возникает новое художественное направление – так называемая «строгановская школа», Она получила название по имени купцов- солепромышленников Строгановых, активно привлекавших живописцев к выполнению различных работ в своих имениях. Наиболее яркими представителями этой школы были Прокопий Чирин и Никифор Савин. О стиле этих художников можно судить по иконе Прокопия Чирина «Никита – воин», которую отличают тонкость миниатюрного письма и условность основного изображения. Никита – воин, в отличии от других известных изображений, например Дмитрия Солунского, полностью лишен энергии, силы, властности. Его фигура хрупка, слаба. Его слабость подчеркивается прижатостью к краю иконы, подогнутостью коленей , темным фоном самой иконы. Рисунок тонок, прекрасно проработан. Икона свидетельствует, что рамки старых традиций иконописи в конце XYI века для художников стали тесными. Шел активный поиск нового. (См.: История русского искусства. Т.1 Илл.74: Смирнова Э.С. Московская икона. Илл 190).

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился жанр исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носит все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись галереи Благовещенского собора (1563-1564 гг.) В живописи с середины и второй половине XYI в. образ человека – святого теряет черты возвышенного величия, становится более конкретным, земным и обыденным.

В XYI в. Россия перешла от феодальной раздробленности к централизованной феодальной монархии.

В XIY - XII вв. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. Именно с XYI в. начинается история культуры России, русского народа в собственном смысле слова (так же, как и культура белорусского и украинского народов).

 

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XYII в.

В истории России в XYII в. завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступали уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной. Окончательно оформилось крепостное право ( 1649 г .), что привело к резкому обострению классовой борьбы крестьянским волнением. Недаром XYII в. назывался «бунташным».

Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры.

Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходной промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык. В основе русского национального языка – диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации. Происходит так называемое «обмирщение» культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера ( секуляризация – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви). Этот процесс сказался на развитии образования и книгопечатания. В 1634 г . был издан первый Букварь Василия Бурцева. Этот Букварь потом переиздавался неоднократно и продавался по доступным ценам. В 1648 г . вышла Грамматика М. Смотрицкого, а в 1687 г . – «Считание удобное» - таблица умножения. Широкое распространение получили и рукописные азбуковники, прописи и пособие по арифметике.

Распространение грамотности способствовало росту спроса на книги. В XYII в. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, в том числе светские.

Продолжали выходить рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые с 70-х гг. XYII в. переводились в Посольском приказе.

Школьное образование в XYII веке было начальным. Обучение грамоте велось «мастерами» из лиц духовного звания, начиная с 6 лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию часослова и псалтыря. Дети знати обучались зачастую иностранцами.

Стали устраиваться школы в основном при монастырях. В 1680 г . в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом – греческий.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Памятники литературы житие александра невского сказание о граде китеже задонщина сказание о князьях
Новая повесть о преславном российском государстве
Благодати лаврентьевская летопись ипатьевская летопись поучение владимира мономаха памятники

сайт копирайтеров Евгений