Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. По мнению некоторых современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827- 869 г .г.) и Мефодий (ок. 815- 885 г .г.) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите и использовавшейся при записи Велесовой книги. Кроме того, высказано мнение, что славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим и «нити повествования», «хитросплетении сюжета».

Период письменной жреческой культуры, возможно, начался у славян задолго до принятия христианства. Сказка о клубке бабы Яги восходит к временам Матриархата. По мнению известного ученого-фольклориста В.Я. Проппа (1895 –1970 гг.), баба Яга – это типичная языческая жрица, хранительница «библиотеки клубков» в берестяных коробках ( не отсюда ли выражение «наврать с три короба»?). В древности узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом «кипу» и «вампум» пользовались древние инки и ирокезы. Письмо «цзе –шен» было известно в Древнем Китае. Об узелковой письменности финн, угры, карелы широко упоминается в карело-финском эпосе «Калевала».

Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. – много позднее, чем у других европейских народов. До этого она существовала не менее полутора тысячи лет. Ее принято возводить к культуре скифов-сколотов – высокоразвитого земледельческого народа, жившего в Приднепровье в VI – IV вв. до н.э. Культура прославян-сколотов пришла в упадок во время сарматского нашествия в Ш в. до н.э. Дальнейшее ее культурное развитие – в течении ряда веков поступательное – было прервано вторжением гуннов во время Великого переселения народов IV – V вв. н. э. Тем не менее, от легендарного славянско-антского князя Буса (он упоминается в «Слове о полку Игореве» и готским историком Иорданом) и до Владимира славянская культура развивалась почти полтысячелетия.

Наследие столь мощного пласта славянской культурной архаики заявляло и продолжает заявлять о себе со всей очевидностью: в образе мышления, стиля и фразеологии речи, мимике и жестах, неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром родной природы.

КИЕВСКАЯ РУСЬ

Два с половиной века на территории Восточной Европы формировалось и процветало древнерусское государство – Киевская Русь. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы и рождается в Гардарике (скандинавское название Руси, означающее «страна городов») молодое сильное государство. Древнерусская культура, соединившись с христианством и более развитой византийской культурой, породила качественно новый тип цивилизации, просуществовавшей несколько столетий и сохранивший свои важнейшие устои в русской, украинской и белорусской культурах. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г . вражеских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г . Завершающий период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) иногда, правда, доводят до времени Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IX –н. XII века.

На развитие культуры Киевской Руси наибольшее влияние оказали быстрый рост городов, принятие христианства, сохранение языческого влияния, творческое освоение культуры Византии и Болгарии. Летописи насчитывают в IX - X вв. 24 русских города, в XI в. – 88, а в XII уже 119 городов. За этими цифрами просматривается крутой экономический и культурный подъем славянского государства.

Важнейшим событие культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические и культурные связи Киева и Константинополя. В памятнике «Повесть временных лет» приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Византийское богослужение произвело на русских, впервые знакомившихся с христианством, сильное впечатление. Около 988 г . Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр под страхом наказаний крестил всех русских. Формально Русь стала христианской. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.

Фактором, подготовившем принятие христианства Русью стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Они прибыли из Византии по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г . С принятием христианства Русь стала испытывать широкую потребность в освоении религиозных книг. Кирилл и Мефодий положили начало переводу Священного Писания и богослужебных книг с греческого на славянский язык. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком.

Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса. Русская культура в Средневековье была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской, широкое развитие получила литература церковная. Материалом для письма служит пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага вытесняет пергамент в XY – XYI вв. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в. используя гусиные перья.

Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненной кожей. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом и серебром. Таковы Остромирово Евангелие ( XI в.) и Мстиславово Евангелие ( XII в.). Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви IY – YI вв.: Иоанна Златоуста (350-470), Василия Великого (ок. 330-379 гг.), Григория Нисского (ок. 335-ок.394 гг.), Кирилла Иеруса Мелеского. Переводились также произведения массовой литературы: Хроника Ионна Малалы, «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая.

Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI – нач. XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». Замечательным произведением является «Слово о законе и благодати», написанное первым митрополитом из русских Илларионом. Он осуждает «Ветхий Завет» за его идею о народе-избраннике и подчеркивает, что одно из преимуществ «Нового Завета» в утверждении равенства народов.

Среди жанров древнерусской литературы летопись, развивавшаяся в течении восьми веков ( XI - XYIII вв.)занимает центральное место. Летописи – это сосредоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории – являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописание, по наблюдению отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце Х в. она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства на Руси.

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром (он заложил храм Святой Софии).

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» в оригинале имеет более пространное название: «Се повести временных лет, откуда есть и пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити». Дошла до нас летопись в рукописных копиях не старше XIY в. Из них наиболее замечательны две: сборник 1377 г ., Лаврентьевской летописью по имени писца-монаха Лаврентия и Ипатьевская летопись по месту хранения – Ипатьевскому монастырю в Костроме. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, повествующего об истории Русской земли в целом.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы – житие – буквально соответствует греческому «Жизнь» и латинскому « VITA ». Он представляет жизнеописание знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей тех или иных монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех/, которые считались церковью святыми. По преданию, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех дошедших до нас житий – первых христианских князей – братьев Бориса (? – 1015) и Глеба (? - 1015) – «Сказание о Борисе и Глебе и житие игумена Феодосия (? – 1074) – основателя Киевской лавры (Житие Феодосия Печерского»).

Речи, называвшиеся в старину «поучениями» и «словами» относятся к жанру красноречия. Все дошедшие до нас памятники церковного и светского красноречия Киевской Руси (в XIY в. исчезает) по содержанию и форме делятся на дидактические и эпидактические, то есть торжественные. Дидактическое красноречие – это область, доступная всем, кто владел пером, оно преследовало практические цели назидания, информации, полемики. Яркий образец – «Поучения Владимира Мономаха».

Торжественное красноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати».

В начале XII в. на Руси появляются произведения путешественников – паломников. Наиболее популярным из подобных «хождений» было «Хождение Даниила», которое было написано по впечатлениям от посещения «Святых мест» в Палестине.

Национальный дух русской литературы питался во многом фольклором. В XI в. на Руси появились первые библиотеки.

Особого развития в Киевской Руси достигли архитектура, живопись, прикладное искусство, ремесло.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Основы общности культур русского
Иконостас это чисто русское изображение
Основными памятниками культуры славянской древности являются народное творчество

сайт копирайтеров Евгений