<<< ΛΛΛ
Воля -- чувство. Упомянем еще рассуждение П. Вайля и А. Гениса на ту же
тему:
Радищев требовал для народа свободы и равенства. Но сам народ мечтал о
другом. В пугачевских манифестах самозванец жалует своих подданных --
землями, водами, лесом, жительством, травами, реками, рыбами, хлебом,
законами, пашнями, телами, денежным жалованьем, свинцом и порохом, как вы
желали. И пребывайте, как степные звери".
Радищев пишет о свободе -- Пугачев о воле. Один хочет
облагодетельствовать народ конституцией -- другой землями и водами. Первый
предлагает стать гражданами, второй -- степными зверями. Не удивительно, что
у Пугачева сторонников оказалось значительно больше.
Таким образом, специфика противопоставления мира я воли в русском
языковом сознании особенно наглядно видна на фоне понятия свободы, в целом
вполне соответствующего общеевропейским представлениям. В каком-то смысле
это противопоставление отражает пресловутые "крайности" "русской души" ("все
или ничего", или полная регламентированность, или беспредельная анархия) --
иными словами, "широту русской души".
<<< ΛΛΛ
Человек стремится простором случайно Различие человек широких взглядов это человек прогрессивных воззрений Шмелев А. Широта русской души 1 создало Оно коренным образом изменило свое значение
|