Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Однако наиболее сильным было эмоциональное воздействие диссидентского движения. Разве могли оставить равнодушными страдания людей, принимаемые ими за стремление любой ценой остаться верными своему Богу? Разве не было очевидным бессилие властей, тщетно пытающихся истребить религию, упорно не желающую исчезать, и то, что, к стыду своему, в этой борьбе с религией власти только роняют себя, вместо того, чтобы противопоставлять христианскому учению высоты коммунистической морали? А как не воздать должное чувствам Руководителей ВСЕХБ и их молчаливо страдающих сторонников. Ведь многие из них надеялись, что их неофициальные переговоры с властями принесут пользу верующим, даже если в глазах реформаторов сами они будут выглядеть не лучшим образом. Были и такие, которые страдали от собственной раздвоенности, узнавая, что реформаторы абсолютно правы, но не находя в себе мужества встать на их сторону.

Что же, собственно хотели реформаторы? В их призывах всегда чувствовалось и негативное, и позитивное начало.

В своем отрицании «инициативники» чрезвычайно привлекательны, поскольку именно они облекли наконец в словесную форму подозрения многих членов ВСЕХБ относительно руководства организации. Наконец-то нашелся кто-то, кто осмелился выступить против государственных гонений и вмешательства государства в дела церкви. Нашлись люди, которые отважились взглянуть в глаза опасности, "вызвав огонь на себя".

Позитивный заряд их призывов заключался в том, что побуждали многих обновить их духовную жизнь, освятить. Их обаяние, привлекавшее к ним людей, заключалось в их активном миссионерском духе. Причем, первое место они отводи ли работе с детьми и молодежью. Поэтому даже вполне законопослушные члены ВСЕХБ не могли устоять, когда на официальные богослужения их детей не пускали, а в общинах "инициативников" в это время осуществлялись различные молодежные программы. В конце концов, оправдывались родители, их первый долг — воспитать детей христианами.

По поводу переговоров о воссоединении

За период с 1963 по 1969 гг. ВСЕХБ провел три всесоюзных съезда, на которых утверждалось, что причины раскола устранены. Но воссоединения с СЦЕХБ не состоялось. Почему?

Делегаты съезда 1963 г. избирались по географическому признаку, тогда как на последующих съездах каждый делегат представлял около 500 членов церкви. Камнем преткновения было то, что Оргкомитет не был официально представлен на съезде 1963 г., даже просто зачитать перед собравшимися его заявление составляло проблему. От приглашений съездов 1966 и 1969гг. СЦЕХБ решил отказаться, поскольку его представителям предлагалось присутствовать только на правах гостей без права голоса. Поэтому реформаторы обвинили первый съезд в том, что он был просто фальсификацией, поскольку н. нем не была представлена вся полнота церкви. Отчасти они подразумевали также и то, что делегаты были далеко не апостола ми, чтобы в полной мере представлять церковь Христову. Но самое серьезное обвинение заключалось в том, что делегаты представляли только официально зарегистрированные общины - иными словами, по их оценкам, только треть членов церкви.

Но к 1966 г., когда ВСЕХБ принял устав, в котором были учтены все требования реформаторов, события повернулись таким образом, что реформаторы уже не могли признать все эти изменения. Хотя в печати официальных заявлений не делалось, лидеры ВСЕХБ надавили на местные общины, заставив их провести конференции и осудить заявление Оргкомитета. В своих заграничных поездках они всегда подчеркивали, что верующие попадают в тюрьму только потому, что нарушают законодательство. Второй серьезной проблемой было то, что если и возникали благоприятные ситуации для того, чтобы попытаться договориться (как, например, на съездах 1963 и 1966гг.), они почему-то обязательно упускались: во время первого съезда лидер реформаторов Прокофьев был в тюрьме, а в 1966 г. шел судебный процесс над Крючковым и Винсом. Правда, руководство ВСЕХБ могло сделать смелый жест и отложить съезд до тех пор пока эти люди не смогут на нем присутствовать. Вместо этого они избрали объединительную комиссию, в которую вошли уважаемые люди, известные своим стремлением восстановить единство союза.

Объединительная комиссия провела четыре консультации, обратилась к церквям с двумя открытыми письмами, в которых советовала стараться восстановить единство не местном уровне, а кроме того, члены комиссии лично посетили 200 местных церквей. В. И. Лебедев обвинял их в том, что в некоторых официально зарегистрированных общинах они обличают местные церкви, поддерживающие СЦЕХБ, как отпавшие от Христа, и заявляют, что им нет прощения. Еще одну проблему представляли собой местные пресвитеры, которые в гордыне своей никак не хотели признавать свои ошибки. Не меньшие трудности создавали и руководители СЦЕХБ, которые советовали членам поддерживавших их церквей не вступать в переговоры с членами комиссии. Один из московских наблюдателей заметил еще одно слабое место объединительной комиссии: она ошибочно считала себя "некоей нейтральной организацией, независимой от ВСЕХБ" и в результате втянулась в деятельность, заранее обреченную на провал. Осуществить это стремление — сохранить свой нейтралитет — было особенно трудно, поскольку в комиссию выбирались доверенные лица обеих сторон, но при этом они не наделялись никакой властью. Кроме того, наблюдателю так и не удалось объяснить, почему комиссия, в которую было избрано двенадцать членов, со временем разрослась до пятнадцати человек, причем трое из них представляли Москву.

С каждым годом воссоединиться становилось все трудней и трудней по двум причинам. С каждым новым арестом, с каждой новой скандальной статьей в газете, особенно если в них ГОВОРИЛОСЬ о готовности ВСЕХБ к сотрудничеству с государством, сдвигались все новые и новые барьеры на пути к единству. Когда сторонник СЦЕХБ М. И. Лазарев спросил Карева на съезде 1966 г., будут ли они молиться за оказавшихся в тюрьме братьев по вере и помогать им, Карев ответил, что поскольку он и сам был в заключении, он сам никогда не забывает узников и всегда за них молится. Для многих эти слова перекидывали спасительный мостик, но было и другое более серьезное препятствие.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Однако в скором времени ответ властей стал совершенно очевиден
Издательство выпустило несколько книг
Этот оргкомитет на своем заседании 25 февраля 1962 г
Избранных незадолго до

сайт копирайтеров Евгений