Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1-я Цар. 21: 8-9. И написала Иезавель, жена его от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем. В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе.

Пост мог назначаться с разными целями. В библейских текстах часто упоминается, что пост, как для общины в целом, так и индивидуальный, должен был отвратить или умерить бедствие, вызвав сострадание Бога. Так, царь Давид постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну (2-я Сам. 12: 16-17, 22). Бог смягчил наказание Ахаву, потому что тот постился и унижал себя (1-я Цар. 21: 27-29).

Многочисленны примеры описания поста в Псалтири:

Пс. 34: 13. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

Пс. 108: 24. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

Эзра 10: 6. И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев.

В библейское понятие поста входит еще одна семантическая валентность: пост-траур. В библейском представлении пост является знаком траура. Смерть царя Саула была отмечена однодневным постом (2-я Сам. 1: 12), а среди особо преданных ему людей - семидневным (1-я Сам. 31: 13). Отказ царя Давида поститься после смерти сына вызвал удивление придворных.

2-я Цар. 12: 21-23. И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал [и не спал]; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб [и пил]? И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.

Перед лицом угрозы природного или общественного бедствия объявлялся публичный пост:

Суд. 20: 26. Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.

Иудеи постились, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи (Иоэль 1: 14; 2: 12, 15), смягчить тяжесть иноземного ига (Hex. 9: 1).

В иудейской истории пост, как индивидуальный, так и коллективный, представлял собой реакцию на чрезвычайную ситуацию. В русской средневековой истории мы нашли единственный случай подобной публичной реакции покаяния.

Летописцы и историки Смутного времени, рассказывая о событиях ужасной зимы 1611-1612 гг., приводят описание "всенародного покаяния": "Начали сокрушением о грехах. Ниспосланные на страну испытания представлялись карой за грехи всего народа". Спасение ждали только от милости Всевышнего. Решено было прибегнуть к трехдневному посту, "даже для грудных младенцев". После того как воины Минина и Пожарского отстояли Москву, были совершены два крестных хода - 23 октября - из церкви Казанской Божьей Матери и от Ивана Великого. Отряды ополченцев и казаков снова сошлись на Лобном месте на Красной площади, где архимандрит Троицкой Лавры совершил благодарственный молебен. "Сюда же крестным ходом прибыло духовенство, неся с собою Икону Владимирской Божией Матери. При виде этой неоцененной иконы, которую считали погибшей и изрубленной, все множество народа зарыдало. Затем войско и народ вошли в священную ограду Кремля <...> и радость сменилась скорбью перед раздирающим душу зрелищем: разрушенные и оскверненные церкви, поруганные и обезображенные иконы" (11).

Время поста в иудейской традиции

До вавилонского пленения, по всей вероятности, не существовало фиксированных дней постов, за исключением Иом Кипура. Впервые установленные дни поста упоминаются у пророка Захарии: "Так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир" (Зах. 8: 19).

Согласно еврейской традиции, упоминаемые у пророка Захарии посты отмечали трагические события еврейской истории - разрушение Первого храма, начало осады Иерусалима вавилонянами в 10-й день месяца тевет, пролом стен города в 17-й день месяца таммуз, разрушение Храма в месяце ав, Девятое ава и убийство назначенного вавилонянами наместника Гдалии в третий день месяца тишрей.

Некоторые исследователи считают, что посты, упоминаемые Захарией, гораздо более древнего происхождения и связаны с сезонными праздниками; однако против такого предположения свидетельствует вопрос народа к Захарии, следует ли отменить эти посты, видимо, в связи с восстановлением Храма:

Зах. 7: 2-5. Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: "плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?" И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились?

В период Второго храма посты были формой проявления аскетизма - особенно женщинами:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сморгунова Е. Дисциплина поста в иудейской и христианской традициях христианства 2 словарь
Упоминаемые у пророка захарии посты отмечали трагические события еврейской истории разрушение первого храма
Редьки тертой тарелочку

сайт копирайтеров Евгений