Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В Евангелии от Луки говорится о вдове лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (2: 37).

Пост в эпоху Первого храма сопровождался молитвой, жертвоприношением, покаянием в грехах (Суд. 20: 26; 1-я Сам. 7: 6; Эзра 10: 1). Начиная с эпохи Второго храма пост сопровождался также публичным чтением Торы. Центральным элементом службы были звуки шофара или труб: "Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей" (Иоэль 2: 1).

Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты - в течение суток. Некоторые посты продолжались три или семь дней (Юдифь 4: 13); в исключительных случаях пост соблюдался в субботу и праздничные дни. В I в. н.э. был составлен особый список - Мегиллат Таанит, содержащий 36 памятных дат, в которые нельзя объявлять публичный пост, с течением времени этот список был отменен. Существовал обычай устанавливать публичный пост в понедельник или четверг; отдельные лица, особенно после разрушения Второго храма, постились каждый понедельник и четверг. Законоучители постановили, что, в отличие от публичного, индивидуальный пост должен длиться сутки или определенное количество часов. В ряде случаев пост состоял в воздержании лишь от некоторых видов пищи - мяса или вина, или в воздержании от умащения и других видов удовольствий.

Дан. 10: 2-3. В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.

В период Второго храма пост рассматривался как средство очищения человека и приближения его к Богу. На это возражали законоучители, которые утверждали, что человек не имеет права наносить ущерб своему здоровью, чтобы не стать бременем для общины. Изучение Торы важнее Поста: "ученый не имеет права поститься, ибо поступая так, он менее усердствует в труде небесном". Согласно Саади Гаону, лучше избегать совершения греха, чем поститься.

Библейские тексты содержат многие указания, что пост не самоцель, а только средство, при помощи которого человек может смирить свою душу и раскаяться в грехах, и это раскаяние должно проявиться в его поступках (Иоэль 2: 13; ИонаЗ: 8).

Тов. 12: 8. Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Пророк Исайя противопоставляет пост, не сопровождающийся искренним раскаянием и потому неугодный Богу, подлинному посту, за что Господь ниспошлет милостивое прощение.

Ис. 58: 6. Вот пост, который Я избрал; разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо.

Иудейские посты могут носить частный характер: в годовщину смерти родителей или учителя; жених и невеста постятся в день бракосочетания вплоть до свадебной церемонии; предусмотрен также пост, чтобы отвратить дурные последствия кошмарного сна. Если упал свиток Торы, свидетели этого постятся в течение дня. Во времена Мишны члены верховного суда Синедриона постились в день вынесения ими смертного приговора.

В Аггаде рассказывается, что перед тем, как Бог наслал на землю великий потоп, он семь дней был в трауре по миру, который Сам создал.

Время поста в славянской традиции

Посты славянской христианской традиции разделяются на многодневные и однодневные.

Великим постом называют семинедельный пост перед Пасхой, установленный в память сорокадневного поста Иисуса Христа; особо строгое воздержание приходится на Страстную седмицу - неделю перед Пасхой. Великий пост называется постом святой четыредесятницы. "Ведомо учинилося... что на Москве и в городехъ у иноверных у некрещеныхъ иноземцевъ служатъ православные хрстияне и темъ... от иноверцовъ чинитца теснота и осквернение... помираютъ, и в великой постъ и в ыные посты мясо и всякой скоромъ едятъ неволею". Ул. Ал., 281 об. 1649 г. "Ныне третия недела посту и ты знаешь, что великои постъ седмъ недели постоитъ (tempus quadragesimale). Lud., 86. 1696 г." (12).

Многодневный пост, приуроченный к Петрову дню, 29 июня по старому стилю, называется Петров пост, его называют также постом апостолов Петра и Павла или апостольским; он начинается через неделю после Троицына дня, продолжительность этого поста различна и зависит от даты праздника Пасхи: от 8 дней до 6 недель. Начало его восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особенно частыми упоминания о нем становятся в IV в. у святых отцов - Афанасия Великого и Амвросия Медиоланского. "И в неделю пянтикостную, речено же въ среду и в пяток мяс ясти, и по семь постъ Петров". Правила, 187. XIV-XV вв.; "И царь и великий князь велелъ Якушу правую грамоту положити передъ собою въ первое воскресенье уговевъ Петрова поста". АЮБ I, 232. 1567 г. (13)

Успенский пост установлен церковью в честь Пресвятой Богородицы, он продолжается от 1 до 15 августа старого стиля, по новому стилю - от 14 августа до Успения 28 августа. Его называли также Оспожин пост, и этот двухнедельный пост был самым строгим после Великого поста; он ослаблялся по субботам и воскресным дням и в праздник Преображения Господня. Церковь всегда рассматривала этот пост как древнее установление, сохраняющееся по неписанному преданию. Древнейшее упоминание о нем, под именем Поста осеннего, встречается у Льва Великого. В древней церкви были разногласия о продолжительности этого поста, поводом к ним служил праздник Преображения 6 августа, когда разрешалось употребление мясной пищи. Эти разногласия были устранены соборным определением 1166 г.

"Да есте въдуще, брат(ь)е, яко въ сии днь есть постъ предъ праздникомь г(о)с(под)нимь". Пролог (Ф.), 22 об. XIII—XIV вв. "Его де исповедывалъ и причащалъ двожды, въ Великой постъ да въ Оспожинъ постъ". (Расспр. речи). РИБ II, 607.1623 г. (14)

Рождественский пост, Христова Рожества пост, или Филиппов пост, первый из четырех многодневных годичных постов, который начинается на другой день после празднования памяти св. апостола Филиппа, 14 ноября по старому стилю, и продолжается 40 дней до навечерия Рождества Христова 24 декабря, или 6 января по новому стилю. "Въ Филиповъ постъ, о Николине дни выбежалъ деи тотъ ихъ крестьянинъ Вешнячко изъ ихъ изъ Николские вотчины". АХУ II, 136. 1592 г.; "Посту бо Христова Рожества начинающу, на место то приходъ ихъ бе". Врем. И. Тим., 436. XVII в. (15)

Рождественский пост называется также четыредесятницей. По правилам воздержания он приближается к посту апостольскому. Строгость его особенно усиливается с 20 декабря, в дни предпразднества Рождества Христова, и достигает высшей степени в последний день, называемый сочевник, или сочельник. По обычаю в этот день пост хранится до вечерней звезды. Ясные упоминания о Рождественском посте встречаются только с IV в. В V в. Лев Великий называет его древним установлением и придает ему значение жертвы за собранные плоды. Порядок поста установлен на Константинопольском соборе 1166 г.

К числу однодневных постов принадлежат: пост в среду и пятницу, установленный церковью в память о вспоминаемых в эти дни событиях. В древней церкви среда и пятница были известны под именем дней Поста и стояния, т.к. в эти дни верующие, как бы стоя на страже, проводили в богослужении целую ночь. Пост в эти дни соблюдался до девятого (третьего полудни) часа. В среды и пятницы некоторых седмиц пост, по правилам церкви, не имеет места. Таковы седмица пасхальная, рассматриваемая как один светлый день; седмица Пятидесятницы - святки, т.е. период времени в двенадцать дней от Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня, крещенского сочев-ника; седмица мытаря и фарисея; седмица сырная. Однодневными являются посты в праздник Воздвижения Креста Господня, 14 сентября, пост в навечерие Богоявления Господня, 5 января, и пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа. С Предтечен-ским постом - на Ивана Постного, или на Ивана Предтечу, на Руси были связаны приметы, находящие объяснение в евангельском сюжете о смерти Иоанна Крестителя: "На Ивана постнаго (на Предтечу) круглого не едят, щей не варят". Народное объяснение: "Качан напоминает голову". "На Предтечу не рубят капусты, не срезывают мака, не копают картофеля, не рвут яблок, не берут в руки косаря, топора, заступа".

Если теперь вернуться к самому началу рассматриваемой проблемы: пища-пост, или трапеза-пост, то становится ясно, что пары слов не являются противопоставленными, но находятся в отношении части и целого. Но и сама эта часть целого не представляет единого понятия.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сморгунова Е. Дисциплина поста в иудейской и христианской традициях христианства 13 особенно
2 словарь русского языка xi xvii вв московию текстов
Пятница в русском словоупотреблении прочно связаны семантически с держанием поста

сайт копирайтеров Евгений