Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Сморгунова Е. Дисциплина поста в иудейской и христианской традициях

Богъ сътвори постъ, а бесъ объядение.
Из духовного стиха пермских староверов

Пища-пост, или трапеза-пост не являются дихотомически противопоставленными в смысле классической работы Вяч. Вс. Иванова и В.Н. Топорова о славянских языковых моделирующих семиотических системах (1). Эти пары слов не входят в систему принятых бинарных отношений в современном русском литературном языке и в русских говорах; они находились в таких же отношениях в древнерусском языке. В отличие от типологически сопоставимых бинарных оппозиций, типа "левый-правый", "большой-маленький", "нижний-верхний", "огонь-вода", "свет-тьма", "живой-мертвый", слово пост только в одном из своих значений может быть противопоставлено слову пища или трапеза, а именно, в основном, первом значении: не есть ничего. В этом значении существительному пост соответствуют в русском языке глаголы действия - поститься, постничать, соблюдать, держать пост, говеть.

В Скитском Патерике находим яркий пример употребления слова пост и соответствующего глагола поститься в значении не есть ничего, не принимать пищи: "И постився три неделя и множае, и изнемогохъ от поста, якож ми еле живу сущу" {Патерик Скит.). ВМЧ, Дек. 31, 2513. XVI в. ~ XIV в. (2) Такая же языковая ситуация, в которой "пост" означает полный отказ от пищи, отражена в списке XVII в. сочинений князя Курбского: "[Мария Магдалина] была великая и превосходная посница, многожды въ годъ единова въ седмицу вкушающи". Курб. Ист., 277. XVII в. ~ XVI в. (3)

Толковый словарь В.И. Даля указывает у этих слов и другие значения: воздерживаться от скоромной пищи, а есть только постное; есть всухомятку; есть только хлеб с водою, с квасом, с луком; не готовить горячего.

Многочисленные и разнообразные примеры встречаются в памятниках русской письменности с XI до XVIII в.

Ко второму значению слова: Воздержание от скоромной пищи. "Приставаетъ, государь, Филипово говейно, крестьяномъ постъ, и ты бъ, государь, пожаловалъ, прика-залъ на дорогу дати рыбы". Польск. д. III, 580. 1568 г. Также для соответствующего прилагательного: Постный, нескоромный, т.е. исключающий мясо, масло, молоко, сыр, яйца. "Се бо по с(вя)теи литурьгии идущемъ темъ на постьныя ты объды" (Ж. Феодос. Нест.). Усп. сб., 112. XII-XIII вв. "А ели не за однимъ столомъ, потому что Федоръ и Неудача ели постную еству, а они [англичане] ели мясную еству" Англ. д., 39. 1582 г. (4)

В житии Макария Римлянина находим пример последнего значения слова: "ядаше вершие дубное и все, отказавшиеся от вареной и печеной еды".

В монастырском уставе до XII в. формой поста было "сухоядение", которое разрешало употреблять для еды только сушеные плоды и овощи, потом была добавлена - как разрешенная - рыба и водяные птицы.

Требник XVII в. включает в понятие "поста" плотские воздержания. Это характерное значение слова связано не с едой или пищей, но с некоторым ограничением в поведении человека. Всякая радость считалась нарушением поста. Пощенье - постованье или постничаиье - воздержанье от скоромной пищи и от суетных наслаждений. "Муж своим теломъ не владеет, но жена, того ради аще постъ хотят въздвигнути или воздерьжатися, чего деля, то по совету жены своея достоитъ творити". Требник, XVII в.

В семантическую параллель рассматриваемых слов включена еще одна валентность, которая имеет временную характеристику. Существующие в языке слова средопятничать и понедельничать означают "постовать, поститься", "держать пост", но в значение слов входит указание на дни недели: среда, пятница и понедельник. Два дня недели - среда и пятница - в русском словоупотреблении прочно связаны семантически с держанием поста. "А кружка ему (монаху) носити въ трапезу по четвергомъ да по суботамъ, да по неделямъ, а въ понедельникъ и въ среду и въ пятницу кружекъ съ медомъ въ трапезу не носити". АЮБШ, 28. 1584 г. (5)

Прилагательное постный часто встречается в сочетании со словами, обозначающими время, и с самим словом время, и в таких случаях выступает в значении такой, в который постятся. Многочисленные примеры в памятниках русской письменности распределяются с XII до XVII в.: "Яви ми г(оспод)ь въ постьное время сущю ми въ пещере изити от света сего" (Ж. Феодос. Нест.). Усп. сб., 128. XII— XIII вв.; "(1074): Поучивъ [Феодосии] ихъ, како проводите постное время: въ м(о)л(и)твахъ нощных и дневных, блюстися от помыслъ скверньных". Лавр, лет., 183; "Многие ж русские люди... крестов на себе не носят и святых постных дней, среды и пятницы, не хронят, и в постные дни едят мясо и всякие скверны". Гр. Сиб. Милл. II, 276. 1622 г. Значение слова постный может иметь оттеночный смысл: употребляемый, используемый, бывающий во время поста: "Въ сыропустную неделю, въ среду и въ пятокъ, постная ли служба или Иванова пети?" (Вопр. Феогн.). РИБ II, 3. XVI в. ~ 1276 г. (6)

В этом же смысле - употребляемый во время поста - и в современном русском языке существуют несколько словосочетаний разной степени внутренней прочности, структурно приближающиеся к фразеологическим сочетаниям. Первое из них - словосочетание постное масло, т.е. растительное масло; виды, или сорта его, различаются в названии по продукту, из которого изготовляются: масло подсолнечное, конопляное, ореховое, маковое, горчичное. "Продали пшеницы, масла коровья и посного", Там. кн. III, 549. 1675 г. Прилагательное постный входит в название одежды - "предназначенная для времени поста": "Ризы постные мухоярные". Кн. пер. Нил. Столб. I, 14. 1636 г.7

Полные фразеологизмы: Триодь постная - церковная книга со службами на время поста - от недели мытаря и фарисея до светлой седмицы. В книге "Постной Триоди" содержатся отличительные особенности великопостного богослужения и дисциплины поста: "Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смиримъ себе пред Богомъ, мытарски пощениемъ зовуще: очисти ны Боже, грешныя. Фарисей тщеславиемъ побеждаемь, и мытарь покаяниемъ приклоняем" (8).

Фита постная - в древнерусской певческой нотации название условной сжатой записи знаков (знамен) с буквой-фитой (9).

Российское законодательство и правоприменение XIX в. покровительствовало постам: специальными указами и распоряжениями властей во время главных христианских постов закрывались театры и цирки, отменялись зрелищные мероприятия, игры, закрывались даже бани и торговля мясом. А нарушение поста могло приравниваться к ереси.

В проповедях, которые священники читали в храмах во время поста, постоянно говорилось о воздержании и осуждалось чревоугодие. Сохранились и изданы прекрасные образцы великопостных проповедей Филарета, митрополита Московского. Они полны образных сравнений с животным миром: "Животные многопищные и тучныя не могут бегать так скоро, как малопищный олень; подобно сему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен в подвигах, как воздержный <...> Чревоугодие - грех великий. Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крилами духа и тянет к земле". Постоянно в своих проповедях митр. Филарет обращался к отцам церкви и приводил яркие отрывки из их поучений. О покаянии и посте из Иоанна Златоуста: "Невозможно, чтобы огонь горел в воде, - невозможно и покаяние без поста". Блаж. Августин говорит: "Если вас спросят: для чего вы поститесь и мучите себя? Отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою". Иоанн Лествичник видит в несоблюдении поста много дурных следствий: "Как во множестве навоза рождается много червей, так и от множества яств происходит много падений, лукавых помыслов и сновидений срамных" (10).

В древней иудейской традиции пост (цом; или та'анит) - ритуальное воздержание от принятия пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах. Законом предписывался, как обязательный, лишь один пост - в великий День очищения: десятый день седьмого месяца афаним или тишри. Но у древних иудеев принято было держать пост во времена опасностей и общественных бедствий, при личных несчастьях, во время или перед исполнением важных дел, в воспоминание о печальных событиях общественной истории. Евреи соблюдали пост с особой строгостью, воздерживаясь не только от пищи, но и от других чувственных потребностей - облекались во вретище, снимали сандалии, посыпали голову пеплом. Пост являлся неотьемлемой частью ритуала в эпоху Первого храма:

Иер. 36: 9. В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских.

Иоиль 2: 15-16. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.

 ΛΛΛ     >>>   

Они находились в таких же отношениях в древнерусском языке
Он продолжается от 1 до 15 августа старого стиля господня великий
Однако против такого предположения свидетельствует вопрос народа к захарии
Сирин Ефрем. О рае православия

сайт копирайтеров Евгений