Пиши и продавай! |
Великий пост прижмет (//подожмет) тебе хвост. Великий пост обмочит хвост. (Загадка с отгадкой "оттепель"). Пост не мост, можно и объехать. Мост не пост, не объедешь. Все посты постимся, а никуда не годимся! Постное едим, да скоромное отрыгаем - суесловим. Никто с поста не умирает. С поста не мрут, а с обжорства дохнут. В великий пост как узлом затянуто (скороми нельзя). Послушание паче поста и молитвы. Путнику посты разрешены. Мертвых на погост, хоть в великий пост. Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста. Содержание дисциплины поста как пищевого ограничения может быть представлено несколькими замечательными примерами - историческими и современными. Адам Олеарий, знаменитый немецкий ученый-энциклопедист (1599-1671), совершивший путешествие в Россию в середине XVII в. и проехавший через Московию в Персию и обратно, оставил описание этого путешествия, где особенно много говорится о домашней жизни россиян, о пропитании и кушаньях - что нам в данном случае особенно интересно. "Ежедневная пища их состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, рыбы свежей или соленой... Из-за великолепных пастбищ у них имеются хорошая баранина, говядина и свинина, но, так как они, по религии своей, имеют почти столько же постных дней, сколько дней мясоеда, то они и привыкли к грубой и плохой пище, и тем менее на подобные вещи тратятся. Они умеют из рыбы, печенья и овощей приготовлять многие разнообразные кушанья, так что ради них можно забыть мясо. Например, однажды нам... в посту было подано 40 подобных блюд, пожалованных царем. Между прочим, у них имеется особый вид печенья, вроде паштета или, скорее, пфанкухена, называемый ими "пирогом"; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более продолговаты. Они дают им начинку из мелко изрубленной рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять. Есть у них весьма распространенное кушанье, которое они называют "икрою": она приготавливается из икры больших рыб, особенно из осетровой или от белорыбицы. Они отбивают икру от прилегающей к ней кожицы, солят ее и после того, как она постояла в таком виде 6 или 8 дней, мешают ее с перцем и мелко нарезанными луковицами, затем некоторые добавляют еще сюда уксусу и деревянного масла и подают. Это неплохое кушанье; если вместо уксусу полить его лимонным соком, то оно дает - как говорят - хороший аппетит" (16). На Русском севере, в Олонецкой губернии, записаны описания обиходного постного крестьянского стола: "Редька пластами (ломтиха) с маслом; вареные волнухи; горох вареный; пироги ни с чем, вприхлебку с суслом; кисель с маслом или суслом". Там же, на Севере, когда зовут "на помочи" и коллективные работы приходятся на время поста, постный крестьянский стол выглядит следующим: пирог с заварной капустой или грибами; ломтевой картофель с уксусом; похлебка из конопляного сока с груздями; вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша; жженая картошка; соленые огурцы, грузди к капуста; сусло с вишней, черемухой, клубникой, костяникой, земляникой, бояркой, брусникой (семь блюд ); пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле; гороховый кисель с маслом; кисели: пшеничный и овсяный с сытой или квасом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупою; кулага; блины, шанежки, оладьи; мерзлая брусника и клюква, с медом; пирог с одной малиной или маковник с медом, заедки - орехи, пряники, изюм, травник (17). Где особенно много говорится о домашней жизни россиян великий печенья |
|
|
|