<<< ΛΛΛ
берут верх над вашим умом. Это не мысль хорошая, объективно беспристрастная;
это дурное чувство. Вы веру не ненавидите сами по себе. Вы ее даже уважаете
и любите. Но сами вы не умеете верить, и вам завидно, что некоторые ваши
знакомые умеют верить, дошли как-то до этого, а вы со всем вашим умом никак
до этого дойти не могли. И вот вы допускаете, что те люди, которые не знают
того, что вы знаете, не читали того, что вы читали, не жили барином, как вы
жили, могут известным образом чувствовать, а люди, схожие с вами по
воспитанию, привычкам, образованности, не могут иметь ни "страха Божия", ни
веры в чудеса и таинства, ни упования на загробную жизнь, а непременно
должны притворяться или обманывать самих себя, когда они ходят в церковь,
причащаются, постятся и т. д... Вам досадно, вам не хочется признать, что
эти люди, которых вы, может быть, не желаете ни в чем счесть выше себя,
сумели развить в себе такие чувства, которые вам недоступны, и вы, вместо
того, чтобы обратиться к себе со строгим вопросом: "Все ли я сделал, чтобы
добиться такой веры", предпочитаете признать их какими-то притворщиками или
фантазерами от нечего делать. Это гордость и зависть, и больше ничего.
Вот что надо ответить таким людям. Такой образ мыслей допустим на время
во всяком человеке, и умном, и хорошем, но упорствовать в нем прежде всего
не умно, не глубокомысленно, не справедливо. Что за вера в свое рассуждение
безусловно! Проповедовать же все подобное, как проповедует гр. Л. Н.
Толстой, это просто злодейство!
Что за ничтожная была бы вещь эта "религия", если бы она решительно не
<<< ΛΛΛ
хочу сказать Двояко приятнее У меня те чувства мои Немощной плоти моей теснота в церкви стала слишком тяжела Во всяком случае неправым
|