<<< ΛΛΛ >>>
мою и не находил нужным противоречить мне. Что касается Антропова, то он
прямо сказал: "Я думаю, что вы правы!".
Конечно, если человек болезненный или очень брезгливый,, подобно моей
матери, понудит себя выстоять или даже отчасти и высидеть всенощную или
обедню в толпе и толкотне ревностных, но грубых и часто неопрятных
простолюдинов, это будет с его стороны истинный подвиг, который ему и
сочтется (ибо понуждение зависит от нас, а умиление и радость молитвенная от
Бога); можно похвалить его за это, поставить его при случае в пример, но
избави нас Боже осудить такого человека за то, что он предпочитает домовые и
просторные церкви церквам тесным и менее опрятным. Такова немощь его,
зависящая от болезни, или от тонкого воспитания с ранних лет, или от
чего-нибудь другого. И совсем не следует думать так, как думают многие, что
вера простолюдина непременно лучше, чище и сильнее нашей веры. Это просто
вздор. Из того, что один человек стоит около меня в старом зипуне и в лаптях
и молится, а другой стоит в дорогом сюртуке от Бургеса или Lutun с Тверской,
с хорошею тростью, и правою рукой крестится, а в левой, на которой
французская перчатка, держит десятирублевую шляпу, никак не следует, что
вера первого лучше, чище, сильнее. Это ужасный вздор и вздор даже в высшей
степени вредный, потому что такая точка зрения унижает религию, а не
возвышает ее.
-- Я не верю религии моих образованных знакомых, но религии мужика,
солдата, мещанки и простого монаха верю.
<<< ΛΛΛ >>>
Двояко приятнее человек Церквей особых Почему я в какой-то светлый летний день
|