<<< ΛΛΛ >>>
(наедине с самим собою и Богом) чувствовал и думал о вере совершенно
правильно, однако все-таки и это имеет некоторый вес.
Я хочу этим сказать, что художественное творчество может быть
обманчиво. Человек мог верить смолоду очень живо или иметь поздние временные
возвраты к Церкви, временные колебания и теплые порывы к вере отцов. Он
помнит прекрасно все эти чувства свои; учение в общих его чертах он знает,
он дополнил чтением то, чего он не знал или о чем забыл. Он был знаком в
жизни с истинно-религиозными людьми, беседовал, спорил с ними; не забыл их
доводов, их возражений. Совокупность этих впечатлений такова, что при
некотором усилии творческого воображения и неверующий романист может
чрезвычайно верно изобразить не только поступки или речи своего религиозного
героя, но и самую сокровенную последовательность его помыслов.
Но внушает ли это ту степень фактического доверия, какую желательно бы
внушить неутвержденным людям? Конечно, не внушает.
Надо, чтобы читающий верил, что я сам верю... Я пишущий; я живой,
реальный, современный ему человек, человек, выросший в среде, сходной по
воспитанию и впечатлениям со средою самого читающего.
Искренность личной веры чрезвычайно заразительна. Я знаю это по опыту,
<<< ΛΛΛ >>>
Ибо великое множество задуманного мною от 20 до 58 лет я написать
Не в самую церковь Сказала моей
|