Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Но с чем связан такой энтузиазм по отношению к идеям Блаватской среди
американцев и европейцев, начиная с 1880-х гг.? Теософия предложила
привлекательную смесь из древних религиозных идей и новых научных концепций,
синкретическую веру для тех, чьи привычные взгляды были опрокинуты
дискредитацией ортодоксальной религии, прогрессом науки, разрывами в
социальной и экономической жизни конца XIX столетия. Георг Л. Мосс писал,
что теософия является типичным выражением антипозитивизма, наводнившего
Европу в конце века, и отмечал то обстоятельство, что ее понятия из всех
европейских стран наибольшее впечатление производят на немцев.

Да, несмотря на немыслимое смешение египетской веры в перевоплощения,
американского спиритизма и индийских верований, теософия действительно была
крайне популярна в Австрии и Германии. Ее появление лучше всего может быть
понято в контексте неоромантического движения протеста в кайзеровской
Германии, известного под названием Lebensreform (реформы жизни). Это
движение, опирающееся по преимуществу на средние классы, представляло собой
попытку сгладить противоречия современной жизни, вызванные ростом
промышленности и городов. Множество альтернативных Форм жизни Ч включая
естественную медицину и траволечение, вегетарианство, нудизм, автономные
сельские коммуны Ч исповедовали небольшие группы людей, надеявшихся
вернуться к природной жизни. Политическая атмосфера движения была отчетливо
либеральной, затрагивала левое крыло с его заинтересованностью в земельной
реформе, но вместе с тем пересекалась и с народническим движением.
Марксистские критики оценивали его как наиболее последовательную форму
буржуазного уклонения от последствий капитализма. Теософия вполне
соответствовала настроении Lebensreform, обеспечивая их при этом и какими-то
философскими принципами.

В июле 1884 возникло первое Немецкое Теософское Общество под
председательством Вильгельма ГуббеШлейдена (1846-1916) в Эльберфельде, где
находились Блаватская и ее основной сотрудник Генри Олькотт, с ними были их
теософские друзья Гебхарды. В это время Губбе-Шлейден служил старшим
чиновником в Колониальной Конторе в Гамбурге. Он много путешествовал,
некогда управлял имением в западной Африке, был выдающейся фигурой в
политическом лобби в пользу распространения Немецкой империи за океан.
Олькотт и Губбе-Шлейден ездили в Мюнхен и Дрезден, устанавливали там
контакты с отдельными теософами и такт образом заложили фундамент немецкой
организации. По лагают, что поспешность в создании немецкого движения
вызвана потребностью Блаватской в новом центре после скандала,
разыгравшегося в Мадраса, в начале 1884 Теософам предъявили тогда обвинение
в шарлатанстве Методы, применяемые Блаватской при работе с оккультными
феноменами, сообщения, которые она передавала от своих учителей, вызвали
подозрение в ее окружении что привело в результате к расследованию и крайне
неблагоприятному отчету о ее деятельности, составленному лондонским
Обществом Психических Исследований К несчастью для Губбе-Шлейдена, его
председательство прервалось в связи с распадом немецкой организации скандал
же приобрел еще более публичный характер связи с исходом теософов из Индии в
апреле 1885. С этих пор Блаватская жила в Лондоне и находила новых
страждущих среди правящих классов викторианской Англии.

В 1886 Губбе-Шлейден более серьезно занялся оккультизмом в Германии, он
приступил к публикация ежемесячного журнала "Сфинкс", в котором спиритизм и
паранормальные явления обсуждались с научной точи зрения. Его основными
участниками были выдающиеся психологи, философы и историки. Здесь Макс
Дессуар излагал гипнотизм. Эдуард фон Гартман развивал философию
индивидуализма, в соответствии с которой "Я" преодолевает смерть как
неполноценную сущность, отталкиваясь от Канта, христианской теологии и
спиритуалистических спекуляций. Здесь работали Карл дю Прель, исследователь
психики, и его коллега Лазарь фон Гелленбах, проводившие в Вене сеансы с
известным американским медиумом Генри Слэйдом, оба писали эссе примерно в
одном духе. Другим значительным членом кружка "Сфинкса" был Карл Кизеветтер,
чьи исследования истории пост-Ренессансной эзотерической традиции очень
многое смогли сообщить широкой аудитории об ученых магах, первых алхимиках
Нового времени, о современном оккультизме. Еще не вполне теософический,
сборник Губбе-Шлейдена был мощным элементом оккультного возрождения в
Германии, пока в 1895 его публикация не прекратилась.

Кроме научной струи оккультизма, в 1890-х возникло более широкое
немецкое теософское движение, на этот раз оно было связано с
популяризаторскими усилиями Франца Гартмана (1838-1912). Гартман родился в
Donauworth и воспитывался в Кэмптене, где его отец состоял на службе
королевским доктором. По завершении военной службы в Баварском
артиллерийском полку (1859) приступил к изучению медицины в Мюнхенском
университете. Во время каникул во Франции, в 1865, поступил корабельным
доктором на судно, идущее в Соединенные Штаты, где и провел последующие 18
лет своей жизни. Закончив обучение в Сент-Луисе, открыл глазную клинику и
практиковал до 1870. Затем путешествовал вокруг Мексики, ненадолго
обосновался в Новом Орлеане, в 1873 уехал в Техас, в 1878 перебрался в
Джорджтаун, штат Колорадо, где в 1882 работал коронером. Помимо медицинской
практики горячо интересовался добычей золота и серебра. В начале 1870-х
увлекся американским спиритизмом, посещал сеансы таких лидеров движения как
мистрисс Раис Холме и Кэйт Вентворт, в это же время был поглощен чтением Юдж
Эдмонс и Эндрю Джексона Дэвиса. Впрочем, следующее его открытие,
"Разоблаченная Изида", ставит на место спиритизма теософию. Он решает
посетить теософов в Мадрасе, отправляется туда из Калифорнии, по дороге
заехав в Японию и Юго-Восточную Азию (конец 1883). Когда в 1884 Блаватская и
Олькотт отправляются с визитом в Европу, Гартмана назначают действующим
президентом Общества на время их отсутствия. Он остается в штаб-квартире
теософов до момента, когда последние в апреле 1885 окончательно покидают
Индию.

Работы Гартмана первоначально посвящены розенкрейцерам, Парацельсу,
Якобу Беме и другим аспектам западной эзотерической традиции; они
публикуются в Америке и Англии между 1884 и 1891 гг. Но побывав однажды
директором санатория Lebensrefonn в Галлейне, недалеко от Страсбурга, после
возвращения в Европу в 1885 году, Гартман начинает распространять новую
мудрость Востока среди своих сограждан. В 1889 он организует, вместе с
Альфредо Пиода и графиней Констанцией Вахтмейстер, близкой подругой
Блаватской, теософский светский монастырь в Асконе -- место, заметим, многих
анархических экспериментов. С 1892 печатает переводы индийских священных
текстов и переводы Блаватской в своем журнале "Цветы лотоса" (1892-1900).
Это первое немецкое издание, титул которого украшен теософической свастикой.
Во второй половине десятилетия теософская издательская деятельность в
Германии впервые достигает первого пика. Вильгельм Фридрих из Лейпцига,
издатель гартмановского журнала, выпускает двенадцатитомную книжную серию
"Библиотека эзотерических трудов" (1898-1900), в то время как Гуго Геринг,
теософ из Веймара, издает тридцатитомную серию "Теософские труды"
(1894-1896). Обе серии состоят из немецких переводов последователей
Блаватской в Англии, Анни Безант, Чарльза Лидбитера, также там можно найти
оригинальные исследования Гартмана и Губбе-Шлейдена. Основное содержание
этих маленьких книжек -- глубокомысленная космология, карма, спиритизм,
повествование о деятельности тайных махатм. Помимо этой продукции должны
быть упомянуты гартмановские переводы Бхагавад Гиты, Дао-Дэ-Цзин и Таттва
Бодха, наряду с его собственными монографиями о буддизме, христианском
мистицизме и Парацельсе.

Пример Гартмана ускорил рождение другого важного журнала. В 1896 Пауль
Цильман приступил к изданию ежемесячного журнала "Метафизический обзор",
который включал в себя не только разнообразные аспекты эзотерической
традиции, но и новые парапсихологические исследования; в этом он шел по
следам "Сфинкса". Цильман, живший в Гросс-Лихерфельде, близ Берлина, был
членом исполнительного комитета нового Немецкого Теософского Общества,
основанного в августе 1896, в Берлине под председательством Гартмана. Это
было в тот момент, когда американские теософы Кэтрин Тингли, Е. Т. Харгроув
и Вригг путешествовали по Европе в поисках поддержки своего движения.
Собственные исследования Цильмана и статьи в его журнале выдавали известную
эклектичность: там шла речь о йоге, френологии, астрологии, животном
магнетизме и гипнотизме: здесь же можно было найти репринты средневековых
немецких мистиков, алхимические трактаты конца XVIII века и работы
современного французского оккультиста Жерара Энкосса (Папюс) Гартман
постоянно снабжал его беллетризованной историей о своем открытии тайного
монастыря розенкрейцеров в Баварских Альпах, ее с нетерпением ждали
читатели, задетые романтической идеей суровых адептов в центре современной
Европы. Цильман в свою очередь был так воодушевлен Eckhartshausen (начало
XIX века) и идеями школы иллюминатов, что в начале 1897 сам основал
оккультную ложу. Лесная Ложа была организована тремя квазимасонскими
ступенями посвящения. В окружении Цильмана там работали Фердинанд Маак,
изучавший только что открытые рентгеновские лучи в контексте собственной
"динамософической" науки и издававший классические тексты розенкрейцеров,
астролог Альберт Книпф, индийские теософисты и авторы американского движения
христианской науки и новой мысли. В качестве издателя Пауль Цильман был
важным звеном между немецкими оккультными группами и ариософами Вены, чьи
работы он издавал под своей обложкой между 1906 и 1908 гг.

Немецкое Теософское Общество было учреждено в августе 1896 как
национальная ветвь Интернационального Теософского Братства, основанного
американскими теософами круга Виллиан Юдж и Кэтрин Тингли. Но теософия
осталась ограниченным феноменом в Германии, представленным маленькими и
часто враждующими местными группами. В конце 1900 издатель Neue
Metaphysische Rundschau получил ежегодные отчеты от обществ Берлина,
Дрездена, Граца, Эссена, Лейпцига что дало ему повод сожалеть о явном
недостатке взаимного дружелюбия в движении. Впрочем, в 1902, наметилось
тяготение к двум основным центрам, Берлину и Лейпцигу, их поддерживало более
десяти теософских обществ и около тридцати маленьких кружков по всей
Германии и Австрии. Пауль Раатц, издатель журнала Теософская жизнь, открыл
теософский центр в столице, тогда как в Лейпциге в это время существовал
другой центр, связанный с именами Артура Бебера, Германа Рудольфа, Эдвина
Беме. Вебер издавал свой журнал "Теософский указатель", а из только что
организованной Теософской Центральной Книжной Лавки получал "Оккультные
лекции", в которых авторами многих статей были Рудольф и Беме.

Поскольку вся эта деятельность контролировалась по преимуществу Францем
Гартманом и Паулем Цильманом, нужно упомянуть о другой теософской тенденции
в Германии. В 1902 году Рудольф Штайнер, молодой ученый, прежде обучавшийся
в Вене, а затем приехавший в Веймар для работы над научным наследием Гете,
стал генеральным секретарем Немецкого Теософского Общества в Берлине,
основанного лондонскими теософами. С 1903 по 1908 Штайнер издавал в Берлине
журнал "Люцифер". Но его мистические христианские интересы отдалили его от
прочих теософов индуистской ориентации, сторонников Анни Безант, в
результате он окончательно порвал с ними и учредил собственное
Антропософское общество в 1912 году. Может быть желание противостоять
влиянию Штайнера побудило Гартмана содействовать изданию новых журналов. В
1906 году, руководимый юным протеже Гартмана, Гуго Вольраттом, возникает
Теософский Дом Печати -- Лейпциг. Под этим флагом на арену выходят сразу
несколько оккультных журналов: "Странник" (1906-1908) издается Артуром
Вебером; "Прана" (1909-1919), издается сначала Карлом Врандлер-Прахтом, а
затем Иоханнесом Бальзли, секретарем Лейпцигского Теософского общества;
"Теософия" (1910) издается Гуго Вольраттом. Астрологические журналы и
книжные серии, Астрологический обзор и Астрологическая библиотека начинают
выходить здесь с 1910 года. Прежний журнал Гартмана вновь оживает в 1908 под
названием "Новые цветы лотоса" в издательстве Джэггер, которое одновременно
приступает к изданию Книги Озириса, длинной серии, которая знакомит немецкую
публику с новыми оккультистами.

Тем временем на арену выходят другие издатели. Карл Ром, посетивший
английских теософистов в Лондоне в конце 1890-х открывает фирму в
Вюртемберге. Его публикации включают репринтные издания Беме, Гамана,
Юнга-Стиллинга, Альфреда Мартина Оппеля (А. М. О.) и романы сэра Эдварда
Бульвер-Литтона, труды современных оккультистов. Издательский дом Иоханнеса
Баума "Новая мысль" основан в 1912 году, в 1919 переезжает в Пфуллинген.
Занятая первоначально переводом американского материала, эта фирма сыграет
важную роль, издавая немецкую эзотерику в 20-е годы.

С теософами Лейпцига спорит фирма Макса Альтмана, он начинает свою
деятельность в 1905 году. В июне 1907 Альтман начинает выпускать популярный
Zentralblatt fur Okkultismus, редактируемый д. Georgeewitz-Weitzer,)
известным своими работами о современных розенкрейцерах, алхимии и оккультной
медицине, которые он подписывает псевдонимом G. W. Surya. Лейпцигский
книготорговец Генрих Транкер издает оккультную серию между 1910-1912, в
которую включены работы Карла Гельмута и Карла Хейзе. С 1913 Антониус ван
дер Линден начинает претенциозную серию "Тайные науки" (1913-1920),
состоящую из репринтов эзотерических текстов ренессансного ученого Агриппы,
розенкрейцеров, алхимиков XVIII века совместно с комментариями и
оригинальными текстами современных оккультистов. Этот краткий обзор
позволяет заключить, что оккультное издательское дело в Германии между 1906
и 1912 годами достигло в своей активности второго пика.

Но если немецкий оккультизм неплохо развивался перед Первой Мировой
войной, то и Вене было о чем вспомнить. История оккультной традиции здесь
тесно связана с именем Фридриха Экштейна (1861-1939). Личный секретарь
композитора Антона Брукнера, этот блестящий знаток всех наук имел обширные
знакомства среди ведущих мыслителей, писателей и музыкантов Вены. Его
склонность к оккультизму впервые обнаружилась, когда будучи членом группы
Lebensreform, он практиковал вегетарианство и дискутировал о доктринах
Пифагора и неоплатоников в конце 1870-х. Затем его интересы распространились
на немецкую и испанскую мистику, легенды, окружающие тамплиеров,
франкмасонов, на вагнерианскую мифологию и восточные религии. В 1880 он
подружился с венским математиком Оскаром Симони, который, в свою очередь,
находился под впечатлением метафизических теорий профессора Фридриха
Цольнера из Лейпцига. Цольнер выдвигал гипотезу о том, что спиритические
феномены подтверждают существование четвертого измерения. Экштейн и Симони
были также связаны с австрийским психиатром Лазарем фон Гелленоахом, который
проводил научные эксперименты с медиумами в состоянии транса и печатался в
"Сфинксе". После весьма теплой встречи с Блаватской в 1886 году, Экштейн
собрал кружок теософов в Вене. В конце 1880-х Франц Гартман и молодой
Рудольф Штайнер были частыми посетителями (pabitues) этого кружка. Экштейн
был также знаком с мистическим кружком, существовавшим вокруг неграмотного
христианского пиетиста Алоиса Меландера (1844-1905), который был
знаменитостью для многих теософистов сначала в Кэмптене, а потом в
Дармштадте, включая Гартмана и Губбе-Шлей- дена. Экштейн состоял в переписке
с Густавом Майринком, основателем теософской ложи "Голубая звезда" в Праге
1901 и перед Первой Мировой войной приобретшим славу оккультного романиста.
В 1887 в Вене возникло Теософское Общество, президентом его был Экштейн,
секретарем -- граф Karl ZuleiningenBillingheim.

На рубеже веков в Вене возникали все новые оккультные кружки.
Существовала Ассоциация оккультизма, устроившая библиотеку с выдачей книг на
дом, ее члены всегда могли справиться о чем-либо в работах Цольнера,
Гелленбаха и дю Преля. Ассоциации был близок Филипп Машлюфски, который с
1903 года начал издавать эзотерический журнал "Гнозис". Газета,
систематически получаемая берлинскими теософистами, печатала из "Люцифера"
Рудольфа Штайнера. В декабре 1907 возникла аналогичная оккультная
организация Клуб Чтения Сфинкс, ее создал Франц Герндль, автор двух
оккультных романов и один из основных членов Общества Листа. Астрология и
другие оккультные науки также были представлены в австрийской столице. После
возвращения из Соединенных Штатов в родной город, Карл Брандлер-Прахт
организовал Первое Венское Астрологическое Общество (1907). Судя по юности
Гитлера, с описанием которой нас знакомит Иозеф Грайнер перед войной в
столице различные митинги и лекции, посвященные астрологии, гипнотизму и
различным формам предсказания будущего, были общим местом. Опираясь на эту
среду, можно лучше понять причины и почву движений, сложившихся вокруг Гвидо
фон Листа и Ланца фон Либенфельса, чье расистское творчество после 1906
столь многим обязано современному оккультному возрождению в Центральной
Европе.

Хотя современный оккультизм был представлен очень разными формами, у
него была одна задача. За системами астрологии, френологии и хиромантии в
той же мере, как и за доктринами теософии, за квазинаучными концепциями
"динамософии", животного магнетизма и гипнотизма, за архаическими текстами
розенкрейцеров, каббалистов и алхимиков стояло отчетливое желание примирить
результаты современных естественных наук с религиозным взглядом на мир, что
могло бы вернуть человеку его достоинство и центральное место в универсуме.
Оккультные науки имели целью подчеркнуть интимную и глубоко осмысленную
связь человека с космосом в терминах обнаруженных соответствий между макро и
микрокосмом, нанести удар материалистической науке с ее пафосом измеримых и
воспринимаемых феноменов и пренебрежением к невидимым качествам духа и
эмоций. Эти новые "метафизические" науки давали людям целостный взгляд на
себя и мир, в котором они жили. Он наделял их одновременно чувством участия
в полноте осмысленного мироустройства и через предсказания, вручал средства
устроения собственных дел в соответствии с этим порядком.

Привлекательность такого взгляда на мир уже отмечалась в начале главы.
Впервые расцвет оккультизма совпал с распадом Римской империи, затем
обнаружил себя на исходе Средних веков. Теперь его голос услышали те, кто
нашел мир не в порядке, для кого социальные и идеологические перемены конца
XIX века оказались разрушительными. Те, кого чувства и образование делали
восприимчивыми к идеалистической и романтической перспективе, приняли
участие в оккультном возрождении, чтобы найти смысл миропорядка, исчезнувший
с распадом прежних убеждений.

Поскольку ариософия родилась в Вене в ответ на проблемы немецкой
национальности и столичной жизни, ее можно рассматривать как особую
разновидность теософии, приспособленную ариософами к народническим
(volkisch) идеям. Теософский кружок действовал в городе примерно в 1887
году, но его участники были более склонны к традиции религиозного
самосозерцания и сосредоточения на внутреннем мире, под руководством Мари
Ланж. Рудольф Штайнер был членом этого кружка и круг его интересов указывает
на то, как мало симпатии существовало между "подлинной" буддистской
теософией Франца Гартмана, который также бывал здесь, и рефлексивными
наклонностями остальных членов кружка. В 1890-х гг. венская теософия
отражает влечение образованных классов к благочестию, субъективизму и культу
переживаний -- настроение, соответствующее современной моде на feuilleton и
импрессионизму в искусстве. Шорске пытался связать этот культ внутреннего с
социальным положением венской буржуазии конца века. Он полагал, что
посредством возведения храма искусства этот класс намеревался слиться с
аристократией, но в результате нашел в нем убежище и от крушения либерализма
и от варварских массовых движений. Возникновение венской теософии в этом
контексте выглядит вполне убедительно.

Когда теософские труды стали более широко публиковаться благодаря
немецким издательствам на рубеже веков, их идеи стали достоянием публики. К
этому времени теософия уже представляла собой детально разработанный корпус
учений, изложенный в новом переводе основного труда Блаватской ("Тайная
доктрина", 1897-1901) и бесчисленных переложениях и комментариях,
выполненных Францем Гартманом, Германом Рудольфом, Эдвином Беме и другими.
Но если ранние формы теософского движения в Австрии ограничивались в
основном мистическим христианством и личным гностицизмом сосредоточенных на
себе индивидов, то поздние его проявления связаны с разочарованием в
католицизме и распространением мифологии, фольклора и альтернативных
религий. Толчок пришел из Германии, ведь и Лист и Ланц вынесли свои знания о
теософии из немецких источников. Лист многим был обязан берлинскому теософу
Максу Фердинанду фон Зебальдту и его соратникам Францу Гартману, Гуго
Герингу, Раулю Цильману. Цильман был первым, кто опубликовал статьи Листа и
Ланца на эзотерические темы. Венская теософия после 1990 выглядела
околоинтеллектуальной сектантской религиозной доктриной, вывезенной из
Германии, она была популярна среди людей, разочаровавшихся в религиозной
ортодоксии, но все еще ищущих себя в горизонтах веры.

Теософия привлекала Листа, Ланца и его сторонников своей одинаковой
терпимостью к экзотическим религиям, мифологии и эзотерическим знаниям, что
открывало универсальную и вместе с тем нехристианскую перспективу для
понимания природы, происхождения человека; сюда можно было поместить
источники тевтонских верований и обрядов, что вполне отвечало спекулятивным
построениям (volkisch) народнического движения. В условиях антипатии к
католицизму среди народных

националистов и пангерманистов в Австрии, теософия предлагала себя как
схему религиозных убеждений, исключавших христианство в пользу смеси
мифических традиций и псевдонаучных гипотез, согласных с данными современной
антропологии, этимологии и истории древних культур. В дальнейшем сама
структура теософcкой мысли была легко усвоена народническим движением.
Подспудный элитаризм махатм с их сверхчеловеческой мудростью вполне отвечал
жажде жесткого иерархического порядка, опирающегося на расовую мистику
народа (Volk). Понятие оккультного знания в теософии, осложненного
наслоениями других религий, принадлежащего немногим избранным, также
соответствовало попытке приписать народническому национализму длинную
родословную, он особенно нуждался в этом в связи со своим в действительности
недавним происхождением. В контексте роста немецкого национализма в Австрии
с 1866 года, мы можем наблюдать как теософия, едва связанная с народнической
мыслью понятиями расы и расового развития, осложнила религиозной мистикой и
универсальными обоснованиями политические взгляды незначительного
меньшинства.

Часть вторая АРИОСОФЫ ВЕНЫ

3 ГВИДО ФОН ЛИСТ

 <<<       >>>   

Обосновавшись в начале 1913 в берлине
Интерес гитлера к генеалогии
Помимо публичных празднеств общегерманского характера
С австрийскими членами ассоциации националистической

сайт копирайтеров Евгений