Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Это цитата отнюдь не из сочинения какого-нибудь шутника, эти слова принадлежат преклонявшемуся перед Плотином и, между прочим, неглупому философу Порфирию (Жизнеописание Плотина, 9).

Второй принцип, наверное, еще более безбожный. Чтобы верить в спиритические сеансы, нужно утратить веру в возможность свободы. Обратите внимание: сама идея этих сеансов основана на том, что мир духовных существ якобы подчиняется законам своеобразной механики, достаточно их познать и использовать, чтобы духи стали послушны нашей воле: появлялись по нашему приказу, отвечали на наши вопросы и т. д. Заметьте, что и ментальности "духа", который говорил с Вами, отказано в идее свободы: он предсказывал Вам будущее, как если бы оно было детерминировано сверху.

Как известно, Иисус Христос не видел возможности обращения грешника под влиянием контакта с потусторонним миром. В притче о богаче и Лазаре богач просит Авраама: "так прошу тебя, отче, пошли его [Лазаря] в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". Авраам сказал ему: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Он же сказал: "нет, отче Аврааме; но, если кто из мертвых придет к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк 16, 27 слл).

К сожалению, истина такова: тот, кто не считается со словом Божьим, не обратится даже под влиянием воскресения самого Сына Божьего (ср. Мф 28, 12-14). Короче говоря, если кому-нибудь захочется прибегнуть к советам духов, пусть он сначала правдиво ответит себе, слушает ли он всех тех советов, которые заключены в слове Божьем.

И последний вопрос: как быть с предсказанным Вам будущим? Должно ли оно сбыться? Следующие далее замечания будут касаться предсказаний будущего не только "духами", но и разными гадалками, а также через сны, гороскопы и т. д. Итак, предсказания, действительно идущие от Бога, если они касаются человеческих судеб, никогда не бывают необратимыми. Вспомним пророчество Ионы, предвещавшее разрушение Ниневии. Или то, что говорил Бог у пророка Иеремии: "Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (Иер 18, 7-10). Только заветы, касающиеся деяний любви Божьей по отношению к людям, исполняются неизменно, ибо любовь Бога предваряет наш свободный выбор и не зависит от него.

Отчего же люди вместо того, чтобы вслушиваться в слово Божие и своим обращением содействовать лучшему будущему, собственному и мира, охотно подставляют ухо детерминистическим предсказаниям? Почвой для такой позиции служит темная вера в то, что человек (и даже целые народы) якобы лишь пассивный объект игры различных сил, стоящих выше его. Здесь нет места ни вере в опеку Божьего Провидения, ни в возможность активного влияния на то, каким будет наше будущее.

Но почему предсказания часто сбываются? Если я заранее сообщу, что Вас ожидает огромная неприятность с совершенно неожиданной для Вас стороны, то практически невероятно, чтобы это предсказание не сбылось. Ведь оно не только довольно неконкретно, но и касается чего-то такого, что имеет непосредственное отношение к любому человеку. Очень редко можно встретить предсказание, которое не обладало бы этими двумя чертами.

Здесь еще стоит напомнить о таком известном понятии, как "самоисполняющееся пророчество". Если, например, родители роковым образом поверят, что какой-то из их детей — неудачник, из которого наверняка ничего не выйдет, то их позиция будет столь сильно довлеть над несчастным ребенком, что негативные ожидания родителей действительно начнут оправдываться. Я слыхал о том, как цыганка нагадала одному человеку, что он умрет 22 октября, но не хотела назвать год смерти. Сколько раз приближалась эта дата, столько раз несчастный, принявший это предсказание слишком близко к сердцу, переживал адские муки ожидания; самым трудным был непосредственно фатальный день, но когда он проходил, наступало огромное облегчение. А через год — снова то же самое. В четвертый раз он уже не смог выдержать сильного напряжения и в день 22 октября выбросился из окна. Гадание исполнилось. Даже если эта история вымышлена, она раскрывает механизмы самоисполняющегося пророчества.

Должно ли исполниться то, что напророчил Вам дух на спиритическом сеансе? Отвечаю: это в огромной степени зависит от Вас.

Меня интересует вопрос об экзорцизмах. В Евангелии написано, что Иисус Христос изгонял злых духов. Было время, когда Церковь не уклонялась от экзорцизмов. Сегодня такой проблемы как бы не существует, но ведь сатана действовал не только раньше, он действует и сейчас. Мне хотелось бы знать, каково нынешнее отношение Церкви к экзорцизмам. Недавно я столкнулся с человеком, который исцеляет и изгоняет злых духов, а также возвышенно призывает к обновлению Церкви. Мне известно, что Христос предостерегает от лжепророков, но не известно, как их распознать. Не знаю, был ли то истинный пророк или лжепророк. И еще одна проблема: в последнее время появилось множество книг о черной магии. Как католик должен к этому относиться?

В действующем с 1983 года новейшем Кодексе канонического права экзорцизмам посвящен лишь один канон 1172: "#1. Согласно праву, никто не может совершать экзорцизмы над одержимыми, если им не получено от ординария данной местности специальное и четкое разрешение. #2. Такое разрешение ординарий может дать только пресвитеру, отличившемуся благочестием, знаниями, благоразумием и безупречностью жизни".

Два года спустя, 29 сентября 1985 года (в праздник Архангелов), Конгрегация Учения Веры направила епископам послание под названием "Inde ab aliquot annis", напоминающее им об обязанности следить за тем, чтобы без их разрешения ни священники, ни миряне не совершали экзорцизмов — ни над одержимыми, ни для избавления от дьявольской силы в каких-либо других ситуациях.

Однако это послание заканчивается следующим утверждением: "Введение вышеизложенных норм ни в коем случае не должно отвращать верных от молитвы, как нас учил Христос, дабы мы были избавлены от лукавого. Пастыри также могут использовать данное послание как повод для напоминания традиционного учения Церкви о той роли, которую в духовной борьбе христиан, в том числе и со злыми духами, выполняют таинства и заступничество Пресвятой Девы Марии, ангелов и святых".

Теперь я напомню, чему учат Евангелие и произведения Апостолов относительно изгнания злых духов. Следует также сказать несколько слов о церковной должности екзорциста. Итак, многое указывает на то, что в раннехристианской Церкви главной задачей экзорциста было участие в специальных обрядах для катехуменов, состоявших в совершении над ними экзорцизмов. Из "Поучений огласительных" св. Кирилла Иерусалимского (Catecheses illuminandorum, 14) — текст сей восходит к середине IV века — мы узнаем, что этот обряд длился необычайно долго, так как екзорцизмы совершали над каждым кандидатом в отдельности. Поэтому не исключено, что именно по практическим соображениям для проведения этих обрядов в Церкви появились помощники епископа и священников.

Принимая во внимание и психологическую, и духовную сторону дела, переживание экзорцизма должно было подготовить катехумена к принятию крещения как дара, поистине переломного в жизни. Главный резон того, чтобы подвергнуть экзорцизмам кандидата на крещение, был прост: "Так как в тебя должен будет вселиться сам Святой Дух, то прежде тебя должны покинуть все нечистые духи. Именно их присутствие делало тебя рабом греха, стремящимся к вечной погибели. Следовательно, в воды крещения ты должен войти уже как человек, избавленный от тех духов, которые делали из тебя дитя мира сего, далекое от вечной жизни".

Независимо от того, как это интерпретировать, остается фактом то, что во время предкрестильных екзорцизмов иногда происходили удивительные вещи. Некоторые могут трактовать это как результат массового внушения, подкрепленный воспоминаниями о предыдущих экзорцизмах, однако фактографическая сторона множества свидетельств на эту тему не вызывает сомнений: участники этих экзорцизмов были абсолютно уверены, что воочию убедились в поражении злого духа. "Иногда, — писал в 225 году Киприан Карфагенский, — дъявол, бичуемый, сжигаемый и терзаемый человеческим голосом экзорцистов и силою Божией [знака креста], обещает, что уже выходит из человека и оставляет его" (Письмо 69, 15). Субъективную достоверность этого свидетельства увеличивает то обстоятельство, что главной загадкой для Киприана являлся следующий затруднительный вопрос: как так получается, что во время экзорцизма злой дух, казалось бы, вышел из кого-то, и это видно на практике, а потом, после крещения, оказывается, что человек не перестал служить этому злому духу?

Приведем еще одно свидетельство о странных событиях, происходивших иногда во время предкрестильных екзорцизмов. Его автором является сам св. Августин: "Пройди через огонь перед тем, как входить в воду, а тогда и воду пройдешь. Поэтому во время совершения таинств и при катехизации, и при экзорцизмах сначала применяется огонь. Ибо откуда это берется, что иногда нечистые духи кричат: "Горю", если бы то был не огонь?" (Ennaratio in Psalmos 65, 17).

Примечательно, что современный (послесоборный!) ритуал подготовки взрослых к крещению тоже предусматривает экзорцизмы. Конференция Епископата может ввести экзорцизмы "в странах, где еще живы языческие культы, исповедники которых поклоняются духам, вызывают тени умерших, ищут их помощи посредством магии". Однако предлагаемая ритуалом формула экзорцизма является не приказанием сатане, а обычной молитвой к Иисусу Христу: "Господи, изгони злых духов дыханием уст Своих, повели им уйти, ибо приблизилось Царствие Твое".

Ритуал, введенный после II Ватиканского Собора, допускает и акт "отречения от культов нехристианских религий, духов или магии". В этом акте содержатся и такие слова: "Необходимо, чтобы вы сейчас публично отреклись от тех сил, которые не являются Богом, и от культов, которые не ведут к почитанию Бога. Никогда не оставляйте Бога и Его Христа, чтобы служить другим силам".

Вернемся еще раз к раннехристианским экзорцизмам, совершаемым перед крещением. Итак, атмосфера, царящая во время этих обрядов, сформировала в Церкви такой вид экзорцизмов, который всеми его участниками воспринимался как тяжкий труд борьбы с дъяволом. Таким образом, экзорцизм стал чем-то большим, чем акт религиозного отречения от дъявола. Более того, это стало определенным культивируемым явлением, тем труднее поддающимся объяснению, что им приводятся в движение тайные пласты подсознания (что в действительности не осознается, но, несомненно, присутствует как предчувствие).

Именно по этой причине в Церкви начали запрещать экзорцизмы, за исключением тех, которые совершались в рамках подготовки к крещению. Первый запрет на проведение экзорцизмов без разрешения епископа был объявлен уже в 416 году современником св. Августина папой Иннокентием Первым.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Которую в духовной борьбе христиан
Восставшими против богадействительно

сайт копирайтеров Евгений