Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ПЕТР. 33? — 67? Симон, сын Иоанна. Проис­ходил из Вифсаиды Галилейской (Палестина), недалеко от Генисаретского озера. По профессии — рыбак. Женатый. Вместе со своим братом Андреем  присоединился  к  кружку ближайших учеников Иисуса, среди кото­рых полу-

1 Подробнее об истории папства см.: Григулевич И. Р. Папство: Век XX. М., 1982; Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.— Прим. ред.

чил арамейское прозвище Кефас (по-гре­чески — Петрос, отсюда русское Петр). После смер­ти Иисуса возглавил коллегию двенадцати апосто­лов. Арестованный в 42 г. по приказу Ирода Агриппы I, правителя Палестины, был заточен в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней ушел, скорее всего, в Антиохию (Сирия). В 49 г. (?) прини­мал участие в собрании (соборе) апостольской коллегии в Иерусалиме, на котором был согласован с Павлом из Тарса вопрос о том, как следует посту­пать по отношению к язычникам, желающим всту­пить в христианские общины. О дальнейшей судьбе Петра, его странствиях и смерти ранние христиан­ские источники ничего не сообщают (см. Введение к книге). Приписываемое Петру авторство двух посланий, включенных позднее в собрание священ­ных книг Нового завета, является, по мнению совре­менных историков Библии, спорным вопросом.

2. ЛИН. 67? — 76? Данные о нем отсутствуют. О достоверности исторических источников, касаю­щихся двенадцати первых преемников Петра, гово­рилось во Введении.

3. АНАКЛЕТ (называемый также Ананклетом или Клетом). 76? — 88? Данные о нем отсутствуют.

4. КЛИМЕНТ I. 88? — 97? Данные о нем отсутст­вуют. Ему приписывается авторство послания, на­правленного римской христианской общиной церкви-побратиму в Коринфе (Греция). Совпадение его имени с именем двоюродного брата императора До­мициана — Тита Флавия Клемента, убитого в 96 г. по приказу императора (за его симпатии к христиа­нам?), способствовало появлению в раннем средне­вековье красочной агиографической легенды о чудес­ных странствиях и мученической смерти папы Кли­мента I.

5. ЭВАРИСТ. 97? —105? Сведений о нем нет.

6. АЛЕКСАНДР I. 105?— 115? Сведений о нем нет.

7. СИКСТ I (называемый также Ксистом). 115? — 125? Данные о нем отсутствуют.

8. ТЕЛЕСФОР. 125? — 136? Данные о нем отсут­ствуют.

9. ГИГИН. 136?   140? Сведений о нем нет. В этот период в Риме находился Юстин — известный хрис­тианский писатель и апологет.

10. ПИЙ I. 140? — 155? Данные о нем отсутст­вуют. Составленный в 11 в. список священных книг (так называемый «Фрагмент Муратори») содер­жит упоминание о епископе Пие — брате Гермы, автора «Пастыря» — одного из популярных произве­дений раннехристианской литературы морализаторского и визионерского характера.

11. АНИКЕТ. 155? — 166? Данные о нем отсутст­вуют. В этот период в Риме находился выдающийся епископ Смирны (Малая Азия) Поликарп (ум. ок. 163 г.), чтобы согласовать с римской церковью дисциплинарные вопросы, касающиеся установления даты празднования пасхи, а также позиции церков­ной иерархии по отношению к появляющимся и рас­тущим новым религиозным течениям, грозящим христианству расколом. Речь шла главным образом о взглядах фригийского крестьянина Монтана и его учеников, пропагандировавших «профетическое» христианство, в котором акцент делался на индивиду­альных действиях Святого духа в религиозных пере­живаниях; а также о деятельности Маркиона — богатого купца из Синопа (на Черном море), кото­рый утверждал, что христианство должно отбросить Ветхий завет и развивать доктрину исключительно в духе посланий св. Павла. Маркион прибыл в Рим и пожертвовал христианской общине значительную сумму (200 000 сестерций) и часть своей библиотеки. Совет старейшин (о роли римского епископа источ­ники не упоминают) отверг учение Маркиона, вернул ему деньги, но библиотеку оставил. Маркион основал в Риме собственную общину, которая нашла после­дователей в восточных и западных провинциях империи.

12. СОТЕР. 166? — 175? Сведений о нем нет.

13. ЭЛЕВТЕРИЙ. 175?— 189? Данных о нем не имеется.

14. ВИКТОР I. 189—199? Происходил из римско-имперской провинции Проконсульская Африка, игравшей в конце II в. важную роль в политической и экономической жизни римского государства. Дея­тельность Виктора пришлась на последние годы прав­ления династии Антонинов, относившейся сравни­тельно терпимо к развивающемуся христианству, а также на первые годы военной монархии, когда правил Септимий Север, происходивший, как и Вик­тор, из Африки. Из фрагментарных исторических источников можно сделать вывод, что на рубеже II и III вв. произошла явная консолидация христиан­ского сообщества в Риме. Это было вызвано несколькими причинами. Прежде всего, во всем хрис­тианстве укрепился авторитет епископов, опираю­щийся на принцип так называемого апостольского наследования, в соответствии с которым было приз­нано, что власть руководителей местных церквей перешла к ним от первых апостолов — учеников Иисуса. Живший во времена Виктора епископ Лиона Ириней — главный пропагандист этого принципа — составил именной список римских епископов, начало которого, по его мнению, уходит во времена пребы­вания в Риме апостолов Петра и Павла. Но римская церковь занимает первенствующее положение в хрис­тианстве не только потому, что она — наследница Петра, но и благодаря тому, что она действовала в центре политической жизни империи. Она была магнитом, притягивающим в столицу империи сотни христиан из других регионов мира. Часто это были люди образованные и деятельные, взгляды которых не нашли признания у местных епископов и которые искали в Риме поддержки своим идеям. Следует, однако, отметить, что в тот период среди христиан Рима не было заметно особого интереса к философ­ским спекуляциям, так буйно расцветавшим в восточ­ном христианстве. Добавим также, что во времена Виктора все громче раздавались голоса коренных римлян, а на культовых собраниях латинский язык постепенно вытеснял греческий, повсеместно до тех пор употреблявшийся. Правление Виктора свиде­тельствовало о прагматической направленности рим­ского христианства. Вмешательство Виктора в доктринальные вопросы было невыразительным и случай­ным. Гораздо более важным для него было поддер­жание внутренней дисциплины и расширение влия­ния христианства, особенно среди высших слоев столичного общества. Римская церковь уже тогда была настолько богата, что даже на Востоке высоко оценили щедрость, с которой она помогала более бедным христианским общинам. Широкую извест­ность получила инициатива Виктора, направленная на установление во всем христианстве единой даты празднования пасхи. По этому вопросу среди церк­вей наблюдался полный разнобой. Одни, особенно в Малой Азии, праздновали пасху в соответствии с традицией еврейского календаря — 14-го числа весеннего месяца нисана, независимо от дня недели. Другие (в Риме и Александрии) делали акцент на воскресенье как на день воскресения Христа. Виктор пригрозил отлучением тем церквам, которые не при­держиваются принятого в Риме календаря. Этот его шаг вызвал всеобщее недовольство. Епископы Малой Азии воспротивились ему, говоря, что всегда «будут прислушиваться к гласу божьему, а не чело­веческому». Даже епископ Лиона Ириней, несмотря на то что он обычно поддерживал римскую церковь, признал поступок Виктора неправильным и противо­речащим христианской традиции. Спор о дате празд­нования пасхи продолжался до V в. Согласно неко­торым источникам, Виктор осудил также сторонников монтанизма и некоторые взгляды, ставящие под со­мнение божественный характер личности Иисуса (адопцианизм).

15. ЗЕФЕРИН. 199—217. В период его правления император Септимий Север издал (201 г.) декрет, запрещавший пропаганду христианства. Этот декрет, исходивший от человека, который до того терпел христиан даже в ближайшем своем окружении, вы­звал кратковременную, но жестокую волну репрес­сий. Они особенно коснулись христиан, восприняв­ших учение монтанизма. Враждебно относившиеся к Зеферину группы в римских общинах обвинили его в колебаниях по доктринальным вопросам, особенно в спорах, касающихся божественности Христа. Во времена Зеферина Рим посетил извест­ный христианский философ и писатель Ориген (ок. 185—ок. 254).

16. КАЛИКСТ I. 217—222. Происхождение его неизвестно. Был рабом некоего Карпофора — бога­того сановника при императорском дворе. Каликст растратил доверенную ему большую сумму денег и был приговорен к принудительным работам на рудниках Сардинии. Ему повезло: он оказался в списке христиан, представленных к помилованию, который епископ Виктор передал императору Коммоду, ис­пользовав посредничество наложницы императора Марции, вероятно христианки. Вернувшись в Рим в ореоле мученичества, Каликст завоевывает дове­рие христианской общины и выполняет в ней от­ветственную функцию диакона. Среди других за­даний административного характера Зеферин пору­чает Каликсту приведение в порядок христианских кладбищ. Это было очень важное задание, поскольку приобретение подземных кладбищ (катакомб), при­надлежавших исключительно христианам, в извест­ной степени придавало легальный характер их куль­товой практике. Каликст, к удовольствию всей общины, прекрасно справился с поручением, и зна­менитые катакомбы, носящие его имя, до сих пор посещают толпы туристов. После смерти Зеферина Каликст был избран епископом, что вызвало не­довольство группы пресвитеров во главе с выдаю­щимся христианским писателем и философом Иппо­литом. По происхождению он был греком, но уже много лет жил в Риме и действовал в среде рим­ского духовенства. В римской церкви наступил рас­кол, и сторонники Ипполита провозгласили его закон­ным епископом. Ипполит обвинил Каликста в слиш­ком терпимом отношении к грешникам и в том, что вопреки традиции он слишком легко прощал прегре­шения в быту и назначал пресвитерами и диаконами людей дважды, а то и трижды женатых, не ценил целибата, смотрел сквозь пальцы на случаи сожи­тельства, не осуждал практики прерывания беремен­ности и т. д. Кроме того, Ипполит вменял в вину Каликсту то, что он способствовал распростране­нию ереси, которая приуменьшала божественные черты Христа. Таким образом, это был спор между защитниками строгих моральных правил и Каликстом, который был либерален в вопросах нравствен­ности. По мнению некоторых историков, фоном этого конфликта служила также оппозиция группы интеллектуалов, греков по происхождению, представляе­мых священником Ипполитом, по отношению к пра­гматическому направлению, избранному администра­цией римской христианской общины, в которой верховодили диаконы, ответственные за быт членов общины. О смерти Каликста подробных сведений нет. Как утверждает Ипполит, он погиб во время религиозных столкновений, которые произошли среди населения, жившего за Тибром. Его тело, сброшен­ное в колодец, похоронили затем на самом худшем кладбище Калеподия на виа Аурелия, откуда через несколько сот лет оно было перенесено в собор Божьей Матери за Тибром.

ИППОЛИТ. 217 (?). Первый антипапа. Один из самых выдающихся христианских писателей III в. Автор многочисленных трудов по философии, экзе­гетике, истории. Сторонник морального ригоризма и блюститель традиционных христианских обычаев. Во имя этих принципов пошел на разрыв с Каликстом, преемником Зеферина, и стал во главе отдель­ной общины, которой руководил до своего изгнания на Сардинию (235 г.).

17. УРБАН I. 222—230. Данные о нем отсутст­вуют.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Из правящих монархов присутствовал только король франции
Ковальский Ян Веруш. Папы и папство 11 александр
Вмешательство виктора в доктринальные вопросы было невыразительным
Какую предназначил ему император

сайт копирайтеров Евгений