Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Немногое можно сказать о внешнем облике пап ранних периодов, предшествовавших эпохе Возрож­дения. Совершенно очевидно, что изображения рим­ских епископов, сохранившиеся на средневековых мозаиках и фресках, нельзя считать подлинными их портретами. Это только схематическая художест­венная трактовка представления о высших иерар­хах церкви. Самым ранним живописным произве­дением, которое, по мнению специалистов, можно считать правильным воссозданием оригинала, явля­ется фреска, представляющая папу Иннокентия III (1198—1216). Эта фреска относится к XIII в. и нахо­дится на стене нижней церкви бенедиктинского монастыря Сакро Спесо в Субиако. Со времен Воз­рождения многие художники писали портреты своих меценатов — пап. В это же время появились многочисленные бюсты и скульптуры римских пон­тификов. В нумизматической галерее Ватиканского музея хранится богатейшая коллекция медалей, на которых реалистически и с большим мастерством изображены головы пап, начиная с Николая V (1447—1455) и до нашего времени. На основании этих изображений мы можем утверждать, что от Климента VII (1523—1534) и до Климента XI (ум. в 1721) все папы без исключения носили бороды. Ранее также Юлий II (1503—1513) отпустил бороду (не очень густую), но сделал он это только в по­следние годы своего понтификата. В средние века борода являлась признаком аскетической жизни; во времена же Возрождения и барокко борода счита­лась украшением мужского лица, и за ней стара­тельно ухаживали. Папы не пользовались париками, но носили повседневно отороченные мехом шапки из красного бархата — манро. Пий VII (1800—1823) был известен искусно уложенной прической.

В соответствии с древнейшей традицией важней­ший титул папы звучит «епископ римский». Но кроме него «Annuario Pontificio» называет, выделяя его даже крупным шрифтом, второй титул, идущий от средних веков, а именно — «наместник (викарий) Иисуса Христа». Папские ежегодники содержат еще и другие определения, как-то: «наследник князя апостолов» (т. е. св. Петра), «высший пастырь вселенской церкви», «патриарх Запада», «примас Италии», «архиепископ, митрополит римской провин­ции». Последний из титулов, употребляемый в наше время, носит светский характер — «суверен госу­дарства-города Ватикан». В средние века папы часто подписывались наименованием «слуга слуг божьих» (servus servorum Die), введенным в VII в. Григо­рием I. Между XVII и XX вв. это определение появляется реже. Воскресил его Павел VI после II Ватиканского собора (1962—1965).

В церковной номенклатуре папских имен все папы от Петра до Феликса IV (ум. в 530 г.) считаются святыми, кроме Либерия (ум. в 366) и Анастасия (ум. в 498 г.). Кроме того, все папы до Мильтиада (ум. в 314 г.) считаются мучениками. Святым и му­чеником является также антипапа Ипполит (ум. в 235 г.). Мучеником признан и папа Мартин I, который, находясь в изгнании, умер от истощения в 655 г. С 530 г. число пап-святых существенно уменьшается. До XI в. их насчитывается 23, в XIII в.—только один—Целестин V (умер, отка­завшись от тиары, в 1296 г.), а после него, в Новое время,— два: Пий V и Пий X. Только трое последних из перечисленных здесь пап были официально кано­низированы. Восемь пап имеют титул «блаженный» и два — «доктор церкви»: Лев I и Григорий I. Со времен раннего Возрождения ко всем папам обраща­лись: «святой отец» или «ваше святейшество», одна­ко в этом случае определение «святой» касается исключительно священной функции папы независи­мо от моральной оценки его личности.

Мы не знаем точно происхождения обычая упо­требления папами собственного герба. Официальный каталог папских гербов начинается с герба на печа­тях Иннокентия III (начало XIII в.). Гербы имели также и антипапы. Не все папские гербы сочетались с соответствующими им девизами.

Одеяние пап в течение веков постоянно изменялось. Первоначально оно, скорее всего, немногим отлича­лось от одежды остального духовенства и даже свет­ских лиц. Но начиная с середины средневековья вместе с растущим значением римского епископа на международной арене намечается тенденция к употреблению ими все более пышных одеяний. Особенно это касается тех облачений, которые папы носили во время торжественных богослужений или официальных церемоний. Во время богослужения папы надевали обычно архиепископское литургиче­ское облачение, но отличала их от других церков­ных иерархов тиара, которую с конца Х в. они наде­вали вместо епископской митры. Тиара представляла собой головной убор наподобие стогообразного шлема, первоначально не очень высокого, но позднее становившегося все выше. Тиара делалась из белой плотной и жесткой ткани и богато украшалась золотой вышивкой. Ее происхождение точно неиз­вестно. Вероятно, прообраз тиары следует искать в одеяниях, которые использовали священнослужи­тели в Сирии, а может быть, даже в Персии. В кон­це XII в. папскую тиару украсила сначала одна, а затем две золотые диадемы, которые символизиро­вали светскую и духовную власть наместника Хрис­та. Со времени Бенедикта XII (1334—1342) была добавлена третья диадема, что должно было озна­чать верховенство папы над всем миром. Папы наде­вали тиару только в исключительных случаях (коро­нация, большие церковные празднества и т. п.). Во время богослужений они пользовались архиепис­копской митрой. С раннего средневековья отли­чительной деталью папского одеяния является палий. Это белая шерстяная широкая лента, надеваемая на шею. Один конец ее спускается на грудь, а другой перебрасывается через плечо на спину. Палий ткался монахинями из монастыря св. Агнессы в Риме из шерсти ягнят, освященных папой. На палий нашивали шесть крестов из черного сукна. В восточ­ной церкви палий был знаком отличия патриархов. В западной церкви палий первоначально надевали только папы. Однако в средние века папы решили посылать палий за соответствующую плату еписко­пам-митрополитам, подчеркивая тем самым зави­симость местных церквей от папской власти. Во время литургических церемоний на руках папы — красные перчатки с вышитым на них крестом, а на ногах — расшитые золотом туфли. Каждодневной домашней одеждой папы с незапамятных времен служит белая сутана. Как писали средневековые церковные писатели, она является символом белой туники Христа, которую римские солдаты разыграли между собой после его распятия (Ин. 19:24). Выходя из дому, папа надевает красный плащ и красную шляпу. Стоит в этом месте напомнить, что с 1245 г. (собор в Лионе) папы признали за кардиналами право носить широкополую красную шляпу со свисающими «хвостами». Бонифаций IX (1389—1404) приказал кардиналам шить одеяния пурпурного цвета, который на языке художников называется светлой киноварью. Со II Ватиканского собора пап­ские и кардинальские одежды стали значительно скромнее. Папа Павел VI продал последнюю тиару одному из американских музеев, а полученные за нее деньги предназначил на благотворительные цели. Знаки папской власти со времен средневековья бе­режно хранились в сокровищнице ризницы собора св. Петра. Находились там, в частности, пурпурный плащ и тиара. Случалось, что контркандидаты на трон св. Петра (антипапы) похищали эти знаки власти, чтобы получить возможность провести собст­венную коронацию. Неоднократно знаки папской власти похищались завоевателями или продавались купцам с Востока.

Современные папы не пользуются уже многочис­ленными резиденциями, которые со времен средне­вековья строились не только в Риме, но и за его пре­делами. Самой старой папской резиденцией является Латеранский дворец, переданный императором Кон­стантином папе Сильвестру I. С периода Возрожде­ния главной резиденцией пап стал комплекс зданий, построенных вокруг собора св. Петра, который назы­вают Ватиканом. В эпоху Просвещения был построен третий папский дворец на холме Квиринал. Сейчас он является резиденцией президента Итальянской Республики. С 1870 г. папы живут в Ватикане. За пределами Рима важнейшие папские дворцы были построены в Гаете, около Неаполя, в Ананьи, в Витербо, Флоренции, Перудже. В периоды политиче­ской напряженности, когда пребывание в Риме гро­зило безопасности папы, он покидал свою епархию и укрывался под опекой соседних маленьких италь­янских государств. Несколько раз в самом Риме разгоралась яростная борьба за дворцы между папами и антипапами, которые силой занимали одну из резиденций. Недалеко от Рима, в Кастель-Гандольфо, была построена в 1596 г. летняя резиден­ция, которой пользуются и современные папы. Особо­го внимания заслуживает папская резиденция в Авиньоне, где римские епископы пребывали с 1309 по 1415 г. После Великой французской революции Авиньон приняли под свою опеку французские власти. Роскошные здания, плохо сохраняемые, раз­рушались. Ныне часть из них используется для про­ведения культурных мероприятий.

В первые века христианства пап хоронили в ката­комбах. Всеобщей известностью пользуется папская крипта в катакомбах Каликста, где находятся самые древние из известных нам захоронений пап. С IV в. папские могилы размещались в подземельях Латерана, Ватикана, а также других римских соборов. Более десятка пап были захоронены в других городах Италии и в других странах.

Папа осуществляет свою власть при посредстве комплекса учреждений, называемых папской курией. Название «курия» происходит от латинского слова curia, которое означало резиденцию городских влас­тей Рима на Капитолии. Описание римской курии и ее истории выходит за рамки данной работы. Кроме римской курии ныне существуют два совеща­тельных органа при папе: кардинальская коллегия и синод епископов, созданный после II Ватиканского собора. Особую роль играет папский двор, который со времен Павла VI начал называться папским домом. В период Возрождения он был неслыханно разросшимся, а его великолепие призвано было служить доказательством ничем не ограниченной власти римского епископа. Все, кто входил в окруже­ние папы, должны были придерживаться разрабо­танного до мелочей этикета. Это продолжалось вплоть до времен Пия XII. Поломал этот этикет Иоанн XXIII, который положил начало процессу упрощения ритуала, регулирующего поведение лиц из ближайшего окружения папы и тех, кого он при­нимает на аудиенциях. Отменено, например, пред­писание троекратного коленопреклонения до начала после окончания частной беседы с папой, а также целование его туфли.

Официальные папские документы ныне частично публикуются в ватиканском периодическом издании «Acta Apostolicae Sedis» (AAS). Они делятся на несколько категорий. Самые важные из них, нося­щие торжественный характер,— это апостольские конституции и буллы. Буллой первоначально назы­валась оловянная печать, которой пользовались папы начиная с VI в. Стариннейшей из известных нам папских печатей является булла Агапита I (535— 536). В ватиканских собраниях хранится оригинал буллы-печати папы Адеодата (615—618). В эпохи Возрождения и Просвещения папские буллы (до­кументы) часто скреплялись печатью из воска, укра­шенной золотом («золотые буллы»). Ко второй группе папских документов причисляются так назы­ваемые бреве, или «сокращенные» папские постанов­ления частного (партикулярного) характера. Вы­глядят бреве гораздо более скромно, чем буллы. В третью категорию включаются разного рода папские послания. Среди них следует назвать посла­ния Motu proprio, т. е. написанные по личной инициа­тиве папы и касающиеся, как правило, органи­зационных проблем или вопросов церковного управ­ления. Некоторые послания, содержащие важнейшие постановления, носят название «декреты». В 1740 г. появилось первое «окружное» папское послание, или энциклика. Написал его папа Бенедикт XIV. На сегодняшний день реестр папских энциклик насчи­тывает около 200 таких документов. Как правило, адресатом энциклик является весь католический епископат и верующие. Иоанн XXIII свою энциклику «Пацем ин террис» адресовал «всем людям доброй воли». Самыми плодовитыми авторами энциклик были папы Бенедикт XIV (22 послания), Пий IX (32), Лев XIII (60), Пий XI (28), Пий XII (41). В последнее время количество энциклик уменьши­лось. С XVIII в. появился обычай называть каждую энциклику (и даже другие папские документы) по двум-трем первым словам их латинского текста (всего шесть энциклик были написаны на современ­ных языках: три — по-итальянски, по одной на фран­цузском, немецком и испанском языках). Некоторые документы скреплены специальной папской печатью, называемой «перстнем рыбака», так как на нем вы­гравирована фигура Петра-рыбака. В ватиканских собраниях имеется прекрасная коллекция этих перст­ней, самый старинный из которых относится к 1277 г.

Папа как глава ватиканского государства пользу­ется правом награждения «рыцарскими орденами». Награждение папскими орденами подтверждается соответствующим «апостольским посланием». Са­мыми высокими наградами являются: Высший орден Христа, учрежденный 14 марта 1319 г. папой Иоан­ном XXII; Орден Золотой шпоры, дата его учреж­дения неизвестна, а возобновил его Пий Х в 1905 г.; Орден Пия, учрежденный 17 июня 1847 г. Пием IX и возобновленный Пием XII в 1939 и 1957 гг.; Орден св. Григория Великого, учрежденный 1 сен­тября 1831 г. папой Григорием XVI и реформиро­ванный Пием Х в 1905 г.; Орден св. Сильвестра, учрежденный 31 октября 1841 г. Григорием XVI и реформированный Пием Х в 1905 г. Кроме пере­численных имеется еще несколько других папских знаков отличия, как, например: «Крест за Церковь и папу», учрежденный Львом XIII, а также «Медаль за заслуги». Следует упомянуть и о таком знаке отличия, как «Золотая Роза». Он представляет собой богато украшенную розу из золота, наполнен­ную благовониями. «Золотая Роза» освящается ежегодно в четвертое воскресенье великого поста и посылается в дар высокопоставленным особам за их заслуги перед папством. Первую «Золотую Розу» послал Лев IX. В средние века адресатками «Золотых Роз» часто были благочестивые и бого­боязненные королевы или княжны. «Золотую Розу» получила в 1684 г. королева Марысенька после победы, которую одержал ее супруг — король Ян Собесский над турками под Веной. Список папских знаков отличия закрывает «Орден кавалеров св. Гроба в Иерусалиме», награждает которым, правда, капитул этого монашеского ордена, но под контролем апостольской столицы.

Приведенную выше довольно подробную информа­цию следует дополнить еще некоторыми краткими сведениями на тему папства. Латинское слово papatus (папство) впервые появилось в XII в. В церковно-юридической литературе это был период горя­чих дискуссий между знатоками церковного права и королевскими советниками о границах папской власти и о роли папства в социально-политической системе тогдашней Европы. Речь шла главным обра­зом об определении правомочий императора и папы. Ныне понятие папства имеет более широкий смысл. Мы рассматриваем его и как функцию высшей власти католической церкви, и одновременно как историческое явление, которое особым образом ха­рактеризует понятие верховенства в христианстве духовной власти над светской. Понимаемое так пап­ство является сегодня предметом широких религиоведческих исследований. Особенно они касаются проблемы отношения папства к разным формам свет­ской власти, а также взаимоотношений между папством и местными церквами, которые, согласно традиционной христианской доктрине, тоже подчиня­ются коллегиальной власти в католицизме. Зато явно осталась в тени проблема отношения папства к со­обществу верующих, жителей римской епархии, епископами которой являются папы. Этот вопрос не только в средние века, но и в XIX в. имел еще огромное значение. В наши дни римский епископ осуществляет управление своей епархией обычно при посредстве генерального викария. Им является один из членов кардинальской коллегии.

Таким образом, историю папства нельзя отождест­влять с историей отдельных пап. Идеология папства прошла в течение двадцати веков богатую и слож­ную эволюцию. Отдельные папы были при этом ско­рее ее глашатаями и далеко не всегда творцами.

Целью настоящей работы не было освещение всех аспектов данной проблемы. Приведенный ниже реестр 261 папы содержит лишь их краткие (порой очень краткие) биографии. Весь список поделен на девять периодов, и это деление носит, конечно, условный характер. Главным критерием такого деле­ния были изменения, происходившие в политиче­ских структурах светской власти, с которыми римские епископы вынуждены были устанавливать отноше­ния.1

Современность можно лучше всего понять в свете прошлого, которое ее сформировало. Тайны раски­дистого дуба кроются в разрезе его ствола и в кор­нях. Поэтому я лелею надежду, что знакомство с настоящей книгой поможет читателю составить для себя более полный образ папства, этой разви­вающейся в течение двадцати веков общественно-религиозной власти, важная роль которой в полити­ческой и культурной жизни христианского мира очевидна.

 

 

Ковальский Ян Веруш. Папы и папство

Период 1

Раннее христианство в Риме

(Середина 1 в. — 313 г.)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ковальский Ян Веруш. Папы и папство 13 николай
Гонорий i 22гонорий ii 42гонорий iii 46гонорий iv 49гормизд 18григорий i великий 21григорий ii великий получил
Альберт 42александр v 57анаклет 45анастасий 30nbsp великий получил
Ковальский Ян Веруш. Папы и папство 8 назначил
Дея­тельность виктора пришлась на последние годы прав­ления династии антонинов

сайт копирайтеров Евгений