Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Ковальский Ян Веруш. Папы и папство

 


Введение
Период 1. Раннее христианство в Риме. (Середина 1 в. — 313 г.)
Период II Под опекой Римской империи (314—480 гг.)
Период III В орбите ранневизантийской империи (483—752 гг.)
Период IV Возникновение Папского государства (752—999гг.)
Период V Папство и Западная империя (999—1303гг.)
Период VI Авиньонские папы и «великий западный раскол» (1303 — 1417 гг.)
Период VII Папы эпохи Возрождения (1417—1534гг.)
Период VIII Папы времен Реформации и Просвещения (1534—1775 гг.)
Период IX Папы и социальные революции (1775 — 1978гг.)
Указатель имен пап
Указатель имён антипап

 

Введение

Слово «папа» происходит от греческого papas, что значит «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей, монахов, священников, епископов. На рубеже II и III вв. в восточном христианстве титул «папа» присваивался патриарху Александрийской церкви. На Западе же этот титул носили епископы Карфагена и Рима. Самая ранняя известная нам надпись «папа» была обнаружена на стенах римских катакомб св. Каликста. Она датируется концом III в. Начиная с раннего средневековья наименование «папа» фигурирует в церковных документах как общепринятый титул епископа Рима, а в 1073 г. папа Григорий VII заявил, что право носить титул «папа» принадлежит только римскому епископу. Следует, однако, отметить, что до сегодняшнего дня официальная номенклатура, используемая в католическом церковном праве, не употребляет слова «папа». Его заменяет выражение Romanus Pontifex (римский понтифик, или верхов­ный жрец), заимствованное из языческой терминологии древнеримской религии, в которой коллегия понтификов под руководством верховного жреца (Summus Pontifex) отвечала за организацию официального государственного культа. В церковном языке выражение Romanus Pontifex отражает две главные функции папы: он является епископом Рима и  одновременно понтификом, т. е. главой всей католической церкви. Это требует хотя бы краткого объяснения. В соответствии с современной католической доктриной епископ Рима унаследовал все те атрибуты власти, какие имел апостол Петр, возглавлявший коллегию двенадцати апостолов — наивысшую инстанцию основанного Христом церков­ного института. И поэтому, как Петр был главой церкви, так и его законные преемники обладают властью над всем католическим миром и его иерар­хией. Это так называемый тезис об апостольском наследовании, который появился на рубеже II и III веков н. э. в произведениях христианских идеоло­гов и после длительной эволюции нашел свое окон­чательное выражение в принятом на I Ватиканском соборе (1870 г.) догмате о верховенстве папы. Опи­рается он на две предпосылки. Первая состоит в том, что коллегиальная власть, осуществлявшаяся двенадцатью апостолами, подчинялась Петру, а вторая — в том, что Петр был епископом Рима и передал власть своим преемникам. Не входя в теологические тонкости обеих этих предпосылок, следует отметить, что ни одна из них не нашла до сего вре­мени подтверждения в науке о первоначальном христианстве. До сих пор еще до конца не выяснен и весьма противоречивый вопрос о том, какую роль играл Петр среди апостолов. И все говорит за то, что он не был первым епископом Рима. Во-первых, потому, что римская христианская община оформи­лась наверняка раньше, чем кто-нибудь из апостолов мог добраться до столицы империи. Ни в послании, адресованном около 58 г. н. э. римлянам, ни в тех посланиях, которые позднее в самом Риме были написаны к христианам Малой Азии, апостол Павел из Тарса ни словом не упоминает о пребывании Петра в Риме, а это он не преминул бы сделать, если бы этот факт был ему известен. Во-вторых, в I в. н. э. христианские общины развивались под коллегиальным руководством совета старейшин, или пресвитеров, которых лишь в исключительных случаях кое-где называли епископами. Как пишет из­вестный библеист священник Ян Стемпень, «тер­мины «пресвитер» и «епископ» появляются в христи­анских документах с I века как синонимы, обозна­чающие руководителей христианских общин. Слово episkopos не означало еще единовластного епископа, преемника апостолов, единого главы местной церкви. С этим новым значением данного слова мы встре­чаемся впервые только в начале II в. у св. Игна­тия Антиохийского (Eklezjologia sw. Paula. Poznan, 1972. S. 339). К тому же, если даже мы согла­симся с тем, что Петр приехал в Рим и принял там мученическую смерть (о чем упоминает более поздняя христианская традиция), он не мог быть епископом Рима и назначить своего преемника, по­скольку (как единодушно утверждают историки христианства) института единоличной власти епис­копа в этот период еще не существовало. Кроме того, известно, что ни один из апостолов не употреб­лял титула «епископ». Добавим также, что традиция о пребывании и мученичестве Петра в Риме до сих пор еще не доказана бесспорными свидетельствами. Начатые по указанию Пия XII (1939—1958) раскоп­ки в подземельях ватиканского собора обнаружили, правда, следы какого-то захоронения (они не ред­кость в подземельях Вечного города), но о каком-либо распознании могилы или останков св. Петра не может быть и речи.

Посвятим несколько слов источникам, касающим­ся истории папства. Они исключительно скупы и малодостоверны, когда речь идет об установлении имен пап первоначального периода христианства. Самый ранний список первых пап был составлен ок. 180 г. епископом Лиона Иринеем, греком по происхождению. Он являлся одним из первых пропа­гандистов тезиса об «апостольском наследовании»; его список призван был служить доказательством пре­емственности традиции, начиная с апостола Петра до правившего в его время епископа Рима Виктора (189—199?). Другой список, включающий только несколько имен, составил в этот же период проис­ходивший из Малой Азии христианский писатель Хегезип (ум. ок. 190). Его произведение до нас не дошло, но оно известно нам по фрагментам, которые полтора века спустя цитировал Евсевий — епископ Кесарии, которого обычно называют «отцом церков­ной истории» (ум. ок. 340). Вслед за этими первыми списками появились следующие, все более обширные реестры и биографии пап, как, например, реестр папы Либерия (352—366) или относящаяся к VII в, «Книга римских понтификов» («Liber pontificalis»). Они явились основой для созданных в средневековье папских хроник, среди которых огромным успехом пользовалось, несмотря на то что оно не представ­ляло собой никакой исторической ценности, произ­ведение Мартина Поляка — архиепископа Гнезненского (ум. в 1279), называвшееся «Хроника пап и императоров». Все эти источники, содержащие некоторое зерно правды, были в соответствии с тогдашней литературной практикой приукрашены легендами и фантазией их авторов, которые не­достаток истинных знаний о жизни и деятельности пап прикрывали благочестивым вымыслом. Первый подробный список папских документов (актов) был составлен но приказу папы Иннокентия III (1198— 1216). Этот список в последующие годы системати­чески дополнялся и заботливо хранился в тайном папском архиве. Хотя по распоряжению Льва XIII с частью этой документации получили возможность познакомиться некоторые ученые, остается еще много проблем, не выясненных до конца.

Много хлопот доставляет проблема хронологии папских понтификатов. Самой ранней бесспорно установленной датой является 28 сентября 235 г., когда папа Понтиан отказался от римского епископ­ства. К указанным в различных списках датам понтификатов семнадцати его предшественников ученые относятся с большим недоверием, подвергая сомнению даже имена перечисленных пап. Не лучше выглядит и проблема хронологии позднейших понтификатов. Средневековые хронисты не пользовались единой системой датировки. В настоящем издании списка пап мы позаимствовали хронологию, приня­тую в официальном реестре пап, публикуемом еже­годно ватиканским издательством под названием «Annuario Pontificio». Мы опускаем, однако, дни и ме­сяцы начала или окончания очередных понтифика­тов, поскольку именно они, особенно если речь идет о периоде средневековья, являются наиболее спор­ными. По той же причине при именах антипап мы приводим лишь даты их избрания на папский престол.

Сколько было пап? И по этому вопросу среди историков нет единого мнения, даже среди католи­ческих. Ошибки, допущенные хронистами в опреде­лении дат отдельных понтификатов, неправильности в написании имен (например, Мартин вместо Марин и др.), разнобой в нумерации пап, принимавших одно и то же имя (сколько было пап Феликсов, сколько — Иоаннов?), порождали большую неразбе­риху. Мы приняли, в соответствии с «Annuario Pon­tificio», что до ныне правящего Иоанна Павла II был 261 законный епископ римский. Имена осталь­ных римских епископов занесены в категорию анти­пап, однако это еще не свидетельствует о том, что избрание некоторых контркандидатов на папский престол было недействительным.

Скрупулезный характер порядка избрания римских епископов мог бы облегчить лучшее понимание многих аспектов политической и религиозной дея­тельности папства. Написано об этом много, хотя затрудненный доступ в хранилище ватиканского архива, конечно, не способствует объективной оценке истории папства.

Первых епископов Рима, как и глав других хрис­тианских епархий, избирали народ и духовенство с последующим утверждением избрания епископами соседних епархий. После этого избранный посвящал­ся в епископы. Уже в V в. начался процесс исключения влияния светских лиц на ход выборов римского епископа, которые стали прерогативой исключитель­но духовенства. Одобрение же избранного народом превратилось в чистую формальность. Зато все чаще происходило вмешательство в выборы епископов верховной светской власти — императоров и королей, а также правивших в Риме представителей местной аристократии. Эта проблема тяготела над папством вплоть до конца XIX в. В период григорианской реформы (XI—XIII вв.) была сделана попытка исключить влияние на выборы пап светских факто­ров путем передачи прав избрания римского еписко­па элите римского духовенства, или кардинальской коллегии. Именно в этом духе были выдержаны постановления Николая II от 1059 г. и Александ­ра III от 1179 г., в силу которых только кардиналы получили право выбирать папу. С XIII в. были ужесточены требования к процедуре выборных сове­щаний. На время проведения выборов кардиналь­скую коллегию стали изолировать от окружающего мира. Закрытые на ключ (именно отсюда и проис­ходит слово «конклав» — cum clavi, т. е. «под клю­чом») кардиналы были обязаны быстро завершить выборы нового папы, так как в противном случае им грозило ограничение пищевого рациона. В по­следующие века регламент конклава многократно изменялся и дополнялся. Однако так и не удалось полностью исключить влияние и нажим внешних политических факторов на выборы римского понти­фика. Трон Петра был слишком большой ставкой, чтобы можно было исключить из избирательной игры интересы императорских и королевских европейских правительств, а также и отдельных могущественных представителей аристократии. Они использовали все доступные средства нажима на кардиналов, не ис­ключая подкупов или права вето, которое присвоили себе в XVI в. короли Испании, а позднее — австрий­ские императоры. Последние папские решения, при­нятые уже в XX в., гарантируют в гораздо большей степени свободу и независимость выборов папы кардинальской коллегией. Кроме того, введено требование сохранять в полной тайне ход конклава. Тому, кто нарушит это требование, грозят суровые церковные кары. Избирательные бюллетени предпи­сано сжигать (это предписание не касается личных заметок участников конклава) в специальной печке, причем цвет дыма — белый или черный в зависи­мости от примеси соломы — извещал собравшихся перед собором о результатах голосования.1

Однако все принимаемые церковью меры предосто­рожности, похоже, не в состоянии остановить утечку информации, поскольку после каждого конклава продолжают публиковаться (конечно, неофициаль­но) описания того, что происходило в помещении для выборов.

В соответствии с ныне действующим церемониа­лом после избрания папы декан кардинальской кол­легии убеждается в том, что избранный согласен занять трон Петра, а затем задает ему вопрос: «Какое имя ты хочешь принять?» До VI в. римские епископы сохраняли имя, полученное ими при креще­нии. Первым, кто сменил имя, был Иоанн II (533— 535), которого звали Меркурий и который наверняка считал это имя непристойно языческим. Также и Петр Павианский не хотел именоваться Петром II и сменил свое имя на Иоанн XIV (983—984). В нумерации последующих пап, называвшихся Иоан­нами, произошел сбой. Дело в том, что Иоанн XXIII (Балтазар Косса), избранный на папский престол вполне законно, отказался от тиары на соборе в Кон­станции (1415), и вот папа Ронкалли (1958—1963) принял имя Иоанн XXIII, признав тем самым, что Балтазар Косса был антипапой. С середины XVI в. все папы принимали новое имя, желая таким обра­зом почтить одного из своих предшественников, носивших это же имя. В настоящее время важней­шие папские документы подписываются именем, принятым при избрании на папский престол, но без указания порядкового номера.

Вплоть до Нового времени в источниках чрезвы­чайно редко указывалась дата рождения пап. Они ограничивались обычно указанием, что на папский трон воссел человек «старый» или, напротив, «мо­лодой». Это, конечно, слишком общее определение, особенно если учесть, что в средние века мужчина, которому едва перевалило за пятьдесят, считался уже стариком. Несколько пап заняли трон св. Петра в очень молодом возрасте. Иоанну XII (955—964) в момент избрания было 20 лет, Григорию V (966— 999) — 24 года, а Бенедикту IX (1032—1044) — только 15 (по некоторым источникам даже 12) лет. Случалось также, что кардиналы отдавали свои го­лоса за людей очень пожилых, рассчитывая, воз­можно, на то, что новый понтификат продлится недолго. Так, Павлу IV (1555—1559) было 79 лет, а Клименту Х (1670 —1676) — 80, когда они заняли папский трон. Льву XIII (1878—1903) было «только» 68 лет, и он тем не менее руководил католической церковью четверть века. В истории папства таких длительных понтификатов было немного. Алек­сандр III (1159—1181) правил 22 года, Пий VI— 24, Пий VII — 23, а Пий IX — 32 года. Его понти­фикат был самым продолжительным в истории папства. Есть много примеров очень коротких понти­фикатов. Некоторые папы умирали по прошествии двух или трех месяцев, а то и недель после избрания. Стефан II (752 г.) умер на третий день после выборов, не дожив даже до своей коронации. По этой причине он не был вписан в официальный реестр пап. Не­сколько пап перед смертью отказались от тиары.

Невозможно установить, к какой национальности принадлежали римские епископы первых  трех веков нашей эры. Скорее всего, они были греками, по­скольку римская христианс-

1 Об избрании нового папы извещает верующих белый дым.

кая община состояла в большинстве из пришлого населения, а не корен­ных римлян. Церковные историки придерживаются мнения, что из 261 папы около 200 происходили из Италии, а 50 были чужеземцами. Национальность остальных не установлена. Среди чужеземцев больше всего было греков и сирийцев; семь пап происхо­дили из Франции, шесть — из Германии, два — из Испании, один — из Португалии, один — из Африки, один — из Англии, один — из Фландрии (Голлан­дии). Именно голландец Адриан VI (1522—1523) был последним папой-неитальянцем до момента избрания (1978) поляка Иоанна Павла II (Войтылы). Половину из пап, происходивших из Италии, составляли коренные римляне.

 ΛΛΛ     >>>   

С раннего средневековья отли­чительной деталью папского одеяния является палий
Из правящих монархов присутствовал только король франции
Ковальский Ян Веруш. Папы и папство 12 римлянин
11 католиков

сайт копирайтеров Евгений