Пиши и продавай! |
Ис VIII, 1. Strom. Lib. 1. Говорю «неощутимо», ибо такие переходы никогда не происходят ни быстро, ни повсеместно. «Способ преподавания, – говорит Флери, рассматривая пять веков, которые последовали за первыми шестью, – был тот же, как и в первые времена. Кафедральные соборы или монастыри были школами. Преподавал сам епископ, или по его приказу, какой-нибудь клирик, или монах, сведущий в учении. Ученики от него научались церковной науке, и, в то же самое время, образовывались под надзором епископа к нравственной жизни и приобретали навыки к их будущему служению». Рассмотрение церковной истории от 600 до 1100 года. «Большая часть училищ располагалась в монастырях, и в сами кафедральные соборы обслуживались монахами в разных странах, как в Англии и Германии. Каноники, учреждение которых начинается с середины восьмого века по правилу святого Кродеганга, вели почти монашескую жизнь, и их дома также назывались монастырями. Я почитаю монастыри за основное средство, которым воспользовалось Божественное Провидение для сохранения религии в наиболее тяжкие времена. Монастыри были питомниками учения и благочестия, тогда как невежество, порок и варварство поглощало остаток мира. В монастырях следовали древнему правилу богослужения, практиковали христианские добродетели, примеры которых молодые видели в старых. В монастырях сохранялись вековые книги и делались с них новые списки: это было одним из занятий монахов, и не осталось бы в мире не одной книги, не будь монастырских библиотек». Флери, ivi, § XXII. «Изучали религиозные догмы, – говорит Флери о монахах, – в Священном Писании и у святых отцов, дисциплину же – из Канонического права. Жадности к знанию у них было мало, равно как и одаренности, но было высокое почтение в древним авторам: они силились изучать их, переписывать, компилировать, сокращать. Это видно в писаниях Беды, Рабана и других средневековых теологов. Эти писания ничто иное, как собрания святых отцов первых шести веков. Таковым был наиболее надежный способ сохранения традиции» (Беседа об истории Церкви от 600 до 1100 года, § 21). Св. Бернард, св. Бонавентура и кое-кто другой составляют исключение, ибо пишут с достоинством первых отцов. Климент Александрийский пишет: «Мы зовем отцами тех, кто огласил нас. Сыном же зовется тот, кто обучился, если он действует согласно тому, чему его научили; в этом смысле Писание говорит: «Сын мой! наставления моего не забывай» (Пр III)» Strom. 1. Это также является причиной того, что ученые того времени в философии следовали за Аристотелем, тогда как в более ранние века больше уважали Платона. Протестантизм, к нынешнему времени отказавшийся от Откровения ради чистого разума, то есть разума систематического, который, в сущности, не есть разум, является крайним и достигшим совершенства развитием рационалистического элемента, посеянного схоластиками в священной науке. Не следует думать, что среди католиков, то есть среди той части христианского мира, которая не имела дерзости следовать развитию этого элемента до его последнего предела, означающего выход из Церкви и из самого Откровения, этот рационалистический элемент был напрасным, или не имел никакого эффекта, достойного, чтобы показать его здесь и признать истинным его детищем. Весьма легко заметить, что во всем, что касается догматического учения, следствием протестантизма были ставшие непримиримыми споры, внесшие разделение в католические школы, особенно, касательно благодати Божией; что же касается канонического и гражданского права, его следствием были настолько многочисленные осложнения, что частично была отнята власть у наиболее здравых законов; что же касается нравственности, следствие и здесь не было лучшим, ибо повлекло за собой все то, что было сказано и сделано по поводу пробабилизма и повлияло на падение нравов христианского народа. Это падение нравов произошло как вследствие того, что называлось лассизмом, так и под влиянием того, что прозвали ригоризмом. Слишком хорошо известны богословские распри, весьма повредившие единению и святости духовенства, посему я не добавлю к этому ни одного слова. Об уловках законников XIII века так говорит Флери: «Посмотрим на правила Великого Латеранского собора, или, еще лучше, на правила Первого Лионского собора, и станет ясно, какого крайнего развития достигла утонченность спорящих сторон, направленная на то, чтобы служить несправедливости. Это было прозвано духом ухищрения, адвокатами же и исполнителями этих ухищрений были духовные лица, единственные, кто в то время изучал гражданское и церковное право, равно как и медицину и другие науки. Если одно лишь честолюбие и желание выделиться внушали философам и теологам столько коварных тонкостей, чтобы вечно спорить между собой и никогда не сдаваться, то насколько же сильнее их могла возбудить алчность по отношению к прибыли? Чем же могло быть подобное духовенство? Дух Евангелия ни что иное, как искренность, святость, братская любовь и бескорыстие. Эти клирики, настолько лишенные подобных добродетелей, весьма мало были подготовлены обучать им других». * [Ср. Мф 10,24]. Возьмем в качестве примера наиболее ученых, как например, Турнели * [Оноре (1638 – 1727), в течение 24 лет был профессором богословия в Сорбонне, опубликовал 16 томов «Введения в теологию» – Galantino 1997, p. 169] или Гаццанигу * [Пьетро Мария (1722 – 1799), родом из Бергамо, профессор томистской теологии в Вене, также опубликовал 4 тома «Введения в теологию» – Galantino 1997, p. 169]. Они пишут толстые и, действительно, весьма ученые тома о благодати. Только к концу вовсе не говорят о ней ничего, но лишь поверхностно касаются вопроса: «в чем состоит существо благодати?» – оставляя его нерешенным, как вопрос чистого любопытства и не лишенный, впрочем, некоторой важности. Но разве не есть наиважнейшее и первейшее из всего знать существо и природу рассматриваемой вещи? Разве не хорошо известная природа способна наилучшим образом дать ей истинное определение? А разве определение не является плодоносным началом, из которого должны проистекать все рассуждения о самой вещи? Пусть читатель не думает, что, указывая недостатки схоластиков и теологов по сравнению с писаниями отцов Церкви, я пытаюсь принизить тех, за которыми признаю достоинства и заслуги. Тем менее можно обвинить меня в презрении к схоластикам, ибо всем известно, насколько я учитывал в своих сочинениях авторов Школы, и как я трудился, чтобы восстановить их честь в течение двадцати лет * [Примечание добавлено в 1849 году – Galantino 1997, p. 169]. «Посмею ли я, – говорит Флери о молодых ученых XII и XIII столетия, – рассмотреть перед вами нравы наших студентов, как я описал их в истории, согласно свидетельствам современных авторов? Вы видели, что каждый день дрались они и друг с другом, и с горожанами; что их первые привилегии состояли в запрещении светским судьям судить их преступления, что сам папа был обязан наделить сен-викторского аббата правом освобождать их от отлучения, которое Каноническим правом предписывалось тому, кто поднимал руку на клирика; что их ссоры, как правило, начинались в кабаках за вином и во время пирушек, доходили же они до убийства и до крайнего насилия. Одним словом, вы видите ужасающую картину, нарисованную Жаком де Витри, свидетелем и очевидцем всего. Ведь были клириками все эти студенты, и предназначались на службу и на управление Церкви». Ouj to; speiАrai poieiА pate;ra movnon, ajlla; kai; to; paideuЦsai kalwЦ". Hom. XII. Евсевий, Книга III, глава XXXIX. Для того, чтобы наиболее возвышенные истины не были услышаны недостойными, имелась наука тайного. Эти высокие знания доверялись лишь устно и только тем ученикам, которые прошли испытание долгим временем, и удостоились твердым намерением унаследовать святость христианской жизни. Все древние писатели говорят об этой осторожности и о почтении к откровенным истинам. Достаточно процитировать Климента Александрийского, который говорит об этом в Первой главе Пятидесятой книги «Стромат» и во многих других местах своих сочинений. И в средствах к исправлению оставленного образования духовенства остался этот недостаток, ибо средства не доходили до коренного зла. Одним из средств, которые я имею в виду, было учреждение университетов, но они лишь более удаляли церковников от их епископов, как это происходит и ныне. «Другим недостатком университетов, – говорит Флери, – было то, что и учителя и ученики, которые занимались одной лишь наукой, были духовными лицами, но вдали от их церквей не имели службы, соответствующей их сану. Таким образом, они не обучались ничему, что зависит от практики: ни способу обучения, ни совершению святых таинств, ни духовному руководству, как бы они смогли научиться, находясь в своих странах, видя епископов и священников в действии, служа под их началом. Доктора университетов были лишь докторами, занятыми лишь теорией, из-за чего они имели так много возможностей писать и пространно рассматривать бесполезные вопросы; так много поводов для соревнования и противоречий друг с другом, ибо одни хотели быть утонченнее других. В первых же веках докторами были сами епископы, и без того весьма нагруженные наиболее важным долгом». Вот, опять пример тому, как все взаимосвязано: плохой метод притягивает к себе плохих преподавателей. Напротив, какую благородную идею о христианском учителе имели древние! Сколько требовали от него! Святой Григорий Назианзин, в знаменитой проповеди «О богословии» пространно описывает, каким должен быть тот, кто говорит о богословских вещах, кому и с какими предосторожностями следует сообщать их: «не для каждого есть благо, – говорит он между прочим, – философствовать о божественном, но лишь те могут это, кто очистил тело и душу, или силятся очистить их, и чувствуют себя подвинутыми в размышлении о святых вещах». Климент Александрийский много говорит о бескорыстии, о духовном свете, о святости, необходимых для того, чтобы кто-либо был пригоден для преподавания божественной науки. Святой Иероним говорит, что Ориген употреблял светские науки, чтобы привести к вере философов и других ученых лиц, которые приходили слушать его. Григорий Чудотворец, самый известный из его учеников, в хвалебной речи своему учителю, произнесенной в конце обучения, рассказывает о методе, который Ориген использовал во время преподавания. Становится ясным, как этот великий человек начал воспитание с исправления нравов ученика, а затем ввел его в понимание различных наук, так, чтобы те служили приготовлению и укреплению в нем веры. Ориген не пользовался компендиумами, а читал вместе с учеником всех основных философов, постоянно разделяя в их писаниях истину от заблуждения; и после этих предварительных занятий, которыми он обогащал разум и душу юноши и вкладывал в нее желание более высоких и более совершенных знаний, открывал перед ним, наконец, священное Писание, откуда заставлял его черпать Божью мудрость. Я хорошо понимаю, что невозможно в наши времена расстаться с компендиумами, но понимаю также, что одними лишь суммами не сделать ничего, не достигнуть и того, чтобы юноша встал на торную дорогу к истинному знанию. Применение компендиумов может служить лишь тому, чтобы вкратце подытожить все великое, что содержится у великих авторов. Их же нужно читать и толковать. Знаю, что невозможно прочесть и истолковать всех, но можно сделать это отчасти, и части этой будет достаточно, чтобы вдохновить ученика, дать ему понятие о величии христианской мудрости, подобно тому, как из одной ступни Геркулеса можно понять, каким он был человеком. Но таким образом невозможно начертать контуры всего знания. Когда речь идет об одних лишь контурах, этой цели помогут компендиумы, это и ничто другое составляют предмет их законного применения. Наука, которую таким образом вынесет юноша из школы, будет похожа на картину, которую мастер частично нарисовал, и частично раскрасил. Ученику останется лишь докончить эту картину, подражая в искусстве мастеру. Духовенство совместно припадают к всемогущему |
|
|
|