Пиши и продавай! |
Окончить одной или несколькими беседами, соответственно содержанию созерцания, и молитвой Отче наш. Первое примечание. В последующих созерцаниях необходимо проходить все тайны [славы] Воскресения до Вознесения включительно, пользуясь способом, указанным ниже, сохраняя на протяжении всей Недели, [посвященной] Воскресению, ту же форму и тот же метод, которые были в Неделю, [посвященную] Страстям Господним. Первое созерцание - Воскресения - должно служить образцом [в том], что касается вступлений, которые должны соответствовать содержанию созерцания; и для четырех пунктов, которые остаются такими же; и [для] добавлений, о которых речь идет ниже; также и во всем остальном, в повторениях, в приложении чувств, в сокращении или продлении [созерцания] тайн, можно руководствоваться методом, данным для Недели, [посвященной] Страстям. Второе примечание. Обыкновенно в эту четвертую Неделю более полезно, нежели в трех предыдущих, совершать только четыре Упражнения, а не пять. Первое - утром, тотчас же после пробуждения; второе - во время литургии или перед обедом, вместо первого повторения; третье - во время вечерни, вместо второго повторения; четвертое - перед ужином, совершая приложение чувств к трем Упражнениям этого дня, останавливаясь и замечая важнейшие части, которыми мы были более тронуты и [благодаря] которым имели духовное утешение. Третье примечание. Хотя во всех созерцаниях указано известное число пунктов - три, пять и так далее, тем не менее созерцающий может их уменьшить или увеличить соответственно тому, что сочтет для себя наилучшим. В таком случае для него будет весьма полезно до начала Упражнений определить желаемое число пунктов. В эту четвертую Неделю следует изменить следующие (из десяти) добавления: второе, шестое, седьмое и десятое. Второе: Сразу по пробуждении рассмотреть созерцание, которое предстоит совершить, желая возвеселиться и проникнуться радостью [воскресшего] Господа нашего Иисуса Христа. Шестое: Вспоминать и думать о вещах, побуждающих к духовному утешению, радости и духовному веселию, как, например, о небе. Седьмое: Размышлять о радостном свете дня и всем том прекрасном, что приносит нам каждое время года, а именно - прохлада летом; яркое солнце и тепло огня зимой; и все это в той мере, какая поможет душе возрадоваться в нашем Творце и Искупителе. Десятое: Вместо [дел] покаяния следить только за умеренностью и средней мерой во всем, если нет [в эти дни] церковного поста и воздержания, которые надо всегда соблюдать, если к тому нет серьезных препятствий. СОЗЕРЦАНИЕ РАДИ ОБРЕТЕНИЯ ЛЮБВИ Вначале необходимо обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, любовь следует вкладывать более в дела, нежели в слова. Во-вторых, любовь заключается во взаимном общении сторон; то есть - любящий дает любимому и преломляет с ним то, что имеет, или часть того, что имеет, или то, что может [соделать для него], и взаимно - любимый любящему; так, если один имеет знание, то дает его другому, его не имеющему; если же кто [имеет] почести или богатство - делится ими с другим. Молитва: обычная молитва. Первое вступление: Представление места; здесь увидеть себя предстоящим Богу, Господу нашему, ангелам и Святым, ходатайствующим за меня. Второе вступление: Просить о том, чего желаешь; здесь просить о внутреннем познании множества благ, полученных от Бога, дабы, познав их, во всех них ты смог бы возлюбить [Его] и служить Его Божественному Величию. Первый пункт: Вспомнить полученные благодеяния - создания, искупления, и дары, по отдельности [мне] данные, взвешивая с глубокой любовью все, что сделал для меня Господь, Бог наш, и сколько Он мне дал из того, что имеет; и, кроме того, как тот же Господь желает дать мне Себя Самого, насколько может, по Своему Божественному изволению. И затем подумать, [углубившись] в себя, разбирая [сообразуясь] с разумом и справедливостью, что я должен буду со своей стороны предложить и дать Его Божественному Величию; именно: все, что мое, и меня самого вместе с этим, и, как желающий принести с великим чувством, [сказать]: - Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю - все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все сие - Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать, сих будет мне достаточно. Второй пункт: Рассмотри, как Бог обитает в творениях - в стихиях, даруя им бытие, в растениях, даруя им произрастание, в животных, даруя им чувства, в людях, даруя им разумение; и во мне самом, даруя мне бытие, жизнь, чувства и разумение; и, кроме всего прочего, претворяя меня в храм Свой, ибо я был создан по Образу и Подобию Бога Всевышнего. И вновь размысли в самом себе, соответственно сказанному в первом пункте, или каким-либо другим образом, который тебе покажется наиболее подходящим. Третий пункт: Заметить, как Бог действует и трудится ради тебя во всех вещах, сотворенных на лице земли, являясь как бы тружеником в небесах, в стихиях, в растениях, в злаках земных и так далее, даруя им бытие, [и] сохраняя [их], даруя им произрастание, чувства и так далее. Затем обратись мыслью в себя. Лойола И. Духовные упражнения истории католицизма 7 вступление |
|
|
|