Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

12.

Именно с этой точки зрения она имеет право честно и спокойно вступаться за эти чуждые ей дела. Таким образом, в политическом пространстве она будет выступать не за себя саму, не за свои собственные "интересы" и "дела". Ее собственная значимость, ее влияние, ее власть как Церкви в государстве не являются целями, которые будут определять направление и линию ее политического решения. "Царство мое не от мира сего. Если бы от мира сего было мое Царство, то мои служители подвизались бы за меня, чтобы я не был предан Иудеям; но ныне Царство мое не отсюда".(Иоан. 18, 36). Скрытое пренебрежение, которое, как правило, навлекается на Церковь, борющуюся за саму себя при помощи всех политических средств, даже тогда, когда она достигает определенных успехов в этой борьбе, является заслуженным. И однажды эта борьба обычно заканчивается различными откровенно постыдными поражениями. Христианская община не является самоцелью. Она служит Богу и именно потому вместе с тем людям. Это действительно правда, что глубочайший, конечный божественный смысл гражданской общины состоит в создании пространства, чтобы провозглашать и внимать Слову, и в этом смысле, соответственно, пространства для существования христианской общины. Но путем, на котором гражданская община, согласно Провидению и предписанию Бога, делает и может это сделать, является природный, мировой, мирской путь установления права, обеспечения свободы и мира в пределах человеческого благоразумия и человеческих возможностей. Таким образом, согласно божественному смыслу гражданской общины речь идет вовсе не о том, чтобы она постепенно более или менее превращалась в Церковь. Так, политическая цель христианской общины состоит не в том, чтобы постепенно сделать государство Церковью, т.е. в наибольшей степени поставить его на службу своим собственным задачам. Если государство обеспечивает ей в какой-либо из возможных здесь форм свободу, признание и особые права (государственно-правовая гарантия Церкви того или иного рода, доступ в школу и на радио, защита воскресенья, финансовые поблажки и поддержку и прочее), то она даже не начнет думать о церковном государстве. Она будет благодарна за это как за дары, в которых она видит действие Божественного провидения и предписания: и прежде всего для того, чтобы она в таких расширенных границах являлась тем более верною, тем более ревностной Церковью, и чтобы она также зримо оправдывала направленные на нее со стороны гражданской общины ожидания. Однако она не станет делать такой дар требованием, который она должна отстаивать у гражданской общины. Если гражданская община отказывает ей в таком даре, то она будет сначала искать ошибку не у той, а у себя самой. Здесь действует: "Не противься злу!" В этом случае христианская община задаст вопрос, привела ли она уже гражданской общине доказательство духа и силы, представила ли и провозгласила ли она уже в мире Иисуса Христа так, что она со своей стороны может уже ждать соответствующего внимания к себе, как важному, интересному и благотворному фактору общественной жизни. Она спросит себя, например, действительно ли следует ей говорить нечто с ее точки зрения значительное, что должно было быть услышанным и сказанным в школе. Вначале и прежде всего она будет приносить покаяние (когда и где она не имела для этого повода?), и это будет лучше всего происходить таким образом, что она в оставленном ей общественностью, возможно самом маленьком, пространстве делала бы свое особое дело еще увереннее, теперь действительно собранно, с удвоенным усердием "в самом малом вопросе с самой большой силой". Там, где она желает лишь показать свою "общественную волю", лишь выдвинуть свое "общественное требование", она тем самым как раз доказывает, что эта воля (в факте ее существования как Церкви) не релевантна ее действительному плану, и тогда будет справедливо перед Богом и людьми, что ее не слышат или как раз слышат так, что она продолжительно или непродолжительно определено не будет испытывать при этом радости. Только не сознающая особого смысла государства, только не готовая к покаянию, только так или иначе духовно несвободная Церковь всегда выходила на политическую арену с подобными "общественной волей" и "общественным требованием" как борец за собственное дело.

13.

Однако то собственное, с чем она выходит на арену, тоже не может быть - это ограничение мы уже обозначили - просто и непосредственно Царством Божьим. Церковь напоминает о Царстве Божьем. Однако это не означает, что она считает государство способным постепенно стать Царством Божьим. Царством Божьим является царство, в котором Бог без тени, Без проблем и противоречий является Всем во всем, властью Бога в спасенном мире. В Царстве Божьем внешнее сохраняется во внутреннем, относительное в абсолютном, временное в окончательном. В Царстве Божьем нет ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти. Ибо в Царстве Божьем нет греха, которому бы следовало сначала определить место, нет хаоса, которого следовало бы боятся и сдерживать. Царство Божье - это вытекающее из сокровенности, ставшее зримым мировое господство Иисуса Христа во славу Бога-отца. Гражданская община как таковая, нейтральная, языческая, еще или вновь непросвещенная гражданская община ничего не знает о Царстве Божьем. В лучшем случае она знает о различных идеалах естественного права. Однако христианская община в гражданской общине знает это и напоминает ей об этом. Она напоминает о пришедшем и возвращающимся Иисусе Христе. Но она не может делать это таким образом, что будет проектировать форму и реальность государства подобно Царству Божьему, пытаясь предложить и осуществить это в гражданской общине. Снова государство право, когда оно имеет обыкновение запрещать вытекающие из этого основания христианские требования. В его сущности заложено то, что оно не является Царством Божьим, что оно также не может стать им. Оно соответствует предписанию Бога относительно "еще не спасенного мира", в котором со всей серьезностью нужно считаться с грехом и следующей за ним опасностью хаоса, и в котором хотя и реально установлено господство Иисуса Христа, но оно еще сокрыто. Государство изменило бы своему смыслу, если бы стало вести себя так, как будто ему дано развернуться до Царства Божьего. Однако и Церковь, которая дала ему повод для этого, тоже следовало бы удержать от того, чтобы она не стала виновной в слишком неосмотрительной заносчивости. Она обязана была бы считать, что должна и может себя саму развить до Царства Божьего, если ее соответствующее требование по отношению к государству должно иметь смысл. Но Церковь вместе с государством находится в "еще не спасенном мире". С точки зрения Царства Божьего даже в лучшем случае это не допускается и в ней. Не путает ли она со своей стороны Царство Божье с идеалом естественного права, когда делает его осуществление в государстве содержанием своего требования, когда она подразумевает, что может и должна заниматься "политикой Царства Божьего"? Не нуждается ли она сама в этом случае прежде всего в повторном напоминании о действительном, грядущем как для нее, так и для государства Царстве Божьем? Нет, свободная Церковь не позволит застать себя на этом пути.

14.

Направление и линия христианских политических различения, оценки, выбора, желания и содействия относятся к способности и потребности политической сущности в уподоблении. Политическая сущность не может представлять собой ни повторения Церкви, ни предвосхищения Царства Божьего. В отношении к Церкви она является собственным, по отношению же к Царству Божьему (как и сама Церковь!) человеческой сущностью, несущей вид этого преходящего мира. Поэтому о равенстве между ней и Церковью, с одной стороны, и Царством Божьим, с другой стороны, не может быть и речи. Тем не менее, основываясь на особом Божьем установлении, принадлежа к Царству Иисуса Христа, она не имеет собственной законности, самостоятельной природы по отношению к Церкви и Царству Божьему. Поэтому о простом и абсолютном различии и неподобии между ней и Церковью, с одной стороны, и Царством Божьим, с другой, также не может быть речи. Таким образом, остается и настоятельно напрашивается то, что справедливость государства с христианской точки зрения - это его существование как подобия, соответствия, аналога Царству Божьему, в которое верят в Церкви и которое провозглашается Церковью. Поскольку гражданская община образует внешнюю сферу, в которой христианская община с тайной своего познания и своего послания является внутренней, и поскольку она имеет, таким образом, с последней общий центр, не может быть иначе, что бы она, хоть и имея собственные и иные предпосылки и задачи, не была бы способна к уподоблению по отношению к учреждающим христианскую общину истине и действительности: способна к тому, чтобы опосредованно отображать ее в зеркальном отражении. Однако поскольку своеобразие ее предпосылок и задач, ее существование как особой внешней сферы так и должны сохраняться, ее справедливость и ее существование как зеркального отражения христианской истины и реальности теперь не могут быть заданы естественно и навсегда, скорее они всегда в высшей степени подвержены опасности, и всегда и везде остается под вопросом, осуществляет ли гражданская община свою справедливость и в какой мере, и чтобы защитить ее от вырождения и распада, ей необходимо постоянно напоминать о справедливости; она также нуждается в подобии, как и сама способна на него. Поэтому вновь и вновь требуется историческая действительность, которая имело бы своим содержанием и целью ее оформление как уподобление Царству Божьему и осуществление справедливости. Однако в этой исторической действительности человеческая инициатива не может исходить из самой гражданской общины. Она, в качестве гражданской общины, является непросвещенной по отношению к тайне Царства Божьего, к тайне своего собственного центра и нейтральной по отношению к исповеданию и возвещению христианской общины. Как гражданская община, она вынуждена черпать из дырявого источника естественного права. Сама по себе она не может вспомнить о правдивой и действительной мере своей справедливости, начать движение по ее исполнению. Для этого ей требуется благотворная, беспокойная действительность, прямо и непосредственно вращающаяся вокруг того центра деятельность, а именно: политическая ответственность христианской общины. Христианская община тоже не является Царством Божьим, но она знает о нем, надеется на него, верит в него; она молится от имени Иисуса Христа и провозглашает его имя как высшее среди всех имен. Она, христианская община, не нейтральна по отношению к этому, и потому также не бессильна. Если она исполняет только великие, заповеданные и необходимые ей как ее политическая ответственность metabasis eis allo genos, то она не может и не будет нейтральна и бессильна также и в других genos, не сможет и там отречься от своего Господа. Если она вступает в свою политическую ответственность, тогда это должно означать, что теперь она берет на себя человеческую инициативу, которую не может взять гражданская община, теперь она дает той стимул, который та сама себе не может дать, теперь она делает напоминание, на которое та сама не способна. Она различает, оценивает и выбирает политическую сферу всегда в пользу просветления своей связи с Божьим порядком спасения и благодати и, таким образом, не в пользу всех затемнений этой связи. В рамках представленных в каждом случае политических возможностей, отстраняя и отклоняя другие, она всегда различает и выбирает те, в реализации которых становится очевидным подобие, соответствие, аналогия, зеркальное отражение того, что образует содержание ее вероисповедания и ее послания. В решениях гражданской общины она всегда встает на ту сторону, где господство Иисуса Христа повсюду, а таким образом, также в этой чуждой ей сфере не остается неясным, а проясняется. Она хочет, чтобы форма и реальность государства посреди быстротечности этого мира указывали на Царство Божье, а не в сторону от него. Она хочет, чтобы человеческая политика не пересекала Божью, а чтобы она в своем полном отдалении от той шла ей параллельно. Она хочет, чтобы откровенная и деятельная благодать Божья отражалась в на земле лишь возможном материале внешних, относительных и преходящих действий и способов деятельности политической общины. Таким образом, она изначально и окончательно отвечает перед Богом, перед тем единым Богом, который милостив и открыт по отношению к людям в Иисусе Христе, в том, что она берет на себя ответственность за гражданскую общину. В своих политических определениях, оценках, выборе и желании она дает имплицитное, косвенное, но все же реальное свидетельство. Ее политическая деятельность также является вероисповеданием. При помощи его она вызывает и гражданскую общину из нейтральности, из невежества, из язычества к ответственности перед Богом, в которой она осуществляет свою собственную политическую ответственность. Таким образом, действуя политически, она также действует именно в верности своему собственному заданию. Так ею приводится в действие история, которая имеет целью и содержанием уподобление гражданской общины Царству Божьему и, таким образом, исполнение своей справедливости.

15.

Христианская община основана на познании единого вечного Бога, который стал человеком и, таким образом, ближним человеку для того, чтобы оказывать ему милосердие (Лук. 10, 36 и далее). Это неизбежно влечет за собой то, что христианская община в политическом пространстве всегда и при всех обстоятельствах в первую очередь будет заботиться о человеке, а не о каком-либо деле, неважно будет ли это дело анонимным капиталом или государством как таковым (функционированием его бюрократии!), честью нации, цивилизационным или культурным прогрессом, или даже так или иначе разработанной идей исторического развития человечества. О последнем она не будет заботиться даже тогда, когда та является возвышением и благом для будущих поколений человечества, понимаемым как цель данного развития, для достижения которых сегодня можно один раз переступить через человека, человеческое достоинство, человеческую жизнь. Даже право становится несправедливостью (summum ius summa in iuria) там, где оно хочет господствовать как абстрактная форма, вместо того, чтобы как право человека служить ограничению и сохранению человека. Христианская община всегда и при всех обстоятельствах является противником идола Чаггернат. После того, как Бог сам стал человеком, человек является мерой всех вещей, человек может и должен заступаться, а в известных условиях и приносится в жертву, только за человека, и человек, даже самый жалкий человек (хотя конечно не эгоизм человека, а человечность человека) должен быть взят под защиту от автократии любого пустого "дела". Не человек должен служить делам, а дела - человеку.

16.

Христианская община является свидетелем божественного оправдания, т.е. акта, в котором Бог в Иисусе Христе установил и закрепил свое первоначальное право на человека и вместе с тем право самого человека против греха и смерти. Будущее, которого она ждет, является определенным проявлением этого оправдания. Это влечет за собой то, что христианскую общину в гражданской общине можно будет найти везде, где порядок последней основан на том, что никто не исключен как из подчинения осознанному и признанному всеми праву, так и из защиты этого права, и что при всех обстоятельствах политическая деятельность регулируется при помощи этого права. Она всегда поддерживает правовое государство, максимальное действие и применение тех двойственнных правил, и потому всегда против любого перерождения правового государства. Таким образом, ее никогда нельзя будет найти на стороне анархии и тирании. Ее политика будет в любом случае напирать на то, чтобы гражданская община совершенно серьезно воспринимала этот основной смысл своего существования: ограничение человека и сохранение человека посредством обнаружения и установления права.

17.

Христианская община является свидетелем того, что пришел Сын Человеческий, чтобы искать и спасать то, что потеряно. Для нее это должно означать, что она, свободная от всей фальшивой беспристрастности, и в политическом пространстве прежде всего смотрит вниз. Те, за кого она преимущественно и особенно будет вступаться, и за кого она в первую очередь заставит отвечать гражданскую общину, это - слабые по своему общественному и экономическому положению, и потому находящиеся под угрозой, т.е. - бедные. То, что она любит их в рамках ее собственной задачи (в форме ее "диаконии"), является единственным, а именно, первым ее делом, но за которым она, теперь уже в рамках своей политической ответственности, не должна упустить другое: выступление за такое оформление права, которое исключает, чтобы его равенство стало для всех покрывалом, под которым для сильных и слабых, самостоятельно и несамостоятельно зарабатывающих, богатых и бедных, работодателей и наемных рабочих это фактически означало бы неравное ограничение и неравную защиту. В политическом пространстве христианская община как таковая и по необходимости в установке и борьбе поддерживает социальную справедливость. И она при выборе между различными социалистическими возможностями (социальный либерализм? товарищество? синдикализм? экономика свободных денег? умеренный? радикальный марксизм?) в любом случае выберет то, от чего она по обстоятельствам (отставляя в сторону все другие точки зрения) будет ожидать наивысшей степени социальной справедливости.

18.

Христианская община - это община тех, кто посредством Слова благодати и посредством Духа любви Бога призваны в свободе стать детьми Божьими. В переводе и в переходе в совершенно другую политическую форму и реальность это означает, что она подтверждает свободу как гарантированное каждому гражданину гражданской общиной основное право, свободу исполнять свои решения в политически-правовой сфере по собственному усмотрению и выбору и, таким образом, самостоятельно, а также свободу существования в определенных сферах, обеспеченных, но не упорядоченных и регулируемых с политически-правовой точки зрения (семья, образование, искусство, наука, вера). Христианская община при всех обстоятельствах не будет избегать и сопротивляться практической диктатуре, т.е. частичному и временному ограничению этих свобод, но при всех обстоятельствах будет избегать и сопротивляться принципиальной диктатуре, т.е. тоталитарному государству. Совершеннолетний христианин может хотеть только быть совершеннолетним гражданином, но он вправе также и своим согражданам желать существовать лишь в качестве совершеннолетних людей.

19.

Христианская община - это община тех, кто, как члены одного тела с единой главой, обязаны этим своему Господу и именно тем самым друг другу, и связаны с ним и друг с другом. Из этого следует, что она будет понимать и интерпретировать политическую свободу и, таким образом, гарантированное отдельному гражданину основное право не иначе, как в смысле требуемой от него первостепенной обязанности ответственности (что не стало ясным из классического провозглашения так называемых "прав человека" как в Америке, так и во Франции). Таким образом, как в политической, так и в не политической сферах гражданин ответственен за свои решения и действия во всей сфере своей свободы. И, само собой разумеется, гражданская община также ответственна в соблюдении своей свободы как целого. Так христианская позиция превосходит как индивидуализм, так и коллективизм. Христианская община знает и признает "интересы" отдельного человека и общества в целом, но она сопротивляется им там, где они становятся во главу угла, она подчиняет их бытию гражданина, бытию гражданской общины под правом, выше которого отдельные люди не должны господствовать как нечто целое, о котором они должны спрашивать, которое они должны найти, которому они всегда должны служить для ограничения и сохранения человека.

20.

Как община тех, кто живет под одним Господом на основе крещения в едином Духе и в одной вере, при всем трезвом понимании различия потребностей, способностей и задач в политической сфере, христианская община должна и будет выступать за равноправие свободы и ответственности всех - как граждан, с которыми следует обращаться как с совершеннолетними, т.е. за ее равноправие перед связывающим и обязывающим всех законом, за ее равноправие в совместном действии по его осуществлению и проведению, за равноправие в гарантированном этим законом ограничении и сохранении. Если по христианскому пониманию в характере гражданской общины заложено именно то, что это равноправие не может быть ограничено никаким различием признания веры или неверия, то на основании христианского понимания можно и нужно снова и еще определеннее указать на то, что не только ограничение политической свободы и ответственности определенных сословий и рас, но прежде всего также и женщин является произвольным обстоятельством, которое действительно не может быть достойным сохранения. В последовательности христианского понимания также и в этом деле будет существовать только одно возможное решение.

21.

Зная о различии даров и задач Святого духа внутри своего собственного пространства, христианская община и в политическом пространстве будет готова и открыта для необходимости разделить различные функции и "власти": законодательную, исполнительную и судебную; поскольку носители одной не могут одновременно являться носителями другой. Ни один человек не является Богом, который был бы в состоянии соединять в своем лице функции законодателя и правителя, правителя и судьи, не подвергая опасности суверенитет соблюдаемого права, как здесь, так и там. "Народ" тоже не является таким Богом, как и христианская община даже во всей своей общности не является ее собственным Господом и обладателем всей его власти. Но здесь, как и там, необходимо организовать определяемые в народе (посредством народа и для народа) и все же различные и, таким образом, также обеспечиваемые различными лицами службы, объединение которых в одних человеческих руках не способствовало бы единению всего дела, а разрушило бы его. Христианская община будет всегда идти во главе гражданской общины в осознании необходимости, с которой в этом деле следует считаться. Христианская община живет открытием истинного Бога и его откровением, им как светом, который вспыхнул в Иисусе Христе для того, чтобы разрушить дело тьмы. Она живет в наступившем дне Господа, и ее задача по отношению к миру состоит в том, чтобы разбудить его и сказать ему, что этот день наступил. Необходимое политическое соответствие этому факту состоит в том, что христианская община является ярой противницей любой тайной политики и тайной дипломатии. То, что принципиально является и хочет оставаться тайным, в политической сфере также может быть только несправедливостью, в то время как право отличается от несправедливости именно тем, что оно в своем учреждении, утверждении и осуществлении стремиться к свету общественности. Там, где свобода и ответственность являются единственными категориями на службе у гражданской общины, можно и необходимо говорить во всеуслышание, действовать на глазах у всех. Законодатель, регент и судья могут и должны быть принципиально готовы к отчету для всех сторон, не позволяя публике спутать бразды правления и не являясь зависимыми от нее. Государственное искусство, которое скрывается во тьме, является искусством государства, которое как анархическое и деспотическое государство должно утаивать нечистую совесть своих граждан или своих функционеров. Христианская община ни в коем случае не окажет ему в этом помощь.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Каким-либо образом

сайт копирайтеров Евгений