Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Христианская община осознает себя основанной и вскормленной свободным Словом Божьим, всегда по-новому укореняющем свою свободу в Священном Писании. И внутри своего собственного пространства она ожидает от человеческого слова, что оно будет носителем и провозглашением этого свободного Слова Божьего. Она должна решиться на уподобление, и приписать свободному человеческому слову также в пространстве гражданской общины благовестие, положительное, организующее значение. Она не может быть здесь слишком подозрительной, ибо там она (с полным основанием) столь доверчива. Она будет рассчитывать не на то, что слова не обязательно являются пустыми, бесполезными или даже опасными, а на то, что посредством справедливых слов можно прояснить и привести в порядок нечто решающее. Поэтому, не смотря на опасность, что тогда могут прозвучать и пустые, бесполезные, опасные слова, она должна выступать за то, чтобы справедливое слово не было лишено возможности прозвучать и быть услышанным. Она будет выступать за то, чтобы в гражданской общине говорили друг с другом, чтобы работали друг с другом. И она будет выступать за то, чтобы это происходило открыто. Со всей своей силой она будет на стороне тех, кто не хочет иметь ничего общего со всеми управляющими, контролирующими и подвергающими цензуре выражение общественного мнения. Она не знает ни одного предлога, под которым это могло бы быть хорошим делом, а не "вынужденным положением", где это могло бы быть необходимо!

24.

В христианской общине по законам последования Христу не господствуют, а служат. Поэтому и в гражданской общине всякое господство, которое как таковое не является служением, она может признать только как болезненное и никогда как нормальное состояние. Не существует государства без государственной власти. Однако власть справедливого государства отличается от власти несправедливого как potestas и potenia. Potestas - это следующая и служащая праву, potentia - предшествующая праву, преодолевающая право, угнетающая и разрушающая власть - "сила в себе", которая как таковая является просто злом. Бисмарк, не говоря уже о Гитлере, (несмотря на книжечку с выбранными местами из Писания на его ночном столике!) не был образцовым государственным человеком, ибо он принципиально хотел организовать и основать государство сверху вниз, а делал свое дело на основе "власти самой по себе". В конце концов, из этой слишком настойчивой попытки не могло получиться ничего другого, чем то, что и получилось. В данном случае верно определение: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет". Христианская концепция государства направлена в прямо противоположную сторону.

25.

Будучи изначально экуменической (соборной, католической), христианская община и в политическом аспекте противостоит всем абстрактным местным, региональным и национальным интересам. Она всегда будет искать лучшее для того или другого города. Однако она никогда не будет делать этого, не выглядывая одновременно за пределы его стен. Она будет осознавать формальность, относительность и временность его границ, обособления его задач от задач других городов. Она всегда будет принципиально выступать за взаимопонимание и совместную работу в большем кругу. Именно Церковь будет в последнюю очередь заступаться за узкую политику, взирающую "со своей колокольни". Pacta sunt servanda? Pacta sunt concludenda! Граждане здесь и граждане там должны договариваться друг с другом, если они хотят, чтобы их дело существовало и там и здесь, а не завершилось крахом. В христианской общине и в этом отношении почувствовался уже запах свободы, и исходя из нее другие тоже должны ее почувствовать.

26.

В христианской общине знают о гневе и суде Божьем, но также знают и о том, что гнев длиться всего одно мгновение, а милость Его - вечна. Политическая аналогия этой истины состоит в том, чтобы в заданных обстоятельствах и христианская община (как именно она может быть здесь не солидарной?) одобряла, поддерживала и при известных обстоятельствах даже побуждала насильственное разрешение конфликтов в гражданской общине, от полицейских мер до решений уголовной юстиции, от вооруженного выступления, - предпринимаемого не для восстания против правовой "власти", а для ее восстановления, направленного против определенного, ставшего незаконным, недостойного и не зрелого более для своей задачи режима, - до оборонительной войны против приходящей извне угрозы правовому государству. Однако она может признать любое разрешение конфликта только как ultima ratio regis. Она будет одобрять и поддерживать их только там, где они будут являться последними и неизбежными в данный момент возможностями. И предупреждая, пока еще существуют другие возможности, она всегда будет стараться отодвигать и избегать этих моментов исчерпания всех других возможностей. Она не может выступать за абсолютный мир, за мир любой ценой. Однако она должна и будет выступать за то, чтобы любая цена за сохранение и восстановление мира внутри и снаружи не могла рассматриваться как слишком высокая кроме последней, которая состоит в уничтожении и разрушении правового государства и, тем самым, в практическом отречении от Божественного порядка. Прежде, чем воззвать к насилию, она показывает себя изобретательной в поисках других способов разрешения конфликтов! Совершенство небесного Отца (где оно признается), который как таковой не перестает быть также и небесным судьей, требует земного совершенства такой мирной политики, которая действительно доходит до границ человеческих возможностей.

27.

Это были некоторые примеры христианского политического различения, оценки, выбора, желания, усилия: примеры уподоблений, соответствий, аналогий провозглашаемого в христианской общине Царства Божьего в отношении пространства внешних, относительных, проходящих вопросов жизни гражданской общины. Путь отсюда туда на всем своем протяжении требует христианского, духовного, пророческого познания. Перечисленные пункты сравнений и решений не являются, таким образом, параграфами конституции государства. Они призваны лишь проиллюстрировать, как христианская община принимает решения в пространстве гражданской общины. Чтобы показать суть, можно было бы взять вдвое, втрое или вполовину меньше таких примеров, или даже только один. Было сказано примеры, ибо необходимо было показать уподобительное, но в высшей степени конкретное отношение между христианской благой вестью и определенными политическими решениями и поведением. Еще конкретнее можно было бы говорить лишь в форме упоминания и обоснования отдельных исторически определенных высказываний. И было названо много примеров, ибо надо было обнаружить то, что речь в христианской политике идет хотя и не о системе, но также и не о реализуемых тут и там отдельных случаях, а о систематическом направлении, о последовательной линии двусторонних открытий, о связи объяснения и применения. Таким образом, предложенный здесь ряд таких объяснений и применений, само собой разумеется, необходимо дополнить со всех сторон. В сущности названных и называемых кроме этого пунктов сравнений и решений лежит то, что переводы и переходы оттуда сюда в отдельных случаях всегда будут спорными, более или менее проясняющими, и что то, что можно сказать по этому поводу, не может носить характер совершенного доказательства. Пусть сказанное будет превзойдено большей широтой, глубиной и точностью! При этом определенно обнаруживается, что на этом пути может быть обосновано и выведено вовсе не все и каждое. Однозначность библейской благой вести будет заботиться о том, чтобы ее объяснения и применения развивались в систематическом направлении и последовательно. То, что принципиально нужно было и требуется сейчас показать, - это возможность и необходимость сравнения двух пространств, а также решений, которые возникают из перехода от первого пространства ко второму.

28.

Теперь добавим замечание относительно систематичности и последовательности указанных здесь направления и линии христианского политического мышления и деятельности. Мы выдвигаем аргументы, исходя не из концепции "естественного права", а исходя из Евангелия. Однако нельзя отрицать того, что в ряду перечисляемых примеров мы неоднократно затрагивали предмет дела установками, которые были обоснованы иначе с точки зрения естественного права. Того, кто тут и там вспоминает о Руссо, радуется или сердится по этому поводу, мы поддержим. Нам не нужно стесняться соседства. Мы же видели, что божественный порядок в отношении государства делает вполне возможным, чтобы в его сфере можно было придти к объективно правильным теоретическим и практическим познаниям и решениям даже там, где вследствие мутного источника, из которого они происходят, можно было бы ожидать сплошных ошибок и неверных шагов. Если бы мы здесь действительно получили результат благодаря помощи обоснованных с точки зрения естественного права тезисов, то в этом можно было бы видеть подтверждение того, что polis находится в Царстве Иисуса Христа в том числе и тогда, когда его носители не знают или не допускают возможности такого положения дела и потому не знают, как использовать доступное отсюда людям познание его сущности. Почему могло быть невозможным то, чтобы в нем, несмотря на его слепость, могло возникать содержательно верное понимание сути вещей и время от времени действительно возникало? Языческая гражданская община живет тем, что подобное водительство слепых делает возможными ее стабильность и ее функции. Именно поэтому христианская община не может и не должна лишать ее своего свидетельства реально обоснованного, определенно очерченного и последовательно применяемого понимания.

29.

Еще одно замечание относительно систематичности и последовательности рассматриваемых направления и линии: можно заметить (с удовлетворением или досадой) то, что христианско-политическое направление и линия, которые следуют из Евангелия, обнаруживают бросающуюся в глаза склонность к той позиции, которую, как правило, везде обозначают как позицию "демократического" государства. В этом отношении мы также остережемся оспаривать очевидный факт. "Демократии" в каком-либо техническом (швейцарском, американском, французским и пр.) смысле данного понятия наверняка не требуется форма правового в христианском понимании государства. Это правовое государство, рассматриваемое исходя из указанных пунктов сравнений и решений, может также иметь форму монархии или аристократии, возможно, даже диктатуры. Напротив, ни одна демократия как таковая не защищена от того, чтобы не оказаться несостоятельной во многих или во всех рассмотренных пунктах сравнений и решений, чтобы не выродиться не только в анархию, но также в тиранию и стать, таким образом, несправедливым государством. Можно и нужно признать также, что слово и понятие "демократия" ("господство народа") является бессильным средством, чтобы хотя бы только приблизительно обозначить, какое значение, согласно христианской точке зрения, оно имеет для соответствующей Божественному предписанию, установленной и существующей гражданской общины. Этого нельзя упускать и отрицать еще и потому, что христианско-политические различение, оценка, выбор, желание, усилие на всем своем протяжении имеют тенденцию к такой форме государства, которая в так называемой "демократии", если и не осуществляется, то, по крайней мере, более или менее серьезно и явно подразумевается и является целью. Если посмотреть на все в целом, то необходимо сказать, что в любом случае они имеют более сильную тенденцию в этом, чем в каком-либо другом направлении. Ведь существует родство между христианской общиной и гражданской общиной свободных народов!

30.

В заключение мы обратимся к вопросу о практическом осуществлении христианско-политических решений. Возможно, сначала следует подумать об образовании и о деятельности особой христианской партии. К этому средству уже давно прибегли в Голландии, затем в Швейцарии ("Евангелическая народная партия"), а с недавних пор в особенности во Франции ("Народное республиканское Движение") и в Германии ("Христианско-демократический Союз"). С евангельской стороны считалось возможным объединяться для этой цели с соответствующими заинтересованными римско-католически настроенными согражданами. Однако партии и без того являются одними из самых спорных феноменов политической жизни, отнюдь не ее основными элементами, возможно, скорее нездоровыми и в любом случае вторичными явлениями. Понимает ли христианская община, что делает, когда для осуществления своей ответственности в гражданской общине она увеличивает эту структуру еще на одну партию? Существует ли с точки зрения христиан другая "партия" в государстве кроме самой христианской общины с ее, разумеется, особыми смыслом и задачей по отношению ко всему? И может ли с точки зрения христианских взглядов в качестве некоего политического соответствия Церкви в государства (если она должна иметь форму партии) быть позволено и возможно что-либо другое кроме - слегка пугает! - единственной, исключающей все другие государственной партии, программа которой должна быть идентична понимаемой широко задаче государства (при исключении всех особенных идей и особенных интересов)? Как особая христианская партия может существовать наряду с другими? Партия, к которой тогда будут принадлежать некоторые христиане, а некоторые другие не будут принадлежать, партия, которой противостоят другие, не-христианские (и в своем не-христианстве теоретически и практически признанные христианской партией законными) партии? Как будто христианская община должна была бы для своего собственного политического направления и линии с одинаковой окончательной серьезностью располагать не всеми своими членами, и как будто она имела бы право посредством противопоставленного им объединения так называемых христиан позволить не-христианам в гражданской общине со своей стороны также объединиться, укрепиться и упрочиться в качестве не-христиан для осуществления своих, противопоставленных христианским направления и линии! Важнее всего для нее должно быть то, чтобы христиане в политическом пространстве, где они должны представлять и сделать слышимой обращенную ко всем христианскую весть для уподобления и обоснования этим решений, именно не распадались, а, напротив, показывали и вели себя как те, кто, идя своим особым путем, не против чего-либо, а безусловно за всех, за общее дело всей гражданской общины. В политическом пространстве христианская община не может делать зримой ее христианство, а именно, благую весть, напрямую, а лишь в зеркале ее политических решений; в свою очередь, эти решения могут быть фактически благотворными, быть понятными и вести к победе, а также служить сохранению и строительству общности не столько благодаря тому, что они обоснованы с христианской точки зрения, сколько благодаря тому, что они политически лучше. Здесь они могут быть только свидетельством и действовать как таковые. Однако, название и претензия на то, чтобы быть таким свидетельством, еще не делает его таковым! Не может ли случиться, что для христианской партии затруднением станет именно христианское, для которого в политическом пространстве она не сможет найти совершенно никакого применения? И не произойдет ли так, что посредством целей и средств, в которых она нуждается ради своей действенной силы как партии (завоевание большинства голосов и властных позиций, а отсюда пропаганда, отсюда благосклонная терпимость и привлечение нехристианских и сомневающихся христианских попутчиков или даже руководителей, отсюда компромиссы и коалиции с "нехристианскими" партиями и пр.), она должна будет не стесняясь отрицать и в любом случае затемнять нечто, вместо того, чтобы говорить об этом? Не будет ли такая партия на каждом шагу лишь компрометировать христианскую общину и ее весть именно своим христианством? В политическом пространстве христиане могут выступать в своем христианстве только анонимно. И поскольку они стали бы вести политическую борьбу за интересы Церкви, они бы разрушили эту анонимность, чтобы затем именно при помощи этой нехристианской борьбы действительно скомпрометировать христианство. На эти политические, касающиеся создания гражданской общины как таковой, вопросы они могут отвечать только в форме решений, которые по форме и содержанию могли бы быть также решениями других граждан, и от которых они хотели бы, чтобы они стали решениями всех других граждан, не взирая на их вероисповедание. Но как при таких обстоятельствах может вообще произойти собрание христиан в одной партии? Дело возможно, а как показывает и без того подозрительный альянс евангельской и римско-католической фракции во французской МРП и немецком ХДС, также успешно только тогда, когда Царство Божье вновь понимается как обоснованная естественно-правовым образом высшая цель, где наряду с Евангелием в политической сфере устанавливается некий якобы христианский, а в действительности склеенный из гуманнистического мировоззрения и морали закон. Представленная христианской партией, христианская община не может быть политической солью гражданской общины, не будет тем, чем она должна быть.

31.

Представленная ей для выполнения этой ее обязанности возможность является ее собственной: провозглашение всего Евангелия Божьей благодатью, которая как таковая является всецелым оправданием человека вообще, политического человека в частности. Это Евангелие, содержанием которого является сам Царь и его пока скрытое, но однажды откроющееся Царство, является исконно политическим; и если оно провозглашается в проповеди, обучении и пастырстве в верной интерпретации Священного Писания и в верном обращении к действительному человеку (христианину и не христианину), то оно обязательно является и пророчески-политическим. Объяснение и применение в тех пунктах сравнения и решения, исходящих из единых направления и линии, которые нельзя спутать ни с какими другими в прямом или косвенном освещении политических повседневных вопросов, обязательно происходит там, где христианская община собирается для служения этому Евангелию. Вопрос, происходит ли это, тоже ставится, но он направлен не только на его проповедников. Не будет хорошим знаком, если община опасается и боится, что проповедь становится политической, как будто она может быть аполитической, как будто она в качестве аполитической проповеди не свидетельствовала бы, что не является ни солью, ни светом земли! Община, осознающая свою политическую ответственность, будет желать и требовать, чтобы проповедь стала политической. Она будет понимать ее политически, даже если она ни одним словом не будет "о политике"! В действительности она заботится только о том, чтобы все Евангелие действительно провозглашалось в ее собственной сфере. И тогда возникнет достаточно причин для благотворного христианско-политического беспокойства в сфере гражданской общины.

32.

Христианская община действует в смысле и в рамках своей задачи и своей компетентности даже тогда, когда в наиболее важных ситуациях политической жизни посредством особых обращений к органам власти и посредством открытых заявлений она просит слова устами ее пресвитерских и синодальных органов. Она будет очень осторожно выбирать эти ситуации, и одновременно она должна будет очень обдуманно и определенно подбирать свои слова, чтобы быть услышанной. Ей нельзя вызывать неверное впечатление, как будто она всегда пробуждается от сна обычно аполитичного существования лишь тогда, когда обсуждаются лотерея или злоупотребление алкоголем, десакрализация воскресенья или другие в узком смысле "религиозно-нравственные" вопросы, как будто они не образуют лишь внешнюю кромку собственно политической жизни. Она должна предпринимать усилия, чтобы регулярно не опаздывать, т.е. не появляться только тогда, когда ее высказывания уже не несут особого риска, но и не могут иметь особого воздействия. И, прежде всего, она должна стараться, чтобы образ Церкви как представительницы определенного классово обусловленного мировоззрения и морали не подтверждался вновь, чтобы верные сторонники гражданского закона не ожесточались все более, а те, кто не может опознать в этом законе вечный закон, не качали головой. Все это также касается христианской журналистики и литературы, которыми занимаются с более или менее высоким церковным авторитетом или без такового. Она должна осознавать себя как служение христианской общины гражданской общине, служение предназначенному для всего народа Евангелию, а не обслуживанием каких-либо христианских прихотей!

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом
- до оборонительной войны против приходящей извне угрозы правовому государству

сайт копирайтеров Евгений