Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Екклесиология


сортировать книги по дате добавления  автору  названиюЖелноваков П. Тайна Церкви.
Трёльч Э. Церковь и секта. - о различиях, плюсах и минусах
Барт К. Христианская община и гражданская община.
Сомин Н. Имущественная парадигма Церкви как фактор развития экономики.
Аделаджа С. Как быть пастором без слез. - пастору самой большой церкви в СНГ всегда есть, что сказать полезного и поучительного славянскому народу
Мень А. Памятка начинающему священнику.
Мень А. Экклезиологические тезисы. - (в связи с материалами Второго Ватиканского Собора)
библиотека богословия - Барт К. Христианская община и гражданская община

Барт К. Христианская община и гражданская община

"Theologischen Studien", т. 20.,EVZ-Verlag, Zurich, 1946

1.

Под "христианской общиной" мы понимаем здесь то, что обычно обозначают как "Церковь", а под "гражданской общиной" - как "государство". Использование понятия "община" для обозначения этих двух величин должно с самого начала указывать на положительные отношения и связи, существующие между этими двумя величинами. Аналогичные намерения имел когда-то при рассмотрении той же темы о civitas coelestis и terrena Августин, Цвингли говорил о божественной и человеческой справедливости. Кроме того, двойное использование понятия "община" с самого начала должно обратить внимание на то, что в "Церкви" и в "государстве" мы имеем дело не только и не в первую очередь с институтами и службами, а с людьми, которые объединены в "совместном бытии" для решения и служения совместным задачам. Интерпретация слова "Церковь" как "общины" стало по праву вновь известно и распространено в последние десятилетия. Противопоставленное выражению "христианская община" заимствование "гражданская община" должно всегда напоминать христианам о том, что "общины" существуют и всегда будут существовать также вне их собственного круга - в государстве, в политической общине: в швейцарской деревне часто собираются в той же пивной в рамках личностного союза жилищная, гражданская и христианская община. "Христианская община" (Церковь) является коллективом тех людей определенной местности, региона, страны, которые как "христиане" были среди прочих особенным образом призваны и объединены посредством познания и ради исповедания Иисуса Христа. Делом, смыслом и целью этого "собрания" (ekklesia) является общая жизнь этих людей в едином Святом Духе, - т.е. в повиновении единому слову Божьему в Иисусе Христе, которое они все слышали, но желают и жаждут слышать вновь, которое они обязаны передавать дальше, - их жизнь как членов тела, главой которого является Иисус Христос. Эта жизнь христианской общины всегда представляется внутренне как единая вера, единая любовь, единая надежда, которыми движимы и несомы все ее члены, и внешне - как общее вероисповедание, на котором все они стоят, как их совместно признанная и осуществляемая ответственность за возвещение имени Иисуса Христа всем людям, как их совместное поклонение и благодарение. Осуществляя это дело, каждая отдельная христианская община является как таковая экуменической (соборной), т.е. солидарной вплоть до единства с христианскими общинами всех других деревень, местностей и стран. "Гражданская община" (государство) является общностью всех людей местности, региона, страны постольку, поскольку они объединены единым правовым порядком, одинаково действительным и обязательным для всех и каждого, защищаемым и осуществляемым посредством принуждения. Делом, смыслом и целью этого совместного существования (делом polis'а, политической задачей) является сохранение как внешней, относительной и преходящей свободы индивидуума, так и внешней, относительной, преходящей свободы их общества и в этом отношении обеспечение внешней, относительной, преходящей гуманности их жизни и совместного сосуществования. Тремя основными формами, в которых происходит это сохранение являются: законодательство, в котором должен быть зафиксирован действительный для всех правовой порядок, правление и управление, в которых он должен практически применяться, и правосудие, с помощью которого должно принимать решения об их действии в конфликтных и сомнительных случаях.

2.

Если от христианской общины мы переведем взгляд на гражданскую общину, то прежде всего нам бросится в глаза то различие, что там христиане как таковые не находятся больше только между собой, а находятся вместе с не-христианами (или сомнительными христианами). Гражданская община объединяет всех людей соответствующего региона. И таким образом, у нее нет общего для всех сознания своего отношения к Богу. Поэтому этот фактор не может составлять элемент установленного и действующего в ней правового порядка. Поэтому в ее делах нельзя обращаться ни к Слову, ни к Духу Божьему. Гражданская община как таковая духовно слепа и невежественна. Она не имеет ни веры, ни любви, ни надежды. Она не имеет ни вероисповедания, ни обращения. В ней не совершают молитв и в ней люди не являются братьями и сестрами. В ней можно только спросить, как спрашивал Пилат: "Что есть истина? Ибо любой ответ на этот вопрос отменял бы ее предпосылку. "Терпимость" есть в "религиозном" отношении - "религия" является здесь последним словом для обозначения того "иного" дела - ее последняя мудрость. Именно поэтому она имеет также только внешние, только относительные, только преходящие цели и задачи. Именно поэтому она обладает, но она также обременена и обезображена тем, от чего христианской общине согласно ее сущности можно отказаться: физической силы, "светской руки" для того, чтобы в качестве объединения всех находящихся в ее сфере противостоять с помощью угрозы и применения насилия всем остальным. Именно поэтому ей не хватает того, что важно христианству: экуменической широты и свободы. Polis имеет стены. Во всяком случае до сегодняшнего дня фактически всегда существовали только более или менее определенные, ограниченные друг от друга местные, региональные, национальные и в качестве таковых конкурирующие и конфликтующие друг с другом гражданские общины (государства). И именно поэтому она существует без страховки и коррективы по отношению к опасности либо пренебречь самой собой и своим порядком, либо установить себя абсолютно и, таким образом, в обеих случаях разрушиться и прекратить существование. Действительно нельзя, глядя из церкви на государство, не заметить, насколько более слабым, недостаточным и угрожаемым образом сосуществуют люди в этой другой "общине".

3.

Но не следует слишком долго задерживаться на этой постановке вопроса. Согласно пятому тезису барменской "Богословской декларации" (1934), "в нашем еще не спасенном мире" находится также и христианская община, и среди проблем, касающихся государства нет ни одной, которая каким-либо образом не касалась также церкви. Ведь христиан и не христиан, настоящих и сомнительных христиан издалека нельзя четко отделить в ней друг от друга. Разве в божественном причастии не принимал участия также Иуда, предатель? Осознание Бога - это одно, а жизнь в Боге - совсем другое. Слово и Дух Божий являются в христианской общине столь же не наличными величинами, как и в гражданской общине. Ее исповедание веры может закоснеть и стать пустым, ее любовь остыть, ее надежда может быть повергнута в прах, ее весть увянуть и даже совсем умолкнуть, ее молитва и благодарение стать просто формальностью, ее общность измельчать и распасться. Ведь церковная община тоже не "имеет" ни веры, ни любви, ни надежды. Существуют мертвые церкви, и, к сожалению, не приходится долго оглядываться, чтобы увидеть такие. И если Церковь, как правило, отказалась от использования физического насилия и таким образом не пролила крови, то возможно это было основано только на том, что она не имела такой возможности: в любом случае и в ней никогда не было недостатка борьбы за позиции власти. Кроме того, местные, региональные и национальные различия ее способа существования были и остаются наряду с другими глубоко проникающими центробежными факторами достаточно сильными, а центростремительные силы достаточно слабыми, чтобы поставить в широком и радикальном смысле требование единства христианских общин между собой и таким образом сделать желательным и необходимым некое "экуменическое движение". Таким образом, не существует оснований, чтобы на гражданскую общину смотреть сверху вниз с высоты христианской общины.

4.

Однако еще важнее положительное отношение, которое возникает из того, что конститутивные элементы гражданской общины являются свойственными и неотъемлемыми также и для христианской общины. Само название и понятие ekklesia является заимствованием из политической сферы. Даже христианская община живет и действует в рамках обязательного для всех ее членов правового порядка, "церковного права", которое хоть и не может быть самоцелью для нее, но на которое, как на "знак господства Христа" (A. de Quervain, Kirche, Volk und Staat, 1945, стр. 158), ей нельзя не равняться. Христианская община также существует как politeia с определенными властями и службами, формами сообществ и разделением труда. Все, что в государственной жизни является законодательной или исполнительной властью, юстицией, имеет также и в церковной жизни свои четкие параллели, как бы свободно и неопределенно они здесь не складывались, и как бы "духовно" они здесь не обосновывались и не подразумевались. И если христианская община объединяет и не всех людей, а только христиан, которые осознают себя христианами и в большей или меньшей степени хотят быть истинными христианами, то все же она, являющаяся "светом мира", устремляется от этих многих или немногих ко всем людям. По отношению к тем она исповедает веру, к ним относится порученное ей благовестие. Служение всему народу в незначительной или в крупной местности, регионе, стране является смыслом ее существования не меньшим, чем в гражданской общине. В 2. Тим. 2, 1-7 мы читаем, что именно Бог, которому угодно и приятно, чтобы христиане вели спокойную и размеренную жизнь в своем благочестии и благопристойности, хочет, чтобы оказывалась помощь всем людям и те пришли бы к осознанию истины, и что именно поэтому христиане должны молиться за всех людей и в особенности за "царей", т.е. за тех, кто в государственной (объединяющей всех людей) сфере является носителями особой ответственности. В этом смысле христианская община существует не аполитически, а политически. Еще следует добавить, что обет и надежда, в которых христианская община имеет свою постоянную цель, по недвусмысленным указаниям Нового Завета состоит как раз не в вечной церкви, а в построенном Богом, сходящем с небес на землю полисе,* в свете которого блуждают народы и в который цари земли внесут свое величие (Отк. 21, 2. 24), в божественной politeuma (Фил. 3, 20), в basileia Бога, в судебном решении принимающего его трон царя Иисуса (Мат. 25, 31 и далее). С этой точки зрения можно и нужно в таком случае говорить именно о, в конечном счете, высоко политическом значении существования христианской общины.

5.

И вот, именно христианская община знает о необходимости особого существования гражданской общины. Она знает, что все люди (не христиане и христиане!) нуждаются в том, чтобы иметь "царей", т.е. находиться в рамках защищенного превосходящими силой и властью, внешнего, относительного и временного правового порядка. Она знает, что завещанная ей форма, проявляющаяся в своей подлинности, первоначальности и окончательности, является вечным Царством Божьим и вечной справедливостью его благодати. Она сама первоначально и ультимативно провозглашает себя в этой вечной форме. Однако она восхваляет Бога за то, что "в еще не спасенном мире" она тоже имеет некую внешнюю, относительную и временную форму, в которой она даже при условии самого неполного и замутненного познания Иисуса Христа, фактически даже без него, остается действительной и действенной. Эта внешняя, относительная, временная, но не бездейственная и не безрезультативная форма правового порядка и является гражданской общиной. Христианская община, и во всей серьезности - только она, знает о необходимости последней. Зная о Божьем Царстве и милости, она знает и о гордыне людей и ее просто разрушительных последствиях. Она знает, как опасен человек и как он сам себе угрожает. Она знает его как грешника, т.е. как существо, которое постоянно намеревается открыть шлюзы, через которые, если бы этому не препятствовали, должен был бы прорваться Хаос, Ничто и положить конец своему времени. Она может понимать время, которое ему отпущено, только как "время благодати" в двойном смысле: как время, которое дано ему, чтобы осознать и принять благодать Божью, и как время, которое именно для этого дано ему милостью Божьей. Она сама, христианская община, существует в этом отпущенном человеку времени: в пространстве, в котором временная жизнь человека все еще защищена от хаоса, хотя для него уже давно должен бы был наступить срок. Видимые средства этой защиты она открывает в существовании гражданской общины, в факте имеющихся в государственном бытии усилий в направлении внешней, относительной, временной гуманизации человеческого бытия в предотвращении худшего, которое обеспечивается посредством того, что для всех (для христиан и не христиан: и те и другие нуждаются в этом, ибо опасная для людей гордыня живет в них обоих) существует политический порядок, при котором (смотри каждый, где стоишь!) плохих наказывают, а хороших вознаграждают (Рим. 13, 3; I. Пет. 2, 14). Она знает, что без него не было бы даже христианского порядка. Она знает и благодарит Бога за то, что она может существовать - как внутренняя сфера внутри следующей (ср. O. Cullmann, Konigsherrschaft Christi und Kirche im Neuen Testament, 1941) - под защитой гражданской общины.

7.

Церковь должна оставаться Церковью. Cуществуя как внутренняя сфера Царства Христова, она должна так и остаться при своем. Христианская община имеет задачу, которую у нее не может взять гражданская община и которую она со своей стороны никогда не будет выполнять в таких формах, как гражданская община свою. Не на пользу гражданской общины пошло бы, если бы христианская община в целом захотела бы, например, последовать совету Р. Рота и, таким образом, упустила бы категорически предписанную ей особую задачу. Она провозглашает господство Иисуса Христа и надежду на грядущее Царство Божье. Гражданская община этого не делает, ей не нужно передавать эту весть, она может только надеяться, что ей сообщат ее. Она не в состоянии апеллировать к авторитету и милости Божьей, она может только надеяться, что это будет совершаться в другом месте. Она не молится, она может лишь надеяться, что за нее молятся. Она слепа по отношению к "откуда?" и "куда?" человеческого существования, о внешнем, относительном и преходящем ограничении и сохранении которого она должна заботится; она может лишь надеяться, что в другом месте существуют видящие глаза. Она принципиально не может ставить вопрос о человеческой бездне, и она не знает определенной защиты от грозящего оттуда хаоса, она может только надеяться, что в этом отношении в другом месте существуют окончательные познания и слова. Мышление и язык гражданской общины по необходимости колеблется между чересчур детским оптимизмом и чересчур мрачным пессимизмом по отношению к человеку - само собой разумеется, она ожидает от каждого лучшего, чтобы потом также естественно заподозрить каждого в худшем! - она рассчитывает на то, что ее антропология будет откуда-то извне радикально превзойдена и вместе с тем будет также относительно оправдана и ей определят место. Прекращение особого существования христианской общины решительно не возможно потому, потому что до такого можно дойти только в акте наивысшего неповиновения христиан Христу. Однако оно не возможно еще и потому, что тогда замолк бы голос последней единственной надежды и помощи, который необходимо слышать оттуда всему народу.

8.

Выполняя свою собственную задачу, христианская община как раз участвует в задаче гражданской общины. Веря и в Иисуса Христа и провозглашая Иисуса Христа, она верит и провозглашает того, кто является как господином Церкви, так и господином мира. И ее члены, принадлежа к тому внутреннему кругу, автоматически принадлежат также к внешнему, т.е. они со своим указанным им делом веры, любви и надежды не могут остановится на границе этих двух сфер, несмотря на то, что их форма по эту и по ту сторону будет различной в соответствии с различными задачами. В пространстве гражданской общины христианская община солидарна с миром и она должна решительно вносить эту солидарность в дело. Христианская община молится за гражданскую общину. Она делает это именно потому, что гражданская община как таковая не имеет обыкновения молиться. Однако молясь за нее, она берет на себя ответственность за последнюю перед Богом; она не стала бы этого так настойчиво делать, если бы, молясь, она не имела на это своих причин, если бы она, именно молясь за нее, также активно не работала на нее. В том и состоит ее активное выступление за гражданскую общину, что она считает ее власть обязательной и обязывающей для себя как результат Божественного порядка, что она также признает ее порядок разумным и правильным для себя. Это активное выступление состоит в том, что она, по словам апостола (Рим. 13, 1a), при всех обстоятельствах (и таким образом в тех политических формах и реальностях, с которыми она должна иметь дело конкретно) "подчиняет" саму себя делу гражданской общины. В библейском переводе Лютера сказано о "подданстве" и тем самым о чем-то опасно другом, чем община. Общинность заключается как раз не в том, чтобы христианская община и христиане предлагали гражданской общине или ее функционерам максимально возможное слепое верноподданническое послушание, а, согласно Рим. 13, 6, в том, чтобы они делали все требуемое для обоснования, сохранения и утверждения гражданской общины и для осуществления ее задачи на том основании, что они, хотя и являются христианами и имеют отчизну где-то в другом месте, все же существуют и в этой внешней сфере, ибо Иисус Христос является центром и этой внешней сферы, и они, таким образом, ответственны за ее состояние. "Подчинение" означает выполнение этой совместной ответственности, в которой христиане и не-христиане принимаются за общие задачи и подчиняются одним и тем же правилам. Подчинение считается так или иначе, хуже или лучше представленным делом гражданской общины и потому именно ее, что она также (и, таким образом, не только дело христианской общины, но и ее дело!) является делом единого Бога. Ап. Павел прояснил в Рим. 13, 5, что "подчинение" является не факультативным, а необходимым, и необходимым не только по причине "Божьего гнева": не из законного страха перед неизбежным в ином случае конфликтом с некой темной заповедью Бога, а "из совести": в ясном евангельском сознании о Божественной милости и терпении, которое проявляется также в существовании государства и, таким образом: в полной ответственности христиан перед откровением воли Бога, следуя исходящему из свободного сердца повиновению, которое христианин оказывает ей здесь в пространстве Церкви, хотя здесь - с другой целью, чем там (он дает царю - царево, а Богу - Божье, Мат. 21, 22).

9.

Христианская община, взяв на себя ответственность за гражданскую общину, не должна предлагать различным политическим образованиям и реальностям некую необходимо ей присущую теорию. Она не в состоянии выставлять некое учение как христианское учение о справедливом государстве. Она также не в состоянии ссылаться на уже проведенное осуществление совершенного государства или проектировать создание такового. Существует только одно тело Бога, рожденное из воспринятого в вере слова Божьего. Таким образом, не существует некоего соответствующего христианской Церкви христианского государства, никакого дубликата Церкви в политическом пространстве. Ибо если государство, как результат Божественного порядка, как явление одной из констант Божественного Провидения и управляемой им мировой истории находится в Царстве Божьем, то это не значит, что Бог как таковой будет явлен в государственном сообществе, что в Него будут верить и Его признавать. Имеющее место в существовании государства воздействие Божественного порядка заключается в том, что в нем "в пределах человеческого благоразумия и человеческих возможностей" на людей (не зависимо от откровения Бога и их веры) фактически возлагается забота о временных правах и временном мире, о внешней, относительной, преходящей гуманизации человеческого существования. В соответствии с этим различные политические формы и системы, изобретенные человеком, не имеют как таковые характера откровения, не могут быть таковыми опознаны и, таким образом, также не могут претендовать на веру. Беря на себя ответственность за гражданскую общину, христианская община участвует - исходя из Божественного откровения и своей веры, - в человеческих вопросах о лучшей форме и самой целесообразной системе политического существования, но она также сознает границы всех политических форм и систем, изобретенных людьми (в том числе находимых при ее собственном участии), она поэтому будет остерегаться представлять некую политическую концепцию, даже если бы она была "демократическая", как христианскую по отношению к другим. Провозглашая Царство Божье, она в отношении всех политических концепций высказывает свои надежды, но также и ставит свои вопросы. И это в том числе и прежде всего относиться к политической практике. Даже когда она будет по отношению к ней одновременно и более снисходительной и более строгой, и более терпеливой и нетерпеливой, чем участвующие в деле не-христиане, то все же она никогда не может считать эту практику совершенной и, таким образом, смешивать ее с Царством Божьим, ибо все это осуществляется только на основе человеческого благоразумия и в рамках человеческих возможностей. Она ждет, не взирая на уже осуществленные политические практики и те, что будут осуществлены, того "града, который имеет одну основу, строителем и создателем которого является Бог" (Евр. 11, 10). Она доверяет и подчиняется не политической форме и не политической реальности, а силе Слова, посредством которого Бог оправдывает все дела (Евр. 1, 3; Barmer These 5), в том числе и политические.

10.

Однако именно в этой свободе она делает себя ответственной за форму и реальность гражданской общины не так или иначе, а в совершенно определенном смысле. То, что она могла бы вообще могла бы относиться к политике индифферентно, мы уже определили как возможность исключенную. Но и по отношению к различным политическим формам и реальностям не может быть христианской индифферентности. Церковь "напоминает о Царстве Божьем, о Божьих заповедях и справедливости, и вместе с тем об ответственности правящих и тех, кем правят" (Тезисы Барменской декларации, 5). Это означает, что христианская община и отдельный христианин многое могут понять в политическом пространстве и сделать на своем месте - в крайнем случае все принять и претерпеть. Но то, что они многое могут понять и все стерпеть, не имеет еще ничего общего с требуемым от них "подчинением", т.е. с возложенной на них ответственностью в этом пространстве. Их совместная ответственность состоит в том, что они в этом пространстве хотят от Бога, и в том, на что они в этом пространстве должны решиться перед Богом. Они должны, ибо именно к их желанию и решению в противоположность к их пониманию и терпению относится то, что это будет иметь совершенно определенное направление, относительно которого хотя снова и снова в деталях требуется обсуждение в христианской общине, но суть дела которого не является предметом дискуссии и которое нельзя сделать предметом уступок и компромиссов. Христианская община "подчиняется" гражданской общине, когда она, измеряя масштабом своего познания Господа, который является Господом всего, различает (проводя различия "по совести" в сфере внешних, относительных, преходящих возможностей этой внешней сферы!) справедливое и не справедливое государства, т.е. смотря по обстоятельствам лучше или хуже представленные политическую форму и реальность, порядок и произвол, господство и тиранию, свободу и анархию, общность и коллективизм, право личности и индивидуализм, различает государство по Рим., 13 и по Откр., 13. В соответствии с этими различиями в вопросах, возникающих для обоснования, сохранения и осуществления государственного порядка, она судит в зависимости от случая и от ситуации. И согласно ее определенной таким образом оценке в зависимости от случая, в зависимости от ситуации она будет выбирать и желать это (справедливое, т.е. смотря по обстоятельствам, лучшее государство), и не выбирать и не желать другое (несправедливое, т.е. смотря по обстоятельствам, худшее государство). И согласно этому выбору или не-выбору, желанию или не-желанию, здесь она будет содействовать, а там сопротивляться. Именно при помощи этого - исходящего из ее собственного центра и признанного в своем всеохватывающем значении - различения, оценки, выбора, желания и содействия, именно в практических решениях, необходимых с точки зрения этого центра и движущихся в заповеданном ей направлении, христианская община осуществляет свое "подчинение", свою совместную ответственность по отношению к гражданской общине.

11.

 ΛΛΛ     >>>   

Таким образом
Каким-либо образом
Библиотека

сайт копирайтеров Евгений