Пиши и продавай! |
Как-то раз наша команда была проездом в одном городке, где на каждом углу висели рекламные плакаты информирующие о христианской конференции в этом городе. Насколько я понял, в первоначальных планах руководителей миссии не было запланировано посещение этого мероприятия, и присутствие нашей делегации на нём оказалось чем-то вроде заполнения пустот в плане путешествия. Таким образом, оказавшись на данном форуме, мы мягко говоря, не совсем представляли, что нас ожидает. Прежде чем изложить суть происшествия я бы хотел сделать важную заметку. Делегация наша состояла в основном из доперестроечных служителей пятидесятнических и баптистских церквей, и я был в ней едва ли не единственным сталкивавшимся вплотную с харизматическими практиками. То, что происходило на этом служении, удивило даже меня, видавшего виды в этих вопросах.. Для большинства же братьев это был настоящий литургический шок. При этом стоит учесть, что события происходили в 1993 году, когда харизматическое движение только ещё начиналось на территории свежеразвалившегося СССР. Конференцию, проводившуюся в этом небольшом городке организовал некий американец, с целью распространения духовного «огня» в Европе. На это мероприятие, как я понял, съехались несколько сотен человек из харизматических общин Швеции, имея великое желание нечто пережить. Проповедь американца была очень проста. Её основой была фраза: «Больше Духа», повторяемая сотни раз вперемешку со стуками барабанов и восклицаниями проповедника. Сразу хотел бы оговорится для тех, кто убеждён, что ритмичный стук барабанов непременно производит демоническо–шаманный результат. Моё религиоведческое образование и пасторский опыт убеждает, что эти сравнения не имеют под собой никакого основания. Центром происходившего, вне всяких сомнений, было желание собравшихся пережить Бога. Но формы, которыми они пытались это делать, только-только входили в моду и посему шокировали непосвящённых. Минут через пять, после того, как проповедник начал свою «проповедь» первые люди в зале уже лежали на полу. Минут через десять раздался первый «святой смех», и ещё через пять минут в зале «хохотали» уже пару десятков человек. «Больше Духа» вновь и вновь взывал проповедующий и люди, в основном молодые, продолжали углубляться в «духовные» переживания. К концу первого часа в зале не осталось почти никого, кто бы не ушёл в «дух» тем или иным способом. Около четырёх сот людей валялись на полу переживая «духовные» благословения. Была в этом зале лишь одна проблема – русская делегация. Подобно островку в бушующем неолитургическом море посреди зала в полном недоумении сидело наше братство. Никто из нас не упал, и смеялись не так уж многие. Если у кого и прорывался смешок, то уж точно не по той причине, по которой полагалось в соответствии с режиссурой организатора. Эту картину нужно было видеть. Мы чувствовали себя весьма неловко оказавшись в этом служении единственными людьми «отставшими» от духовной моды. Ощущение было подобно тому, как будто бы мы оказались на служении в ортодоксальной церкви в коротких шортах. Братья и сёстры с недоумением взирали на разлёгшихся на полу христиан, а шведы в ответ с подозрением посматривали на островок «отставших от пика моды» россиян. Проповедник пару раз попытался исправить неловкость положения, желая «благословить» нашу старую кацапо - хохляцкую гвардию, но встретившись взглядом с парой братьев, по-видимому решил «рук поспешно не возлагать». Оказавшись в столь неудобном положении наш островок решил выбираться из середины зала к выходу, что признаться было не так просто сделать. Похлопывая по плечам., растаскивая руками или даже слегка разгребая ногами людей разлёгшихся в проходах мы пробирались в коридор. Потом был вечер, в течении которого мы долго спорили об увиденном. И как обычно мнения разделились. Не стану скрывать, что мне тяжело было убеждать братьев в том, что демоны здесь не причём, и что речь идёт лишь о духовной моде от которой мы просто «подотстали». ПОДВОДЯ ИТОГ РАЗГОВОРУ О НЕСТАНДАРТНЫХ ПРАКТИКАХ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК В ХАРИЗМАТИЧЕСКИХ ОБЩИНАХ, Я ЕЩЁ РАЗ ХОЧУ ПОВТОРИТЬ. УБЕЖДЁН, ЧТО В ЭТИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО НЕ С ДЕМОНАМИ И НЕ С БОЖЕСТВЕННЫМИ ФОРМАМИ. КОРЕНЬ В ЭТИХ СЛУЧАЯХ - ЖЕЛАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕЖИВАТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. ПЛОД – ЗАВИСИТ ОТ ИСКРЕННОСТИ И ПОСТОЯНСТВА ЭТОГО ЖЕЛАНИЯ, НО НИКАК НЕ ОТ ФОРМ ПРАКТИКУЕМЫХ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ.
ГЛАВА 7.СВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – НАУКА СИРОТА Разговор в исполкоме Недавно у меня состоялся непростой разговор с человеком, который в нашем горисполкоме отвечает за работу с религиозными общинами. Эта милая женщина, побывав на богослужении одной из церквей, была не на шутку напугана, столкнувшись с практикой падений во время молитвы. «Это же магия!» - уверяла она меня, ссылалась в качестве аргумента, на мнения психологов, которые приглашались для сбора компромата на служения харизматических общин в Киеве, и вынесли столь суровый вердикт. Не претендуя на учёную степень в психологии, я как религиовед осмелюсь заметить, что психология, как и любая гуманитарная наука весьма субъективна и её оценка в значительной степени зависит от изначальной установки того, кто оценивает. Мирская психология вообще, будучи наукой о душе, оторвавшейся от Бога, находится в весьма жалком положении. Не будучи оплодотворённой богословием, современная психотерапия сплошь и рядом не лечит а калечит души. Даже наблюдая поверхностные процессы, происходящие в человеке, эта наука – сирота больше ставит вопросов, - чем даёт ответов. И уж тем более в понимании того, что происходит с человеком во время религиозных практик, психология вынуждена замолчать. Что бы хоть немного приблизится к истине в этих вопросах далеко недостаточно перечислить внешние симптомы. Что бы выставить оценку духовному явлению, необходимо, как минимум, понимать внутреннюю мотивацию верующего и догматические убеждения лежащие в основе его действий. По этой причине мирской психолог в лучшем случае навешает словесных штампов из словаря «воинствующего атеиста» издания 30 – х годов прошлого века. Когда же христианские психологи, понимающие эти факторы, оценивают эти практики, они подтверждают, что здесь нет ничего магического, и что речь идёт именно о духовных практиках, никоим образом не связанных с насильственным отключением воли и рассудка человека. В России и в том же Киеве, когда противники новых церквей, сторонников «падений» инициировали судебные процессы, на доводы неверующих психологов находились прекрасные контраргументы верующих специалистов в этой же области. Таким образом, мы должны признать, что гуманитарно-атеистические ассы не имеют возможности здраво оценить эти явления. Вовлекая эту старую гвардию во внтренний христианский диспут, стоит помнить, что с их точки зрения практики любого православного монастыря, как и в целом религия, являются психологическим комплексом, от которого надо лечить. Меня весьма огорчают те факты, когда христиане других конфессий, не признающие харизматическую моду, к своему богословскому противостоянию присоединяют мнения светской науки. Убедительным это выглядит только для мира и для них самих, с учётом их поверхностной образованности. ТЕМ ХРИСТИАНАМ, КОТОРЫЕ, ПУТАЯ ГРЕШНОЕ С ПРАВЕДНЫМ, НАГОВАРИВАЮТ ЛИШКУ НА ХАРИЗМАТОВ, ВПРЯГАЯСЬ В ОДНУ УПРЯЖЬ С МИРСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ, Я БЫ РЕКОМЕНДОВАЛ ПООБЩАТЬСЯ С ОППОНЕНТАМИ ЛИЧНО. СРЕДИ МОИХ ДРУЗЕЙ ДЕСЯТКИ ХРИСТИАН, КОТОРЫЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ЭТИ «НЕ СВЯТЫЕ» ДЛЯ МЕНЯ ПРАКТИКИ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ЯВЛЯЮТ ПОСВЯЩЕНИЕ ХРИСТУ И ПРИНОСЯТ ПЛОДЫ ДЛЯ ЦАРСТВИЯ ЕГО. Рекомендую вам, дорогие братья критики, не увлекаться союзами с гуманистами, и не заигрывать с ними, впрягаясь в тандем с «лжеимённым знанием» и выступая против детей Божьих.
ГЛАВА 8. ШОУ - ЭТО ХОРОШО ИЛИ ЭТО ПЛОХО? Прощальное обращение к своим оппонентам Когда человек падает на пол или закатывается смехом, когда проповедник бросает пиджак в ряды прихожан и кто-то свидетельствует о том, что после его примерки исцелён, т.д. – это выглядит весьма эффектно и от данного действа дух захватывает у непосвящённого в тайны духовных явлений. Проповедник обретает ореол величия в глазах духовных младенцев, причём размеры этого ореола прямо пропорциональны количеству человек оказавшихся в горизонтальном положении на полу. Тот же, кто упал так же набирает баллы в глазах окружающих, по шкале духовности, ибо зрителю кажется, что подобное переживание непременно связанно с неким Божьим благословением. Этому причиной служит особая активность демонов в присутствии помазания святого духа демонов христиан |
|
|
|