Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

III. 36

'* Бастиан Адольф (1825 — 1905) — немецкий ученый, один из основоположников
сравнительной этнографии, исследовавший также «элементарные» религиоз-
ные идеи.

2" Имеется в виду «миграционистская» концепция Г. Эллиота-Смита (1871 — 1937)
и У.-Дж. Перри (ум. 1949), выводивших солярный культ и вообще все дости-

 

Каммснтарии 439

жения цивилизации из Древнего Египта, откуда они разносились по миру ми-
грантами - «детьми солнца» (см.: Токаре» С. А. История зарубежной этногра-
фии. М„ 1978. С. 164 и ел.). '

•'" Увлечение лунарной и солярной символикой было характерно для культуроло-
гии первой половины XX в., включая психоаналитическое направление с его
апелляцией к «коллективному бессознательному» и т. п.; ср. недавно изданные
по-русски работы К. Кереньи и К.-Г. Юнга в кн.: Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть
архетипов. Киев, 1996.

4' См. ниже, коммент. 17 к § 45.

Связь Солнца с миром мертвых и, соответственно, с преисподней, царством
тьмы и т. п., характерна для архаичных космологических представлений о све-
тиле, погружающемся на ночь в преисподнюю. Ср. ниже, коммент. 8 к § 41.

III. 38

"' Культ Ворона характерен для палеоазиатских народов, культ Орла — для дру-
гих народов Сибири (см.: Штернберг Л. Я. Культ орла у сибирских народов //
Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С. 112- 126) и индейцев
Америки. Главная мифологическая функция Орла — связь между земным и
небесным миром (Иванов В. В.. Топоров В. Н. Орел // Мифы народов мира. Т. 2.
С. 258 - 260): в этом контексте он может быть и символом Солнца.

Ш.39

7 Такое влияние, сколь бы оно ни казалось неправдоподобным, нельзя исклю-
чить априори. Часто полагали, что некоторые аспекты индийской религиозной
жизни (ритуалы, связанные с землей и похоронами, почитание змей, символы
половых органов и т. д.) можно объяснить через влияние неарийских абориге-
нов. Точно таким же образом считалось возможным оказание первобытными
людьми подобного воздействия на людей цивилизованных. В последнее время,
однако, некоторые этнологи отрицают, что у наиболее примитивных индий-
ских аборигенных племен (в частности, у мунда) когда-либо существовали ор-
гнастические культы, равно как и то, что индоевропейцы могли позаимство-
вать у них эти культы.

06 отношениях индоевропейских пришельцев и местных дравидских и дру-
гих племен в древнейший период см.: Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в
древности. М., 1985. С. 66 и ел.

Ш.41

Тотемические верования австралийцев не связаны с процессами «соляри-
зации» и тем более монополизации власти неким Верховным существом: на-
против, Солнце (и Луна) являются тотемическими классификаторами, обо-
значающими ту или иную человеческую группу, наряду с другими «равно-
правными» тотемическими символами — зооморфными, астральными и т. п.
Даже в Египте, стране гипертрофированного солярного культа, по наблюде-
ниям М. Э. Матье, в разнообразных обликах «Солнца-победоносца из-под
звериного или птичьего образа ясно проступают черты древнейших тотеми-
стических культов» (Древнеегипетские мифы. М.; Л., 1956. С. 35; о тотемиз-
ме см. коммент. 5 к § 12).

Ш.42

"' Ср. самый знаменитый мегалитический памятник в Европе- Стонхендж в
Британии, являющийся первобытной обсерваторией: Вуд Дж. Солнце, луна и
древние камни. М., 1981.

 

440 Комментарии

1С" Уже отмечалось (ср. выше: коммент. 8 к §41), что для Австралии (как и для
других регионов) не характерна непременная связь инициации с солярным
культом.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 8 народов
Представления о байаме
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 2 бронтон
370 стоящий лес 344 страна мертвых 169 ступа 341 культура сварадж

сайт копирайтеров Евгений