|
<<< ΛΛΛ >>>
"' Почитание того или иного божества в качестве верховного в зависимости от кон-
кретной ситуации, равно как и множественность воплощении одного и того же
божества, контаминации его образа с образами (и функциями) других богов ха-
рактерны для политеистических религий. Ср.: Франкфурт Г. и др. В преддверии
философии. С. 60 — 61 и др.
12" Об эволюции погребального культа в связи с культами Ра и Осириса см.: Коро-
стовуев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1973. С. 63 и ел.
III. 44
13' Традиционное для эволюционистской этнографической науки различение матри-
архальных, как наиболее архаичных, и патриархальных обществ было дополне-
но, в частности, построениями Л. Фробениуса и др. исследователей (оказавших
влияние на Элиаде), относивших традиционные земледельческие культуры к
матриархальным, связанным с хтоническим культом Великой богини и т. п., ско-
товодческие (в том числе индоевропейские) — к патриархальным, где господство-
вал культ вождей. Небесного бога и т. п. Реально «матриархат» (материнско-
родовой строй) был связан не с властью женщин и господством хтонических
культов, а с матрилинейным счетом родства. Уже в самых архаичных обществах,
включая австралийское, матрилинейный счет родства мог сочетаться с патрили-
нейным.
1<" Гелиос — сам порождение титана Гипериона, брат Богини Луны Селены, естест-
венно связан, как и всякое солярное божество, с представлениями о земном
плодородии и преисподней (через воды Океана, куда Гелиос спускается ночью
в золотой ладье). Ср. другое солярное Божество греческой религии — Аполло-
на, наделенного функциями смертоносного Бога: его смертоносные стрелы
разносят чуму; А. Ф. Лосев предполагает даже мотив людоедства (во всяком
случае, человеческих жертвоприношений) в связи с культом Аполлона (Антич-
ная мифология. С. 294 и ел.), что напоминает о североамериканских образах
Солнца и его сестер-людоедок: все эти функции солярных образов становятся
понятными, если отвлечься от их «чистой солярной» природы и обратиться к
мифологической структуре в целом (ср.: Леви-Строс К. Первобытное мышле-
ние. С. 363).
^ Ш.45
15' Представление о Солнце как иерофании Верховного существа в первобытных
обществах (начиная с австралийского) — явное преувеличение в концепции
Элиаде, очевидно связанное с теорией прамонотеизма В. Шмидта. С. А. Тока-
рев, учитывая разнородный характер отношения к Солнцу как к сверхъестест-
венному существу в первобытных обществах, считал, что эти данные вообще
не могут объединяться под одной «рубрикой»: культ Солнца не может выде-
ляться как самостоятельная «форма религии», в отличие от тотемизма, культа
предков и т. п. (см.: Ранние формы религии. М., 1990. С. 30 — 32).
"** Амбивалентность солнечного божества в индийской традиции, как и во многих
других, связана с противопоставлением дня и ночи, света и тьмы. Митры и Ва-
руны, глазом которых является Сурья в цитируемом гимне «Ригведы»: дневной
путь солнца — сфера Митры, ночной — Варуны (см. рус. издание: Ригведа.
Мандалы I — IV. С. 140, коммент. на с. 611).
Комментарии 441
"' Мотив безногости Солнца в цитируемом гимне «Ригведы» свидетельствует
скорее не о змеиной природе светила, а о его исходной неподвижности — Вару-
на создал путь для Солнца и приставил ему ноги (Ригведа. Мандалы I — IV.
С. 29). Соответственно, и представления о демонической природе Солнца, от-
носимого к классу асура, преувеличены: при том, что в индийской традиции
(как и в других политеистических традициях) природа всякого божества амби-
валентна (и сам главный враг демонов Индра может включаться в класс асу-
ра), главной функцией солнечного божества остается устроение космического
порядка (регулярная смена дня и ночи - ср. РВ П, 38) и противостояние силам
Хаоса и мрака. Небеса Савитара противопоставлены небу Ямы — Бога загроб-
ного мира (РВ I, 35, 6).
18' Миф о воссоединении прокомментирован в т. 1 наст. изд.
Ш.46
ю' Как уже отмечалось (коммент. к § 4, гл. I), стремление усмотреть в ритуаль-
ных предметах прототип бытовых свойственно концепции Элиаде: колесницы
были важнейшим транспортным средством, способствовавшим миграциям и
военным предприятиям индоевропейцев, что нашло отражение в лексике пра-
индоевропейского периода (см.: Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропей-
ский язык и индоевропейцы. Т. 2. С. 717 — 738).
20' Солярные символы широко использовались при отправлении аграрных куль-
тов — ср., в частности, карнавальную колесницу, подробно исследованную в ци-
тируемой работе О. Альмгрена, использование колеса в масленичных обрядах у
славян, сравнительный индоевропейский материал приведен еще у
А. Н. Афанасьева в кн. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 1. С. 207
и ел. — репринтное воспроизведение. М., 1994, и т. п.
Глава IV
IV. 47
'" О малой правдоподобности лунарной (и солярной) символики в палеолите см.
выше, коммент. 42 к § 28.
^ IV. 48
2* Имя ацтекского божества Теккистекатль буквально означает «находящийся в
морской раковине»: согласно мифу, он испугался жара костра и не стал Богом
Солнца, превратившись в Бога Луны - Мецтли {Кинжалов Р. В. Тонатиу //
Мифы народов мира. Т. 2. С. 518).
•)" Лунный календарь определял жизнь человека и коллектива в архаических
обществах: см. о славянских представлениях статьи С. М. Толстой «Луна» и
«Лунное время» в словаре «Славянская мифология». М., 1995. С. 245 — 248.
<<< ΛΛΛ >>>
344германия 148 вьетнам бразилия Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 8 деревня Исследуя образы священного дерева в месопотамии Символизируемой Мидраши 346микенский период 198мировая ось 103 мистерия михайлов
|
|