Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но, слава Господу, наша душа обладает и другой чудесной способностью: вновь и вновь вспоминать далекое и прошлое... Такие простые знаки, как хлеб и вино, должны напоминать нам Христа и дело нашего спасения" (13). Таким образом, Иисус использовал обычай поминания усопших ради того, чтобы мы обновляли в своем сердце воспоминание о Нем.

Наш Господь употребил в Своей заповеди священное для евреев действие - преломление хлеба, которое составляло неотъемлемую часть обязательных субботних трапез. Как указывает К.В.Сомов,оно "особеннопрактиковалось в еврейской религиозной секте ессеев...

У ессеев каждодневные трапезы сопровождались хлебопреломлением. Об этом узнали по данным археологических раскопок, произведенных в местности Вади-Кумран" (14).

Согласно древнееврейской традиции хлеб не резали ножом, а ломали руками. При этом хлеб всегда составлял главное блюдо всякого обеда (15). На хлеб всегда просили благословения,и преломление его, с последующей раздачей всем, было прообразом наделения всех присутствующих за столом благословением, почившим на хлебе. Но преломление хлеба носило еще один, очень важный прообраз. Оно указывало на насилие. Последующая раздача и вкушение этого хлеба показывало всеобщую сопричастность этому насилию.

Хлеб, преломленный руками Иисуса Христа, был видимым знаком, указывающим на добровольную отдачу Его Тела в руки разъяренной и глумящейся толпы. А вкушение этого хлеба было прообразом участия всех присутствующих в этом ужасном деле. Безусловно, ученики в тот исторический вечер не понимали, что грехи всего человечества, и в том числе и их грехи, будут "преломлять" Тело Иисуса Христа на следующий день. Но в наши дни, благодаря наставляющему действию Духа Святого, мы знаем,что все человечество виновно в страданиях Небесного Учителя.

С другой стороны, преломление хлеба для всех последователей Христа стало прообразом того,что результат Иисусовых страданий - благословение Божие и жизнь с избытком - становится достоянием всех участвующихв трапезе.Как для евреев благословение,ниспосланное на хлеб ради отца их - Авраама, делалось при всеобщем участии достоянием многих, так и для христиан вкушение от единого хлеба указывает, что благодать, данная человечеству ради Сына Божьего - Иисуса Христа - распространяется на всех.

Поэтому, преломляя хлеб и воспоминая о Христе, будем помнить о всеобщей сопричастности в Едином.

Таким образом, подобно тому, как корни Нового Завета уходят в Ветхий Завет, и как христианство вышло из иудаизма, сбросив символизм древних прообразов, так новозаветняя Вечеря Господня имеет истоки в ветхозаветних традициях.

Христос не вводил новые правила и обряды, но открыл сокрытое духовное содержание в самых ярких страницах истории Своего народа и одухотворял обыденную повседневность, вкладывая в обычные слова и действия глубокий божественный смысл.

Только Небесное Провидение могло непостижимо простым образом увязать три ключевых явления в религиозной жизни Израиля — Пасху, Синайский завет и поминание усопших - через традиционное, святое,но доступное самой бедной семье действо, - преломление хлеба и принятие общей чаши с вином.

ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ (Часть2)

Споры, веками бушующие вокруг Вечери Господней, привели к тому, что чаще всего рассуждения о внутреннем смысле этой заповеди сосредотачиваются вокруг самого акта преломления хлеба и его принятия. Соответствующие разделы учебных пособий начального богословия в различных деноминациях в основном обращают внимание на вопрос: происходит или не происходит что-либо с хлебом и вином на Вечере? Другие стороны этой заповеди рассматриваются схематично и мельком.

Такое положение привело к тому, что христианство нашего времени практически потеряло целостное представление о Вечере Господней, как о трапезе, несущей в себе определенный комплекс понятий. Для одних она превратилась только в причастие, для других - только в воспоминание, для третьих - в благодарение... А в сознании подавляющего большинства участвующих Вечеря Господня воспринимается как та часть богослужения, на которой вкушается хлеб и вино. Однако трапеза Господа Иисуса Христа - это более широкое явление.

Она начинается со слов пресвитера, открывающего собрание - "мир вам" - и заканчивается апостольским благословением и пожеланием мира при окончании собрания. То есть все богослужение, на котором совершается преломление хлеба, от начала и до конца - является Вечерей Господней. Только такой широкий взгляд может дать всестороннее и объемное представление о ее содержании.

Итак, рассмотрим семь главных составляющих Вечери Господней.

2.1. ВОЗВЕЩЕНИЕ

Писание утверждает, что, "всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, СМЕРТЬ ГОСПОДНЮ ВОЗВЕЩАЕТЕ..."(1 Кор.11.26). То есть всякий раз, когда на наших богослужениях преломляется хлеб и разносится чаша, происходит возвещение смерти Господней.

Возвещать - значит открыто и громко говорить, объявлять для всеобщего сведения. И такое возвещение происходит во время Вечери Господней не только с кафедры, когда проповедуется Слово Божие о страдании и смерти Иисуса Христа, но и самим присутствием на столехлеба и чаши. А.В.Карев говорил: "Кроме проповедей о смерти Христа,кроме богословских статей о смерти Христа, кроме песней и гимнов осмерти Христа, есть еще два вестника, возвещающие смерть Христа наГолгофском кресте: это хлеб и вино Вечери Господней" (16).

Почему же смерть Христа достойна того, чтобы ее возвещать? (т.е. говорить о ней всем окружающим). А.В.Карев пишет далее: "В нашей земной жизни мы познаем смерть Христа лишь отчасти, но... достаточно знать о смерти Христа то, что мы знаем теперь, чтобы сделаться наследниками вечной жизни и всего того, что Бог приготовил для любящих Его" (17).

Писание утверждает, что Христос умер за всех (1 Кор.15.3) и именно смертью своей лишил "силы имеющего державу смерти,то есть, диавола",и избавил тех,"которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству" (Евр.2.14,15). Смерть Христа является возмездием Божиим за наши грехи, ибо Писание категорически утверждает приговор Божий: "Возмездие за грех-смерть" (Рим.6.23). И этот приговор был приведен в действие на Голгофе, но не над нами, а над нашим Спасителем Христом!Таким образом, только смерть Христа достойна того, чтобы ее объявлять для всех людей земли. Чью бы другую смерть мы не возвещали - она способна вызвать в одних скорбь и слезы, в других раздражение и недоумение,а большинство слушателей оставит равнодушными.Но смерть Иисуса Христа возвещается потому, что она ДАЕТ ВСЕМ ЖИЗНЬ.

Поэтому во время богослужений с Вечерей Господней главное внимание должно уделяться не чувственному экстазу с красочным описанием жаркого палестинского солнца, римского бича, капель крови и нестерпимой боли Великого Страдальца - Христа, а возвещению смысла и назначения этой смерти, а также причастности каждого слушающего к ней.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Санников С.В. Вечеря Господня 4 человека
Евхаристия в свете исследований священного писания нового завета священного кондаков
Вино на вечери господней это образом благодарность
Санников С.В. Вечеря Господня

сайт копирайтеров Евгений