Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Первая особенность - доступность, простота и реальность происходящего!

Все то, что совершается на Вечери Господней не изображает духовные процессы, а являет их. Мы убеждены, что все на Вечери Господней происходит реально и именно в данный момент времени.

Истории известно, что Вечерю Господню часто окружали сложным изобразительным символизмом. Это делалось безучловно из самых благочестивых намерений, но привело к тому, что ее стали воспринимать как инсценировку жизни и служения Иисуса Христа, придавая каждому действию священнослужителей символическое, прообразное значение. Со временем появилась необходимость в создании специальной литературы, раскрывающий этот символизм (69). Пытаясь выйти из создавшегося тупика,западное схоластическое богословие разработало представление о новом, особом мире таинств. Католический богослов Дом Вониер в известной книге "Ключ к евхаристической доктрине" пишет: "Мир таинств есть новый мир, созданный Богом и всецело отличный от мира природы и даже от мира духовного. Нет ничего ни на земле, ни на небе, подобного таинствам. У них свой образ существования, своя благодать".

Подобное отношение к Вечери Господней совершенно чуждо евангельскому представлению. Вечеря Господня должна совершаться реально, а не символически. Особенно это касается возвещения смерти Христа Служители первохристианской Церкви произносили яркие, сильные, понятные всем проповеди, в результате которых слущающие каялись, исполнялись силойи благословениями. Также должно совершаться и в наших собраниях. Первое место в Вечери Господней занимает и должна занимать проповедь Слова Божьего в доступной форме на понятном языке.

С другой стороны, недопустимо проникновение условности и символизма во вторую часть богослужения - в само преломление хлеба и принятие чаши. В противовес настойчивому подчеркиванию историческими церквами буквального пресуществления хлеба и вина,"...большинство протестантов верят, что хлеб и вино являются символами воспоминания" (70). Это не соответствует Писанию. Следует помнить, что хлеб и вино "не символизируют" (или "изображают"), а, как сказано в вероучении нашего братства "указывают на Тело и Кровь Иисуса Христа" (71), - являют видимую часть невидимого духовного присутствия воскресшего Христа.

Простота, реальность и отсутствие всякого символизма характеризует и сам процесс преломления хлеба. Оно совершается так же, как его совершал Сам Господь Иисус Христос. Он ломал хлеб руками, без применения ножа или другого орудия. Так же делают и в общинах нашего братства. Однако, простота в совершении богослужений с Вечерей Господней не должна переходить в свою крайность, за которой теряется священный трепет этой великой заповеди и она низводится на уровень повседневного вкушения хлеба. В связи с этим только аллегорически можно воспринимать слова Е.Уайт: "Свет, исходящий от Вечери верхней горницы, освещает нашу ежедневную пищу. Семейная трапеза становится Вечерей Господней. И каждая возможность присутствовать за столом является причастием" (72). Безусловно, не каждая возможность вкушать хлеб является причастием, а только вкушение хлеба во время Вечери Господней.

Вторая особенность - в реальном осуществлении единства и всеобщности священства.

Проведение Вечери Господней в общинах нашего братства построено на участии и взаимодействии всех собравшихся. Нет разделения на священство и мирян. Все действия совершаются открыто, перед глазами всего собрания. Все молитвы произносятся вслух и подтверждаются всеобщим "Аминь" - одним из ключевых слов христианского богослужения, связывающим в одно органическое целое руководящего проведением Вечери Господней и весь участвующий народ Божий.Обычно "Аминь" переводят "да будет так!", но его первоначальное значение сильнее: "Да это так и так будет!" Этим словом все собрание завершает и как бы "запечатывает" каждую молитву, выражая этим не только единую общность собравшихся, но и активное участие каждого верующего в совершаемом священнодействии.

Николай Афанасьев определил взаимозависимость действий священнослужителя и народа как "сослужение" (73): хотя хлеб преломляют служители церкви, но совершает Вечерю Господню все собрание.

Третья особенность - проведение Вечери Господней построено на принципе: "Кто из вас больше, будь как меньший"

Во время Тайной Вечери в иерусалимской горнице. Христос утвердил этот принцип в ответ на разгоревшийся между учениками спор: "Кто из них должен почитаться большим" (Лк.22.34).При этом Он указал на Себя: "Кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий" (Лк.22.27).

Принцип служения большего меньшему должен проявляться во всех аспектах христианской жизни. Безусловно, на этом же принципе должна строиться Вечеря Господня. Вполне закономерно и евангельски обосновано, что не рядовые верующие идут к служителям, а наоборот: служители идут в ряды общего собрания и обслуживают пришедших. Таков был почерк Господа Иисуса Христа, Который сошел с небес и вошел в ряды грешников,чтобы послужить им. Поэтому и в первохристианской церкви не к диаконам подходили прихожане,а наоборот: диаконы обносили хлебом и чашей всех присутствующих. Также происходит и в общинах нашего братства. После преломления хлеба пресвитером,диаконы разносят его собравшимся,а пресвитер после этого подносит хлеб диаконам,служа им.

Но уже в IV веке на I Вселенском соборе было принято правило, противоречащее этому евангельскому образу,но, к сожалению, до сих пор существующие как руководство в исторических церквах. Это правило запрещает диакону принимать Вечерю Господню до пресвитера,а также сидеть рядом с ним, но только ниже" (74).

Четвертая особенность - процесс преломления хлеба совершается не на алтаре, а на столе.

Это очень важная, хотя и незаметная, на первый взгляд, особенность приводит к размышлению над глубоким богословским понятием "Вечеря Господня как жертва" (хостиа).

А.В.Карев в статье "Священнодействия церкви" указывает,что есть существенная разница в преломлении хлеба за алтарем и за простым столом. Алтарь - это жертвенник (то есть Новая Голгофа), хостиа (жертва) - небольшая круглая и плоская облатка из пресной пшеничной муки (в католической церкви). На алтаре совершается жертвоприношение Богу. На столе никакого жертвоприношения не происходит, но все же совершается священнодействие:происходит "особенно тесное соприкосновение с распятым на Голгофе Спасителем,соприкосновение с Его ранами и Кровью"(75).

Представление о Вечери Господней, как о Жертве появилось давно. Блаженный Августин даже назвал это священнодействие "таинством алтаря", подчеркивая, что совершается оно в алтаре, на так называемом "святом престоле". В православном исповедании записано, что "Евхаристия есть истинная жертва" (76). На это же, хоть и не так явно, указывали постановления Вселенских соборов - Никейского, Эфесского, Трульского.

Эпоха Реформации евангельским взором пересмотрела это представление и сотрудник Лютера - Меланхтон написал в Аугсбургском символе веры: "Странное заблуждение, когда месса понимается как жертва ... В мире только одна жертва искупления - смерть Христа ... имеется только один Первосвященник, приносящий жертву за грехи грешников - Христос" (77).

Действительно, в Новом Завете нигде не указывается, что у христиан имелись свои жертвенники. Обычная ссылка на 1 Кор. 10.18-21 не говорит о Вечери Господней как о жертве, а только сопоставляет богослужение трапезы у язычников и христиан. Другая ссылка на Евр.13.10 так же отрицает буквальный физический жертвенник,так как Апостол говорил, что жертва, приносимая на этом жертвеннике, это "жертва хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его" (Евр.13.15) Ап.Павел ясно указывал, что жертва Христа принесена единократно (Евр.10.14) и не повторяется в виде "бескровной жертвы" каждый раз при совершении хлебопреломления.

Вместе с тем, Вечеря Господня в определенном смысле может пониматься как жертва, но не как бескровная жертва Христа, приносимая каждый раз за людей Богу, а как обновление нашего личного самопожертвования Иисусу Христу, предоставления самого себя в жертву "живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим.12.1).

Еще М.Лютер, критикуя католическое понятие жертвы заметил, что мы не имеем ничего такого, что могли бы принести за себя в жертву Богу, кроме пожертвования своей жизни в послушание, а также жертвы благодарения и хваления. "Писание поучает нас, - писал Лютер, - что не мы приносим Христа в жертву, а Он приносит нас в жертву. Поэтому допустимо и целесообразно называть мессу жертвой, и это не из-за нее самой, а потому, что мы приносим себя в жертву со Христом. Это значит, что мы полагаемся на Христа, твердо веря Его завету, и предстаем пред Богом с нашими молитвами, благодарениями и жертвами не иначе как только через Христа и Его посредничество" (78). Другие реформаторы, дополняя это воззрение, указывали, что присоединяясь верой к единой жертве Христа, Церковь - Тело Его - жертвует себя Богу.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Приобщение образом воспоминание
Новозаветняя вечеря господня стала воспоминанием иисуса христа
Мысленное общение с учителем
Именно это тесное общение в кругу

сайт копирайтеров Евгений