Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Прежде чем перейти непосредственно к описанию смысловых "хрящей" геометрического флорилегия, остановимся коротко на рассмотрении одной полезной аналогии, возникающей при сопоставлении геометрического флорилегия и раннесредневековой картиной. Она выражается в том, что такие черты геометрических текстов, как соединение в единое целое разнородных частей, их фрагментарность, постоянная модификация, присутствие вставок-глосс, наличие различных версий и т. д., находят соответствующие параллели в раннесредневековой западной иконографии.

Речь идет о таких характерных чертах католической иконографии, как использование в рамках одной картины различных по тематике и по стилю приемов (например, в миниатюре на библейскую тему появляются космологические мотивы, заимствованные из античных научных иллюстраций); фрагментарность изображения, когда часть тела, скажем, голова или рука, представляет человека или эпизод в целом; подверженность иконографических образов постоянным модификациям; включение в живописное изображение текста, поясняющего его смысл (так называемые tituli); наличие различных типов изображений, посвященных одному и тому же сюжету; и т. д.

Причиной, по которой западная иконография обладает указанными чертами, состоит в отрицательном отношение католической церкви к иконопочитанию. На Западе со времен Карла Великого господствует положение о том, что изображение библейских лиц и событий может быть использовано лишь в качестве ментального итинерария, следуя которому, созерцающий картину, совершает, следуя дорогами, проторенными библейскими комментаторами, "интеллектуальное путешествие" в область неисчислимых смыслов Священного Писания. В сущности иконография на Западе является особым видом комментария, доступного в том числе и неграмотному верующему. Живописное изображение, как чисто материальный артефакт, не имеющий сакрального значения, оказывается тем самым низведенным до уровня обычного педагогического средства. Лишение иконографического образа сакрального содержания приводит к тому, что средневековый художник, как и экзегет, пользуется значительной свободой в выборе средств и образов. Хотя монастырское сообщество регулирует производство живописной продукции, выбраковывая сюжеты, выходящие за рамки представлений о пристойности, западная религиозная живопись, в отличие от иконографии византийской (ориентированной на строгое соблюдение канона), активно варьирует свою стилистическую палитру.

Всвязи с иконографией сделаем одно замечание, касающееся обстоятельства, обычно ускользающего от внимания исследователей. Дело в том, что использование в иконографии мотивов светской живописи - явление двуплановое. С точки зрения самой иконографии - что хорошо известно - оно неизбежно ведет к профанации изображаемого сюжета. С другой стороны, в том, что касается используемых в иконографии светских мотивов (среди которых нередко присутствуют фрагменты научных иллюстрацией), то их контакт с библейскими образами, происходящий в рамках единого живописного пространства и состоящий в вовлечении этих тем в процесс истолкования сакрального, неизбежно ведет к сублимации самих профанных образов. В результате, живописные темы (в том числе научные иллюстрации), потенциально пригодные для включения в иконографический образ, получают дополнительное духовное измерение. Таковы, например, восходящие к Античности картографические и космологические живописные сюжеты, нашедшие повсеместное применение в западной иконографии для иллюстрации библейских тем.

Аналогичное явление, сводящееся к сублимации профанных тем, происходит и с землемерно-геометрическими сюжетами - потенциально значимые для библейской экзегезы аграрно-геометрические темы оказываются окрашенными в символические тона. Рассмотрим несколько конкретных примеров, начав с наиболее очевидных случаев, когда использование землемерно-геометрических сюжетов для истолкование отдельных вопросов Писания приводит к появлению у них нового духовного измерения.

III

Тема "четырех элементов". Согласно составителю "Первой геометрии псевдо-Боэция" - наиболее популярной геометрической компиляции раннего средневековья, содержащей фрагменты "Начал" - замысел Евклида заключался в создании дисциплины, трактующей о "природе вещей" (ad naturas rerum respiciens). Что понимали раннесредневековые геометры под "природой вещи"? Если ограничиться популярными в то время космологическими текстами, то, за вычетом платоновского "Тимея"(в раннесредневековой версии которого отсутствовал ключевой фрагмент "геометрической" доктрины возникновения четырех элементов), в распоряжении каролингских геометров были только два источника, в которых речь шла непосредственно о связи геометрии с "природой вещей." Это - глава "О частях мира" из космологического трактата Исидора Севильского "О природе вещей" ("De rerum natura"), где на геометрическом языке описываются свойства "четырех элементов", и анонимный фрагмент, посвященный геометрической интерпретации "четырех элементов" и их свойств (элементам ставятся в соответствие пирамида, сфера, икосаэдр и куб), входивший в так называемую третью редакцию "Наставлений в науках Божественных и человеческих" Флавия Кассиодора.

Тема "четырех элементов", осмысленная с точки зрения космогенеза, имеет непосредственное отношение к библейской экзегезе: ее обсуждение часто присутствует на страницах произведений Отцов и докторов Церкви, посвященных теме Творения. Появляется она и на раннесредневековых картах, известных своей склонностью к символическому истолкованию круга земли. Вероятно, привлечение геометрических понятий к разъяснению темы "четырех элементов" позволяло экзегетам отойти от наивно материалистической концепции Творения, как оформления бесформенной материи под руками ремесленника, и сконцентрироваться на идеальных соотношениях чисел и фигур, лежащих в основе замысла Творца.

Тема "orbis quadratus" (квадратный круг). Другая область приложения геометрии к истолкованию - это вопрос о форме мироздания. Характерный пример - комментарий Кассиодора на Псалом 95.13. Кассиодор замечает, что представление о Земле, как о круге (orbis terrae), как будто вступает в противоречие c выражением о "четырех углах Земли" (quatuor anguli terrae) из Евангелия (Мтф. 24. 31). На самом деле, как пишет Кассиодор, противоречия нет, ибо круг "содержит" вписанный в него квадрат, как "это ясно показано в четвертой книге "Начал" Евклида". (Рассуждение Кассиодора через два века будет дословно передано в комментариях Рабана Мавра.)

Близким по содержанию является комментарий Кассиодора на другой Псалом 96. 4. В этом комментарии выражение "круг земли" служит отправной точкой для размышлений о геометрическом круге, его центре и диаметре. Затем, наоборот, указанные геометрические понятия оказываются "опрокинутыми" в космос. Круг, согласно Кассиодору, - это и есть мир, диаметром которого является линия восток-запад, имеющая особое значение в связи со строками Псалма 112. 3 "От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне."

Обсуждение темы "четырех элементов" и "orbis quadratus" с помощью геометрии, можно как будто отнести к "историческим" истолкованиям. Такая точка зрения представляется оправданной еще и потому, что в раннем средневековье выражение "природа вещей" (употребленное составителем "Первой геометрии") в контексте комментаторской традиции имело устойчивое значение, идентичное со значением "исторического" истолкования. Как указывают знатоки латинской экзегезы, собственно историческая составляющая начинает играть свою роль в "историческом" истолкования лишь в XII в., тогда как в раннем средневековье экзегеты довольствовались обсуждением вневременной природы вещей.

Значение геометрических сюжетов, однако, не ограничивалось одной лишь областью "исторического" истолкования. Часто упомянутые выше геометрические понятия одновременно обслуживали и аллегорическую составляющую библейских текстов.

Так, геометрическая тема orbis quadratus, с "историческим" смыслом которой мы встречались в комментарии Кассиодора на Псалмы, одновременно была богатейшим источником аллегорических толкований. Например, в энциклопедии Рабана Мавра "De universo" (главы "О земле" и "О небе") подробно обсуждается символическое значение "круга земель" как образа вселенской Церкви. Тема orbis quadratus была уместной и в раннесредневековой картографии, характерной чертой которой является склонность к символическому истолкования географических реалий. Так, на средневековых картах Земля изображается попеременно то в виде круга, то в виде квадрата или прямоугольника. Например, на некоторых картах, восходящих к трактату "Толкование на Апокалипсис" Беата из Лиебаны (конец VIII в.), "круг земли" нарисован в виде прямоугольника. Эти карты служили комментарием к фрагменту Беата, трактовавшему о семи церквах в Азии, которым было адресовано послание Иоанна. Характерно, что геометрическая тема посредством картографии оказывается связанной с Апокалипсисом - одним из самых символичных произведений Священного Писания.

Влияние геометрических сюжетов сказалось также на формирование представления о Господе, как символическом геометре. В основе этого представления лежит тезис о том, что строение мироздания согласуется с законами геометрии. Согласно Кассиодору, "все что правильно располагается и обладает законченностью форм, подчиняется законам этой дисциплины". Но тогда неудивительно, что Тот, кому мир обязан своим возникновением, предстает в образе геометра: "Святая Троица, когда творит мир, поступает как геометр (geometrizat enim Sancta Trinitas...)". Обе цитаты взяты из пользовавшихся в раннем средневековье большой популярностью "Наставлений" Кассиодора. Любопытно, что в том же фрагменте Кассиодор полемизирует с "мнением древних", согласно которому символическим геометром, "рисующем фигуры на покрытой пылью геометрической доске" и одновременно творящим мировой порядок, является Юпитер. О теме передачи властных полномочий Громовержца христианскому Творцу, как о топосе раннесредневековой литературы, мы дополнительно скажем при обсуждении символического значения землемерных фрагментов каролингских геометрий.

Фрагмент Кассиодора, в котором он вводит аллегорию Бога-геометра пользовался большим успехом у компиляторов. Классик флорилегия Рабан Мавр переписал его дословно в свой трактат "Об обучении клериков", тем самым подчеркнув значение этой аллегории для всей монастырской педагогики. Фрагмент Кассиодора появляется также и в двух чисто геометрических текстах IX в. Совершенно очевидно, что образ Творца как геометра существенно повышал ценность геометрических идей в глазах средневековых книжников. Отметим, что его влияние не ограничивалось лишь сферой литературного творчества. Вскоре после 1000 г. образ Творца как геометра (с циркулем в руках) появляется и в иконографической традиции, служа иллюстрацией к строкам Книги Притч 8. 27: "Когда Он уготовлял небеса, я была там, когда Он проводил круговую черту по лицу бездны."

Пристальное внимание к теме круга и его элементов в экзегетической литературе не осталось без последствий для каролингских геометрий. Проявляется это обстоятельство в том, что третья и четвертая книги "Начал" Евклида, в которых речь идет о свойствах окружности и ее элементов, оказались более других книг подвержены изменениям, связанным с перестановкой фрагментов Евклида и их контаминацией со стороны землемерных текстов (о значении контаминации мы скажем ниже). Кроме того, именно к этим книгам оказывается "приклеенным" фрагмент Августина, в котором (помимо прочего) речь идет о превосходстве круга над прочими плоскими фигурами. Фрагмент Августина также контаминирован землемерными глоссами.

Перейдем теперь к обсуждению символического значения землемерных сюжетов, которыми так богаты каролингские геометрии. Поле, как реалия библейского повествования имеет свое "историческое" значение. Речь идет, прежде всего, о ветхозаветных полях, переданных Господом во владение иудейскому народу. Но уже сам факт того, что обладание землей находится под покровительством Всевышнего, привносит в понятие ветхозаветного поля ярко выраженную символическую составляющую. Другой важной компонентой "горней" семантики ветхозаветного поля является сакральный характер проведенных на нем границ. Он выражен в Божественном запрете на перемещение пограничных (межевых) камней (Втор. 19. 14; 27. 17; Прит. 22. 28; ср. Иов 24. 2).

Божественный характер пограничных установлений является ключом к раскрытию символического значения римских землемерных текстов. Дело в том, что с точки зрения статуса границ (пограничных камней) римское поле типологически идентично ветхозаветному. Границы римского поля, считавшиеся своего рода "порогами", отделявшими сакральное пространство поля от внешнего мира, носили священный характер. Их установка сопровождалась торжественными жертвоприношениями (римский праздник Terminalia), а перемещение сурово каралось. Межевые камни римского поля находились под покровительством Юпитера, точно также как межевые камни поля ветхозаветного под покровительством Яхве. Поскольку библейские тексты крайне бедны техническими подробностями землемерия, а римские тексты, наоборот, весьма богаты такого рода сведениями, последние могли считаться своеобразным депозитарием символов, полезных для разъяснения Божественного характера пограничных установлений на поле.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На страницах землерно геометрических рукописей римского происхождения происходит следующая метаморфоза
Такие черты геометрических текстов

сайт копирайтеров Евгений