Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

386                                                 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
марионетку и жестоко убили его. Боясь гнева Навуходоносора, оставшиеся еврейские вожди во главе с Иоананом планировали бежать в Египет. Иеремия призывал их остаться и Иудее и восстановить опустошенную землю. Они безрассудно отвергли слова пророка и, по иронии судьбы, увели с собой в Египет Иеремию против его воли (41.1-43.13). Последние слова престарелого пророка были произнесены в Египте, обещая осуждение даже там, среди оборванной банды еврейских беглецов (44.1-30).
Иеремия, по-видимому, умер в Египте задолго до возвращения из плена. Однако окончательный редактор Книги добавил рассказ, который сияет, как свет в конце туннеля: Иехония, пленный царь Иудеи, помилован преемником Навуходоносора, Евильмеродахом (52.31-34; см.4Цар.25.27-30 и комментарии на стр.273). Это про­явление милосердия - сигнал того, что прилив осуждения обращен провидением Божиим, и начинают подниматься волны возвращения и восстановления, видения которых утешали Иеремию в его мрачные часы.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ КАЧЕСТВА
Ни один ветхозаветный пророк не использовал такое разнообразие литературных форм и не проявил большее художественное мастерство, чем Иеремия. В своем замечательном союзе формы и содержания поэзия Иеремии приобретает мощь и пафос. Учитывая то, что Иеремия был призван сказать - в своих посланиях осуждения и надежды, своих мольбах о покаянии, своих исповедях внутренней борьбы, -трудно было бы сказать это лучше.
Как и другие пророки, Иеремия использовал литературные стили, знакомые его слушателям, однако в таких свежих и поразительных сочетаниях, которые придавали его пророчествам непревзойденную в Библии жизненность, яркость и злободнев­ность. Здесь мы можем рассмотреть лишь отдельные образцы этого искусства.
Проза. В Книге Иеремии проза и поэзия переплетены теснее, чем в большинстве пророческих писаний. Проза здесь выступает в нескольких формах:

Прозаические пророчества встречаются нечасто (7.1-8.3; 11.1-17; 17.19-27;
18.1-12; 23.1-8). Большинство из них - формы осудительных речей: обвинения в
грехах, угрозы осуждения (часто вводимые союзом "посему") и посланнические
формулы. Сюда могут входить призывы к покаянию или приказания действовать
праведно (7.5-7; 22.1-4)i Часто пророчества начинаются Божественным повелением о
том, где, когда и кому передать эти слова (7.1-2). В них могут быть включены
поэтические отрывки (напр., 22.1-8, где ст.бб-7 - поэзия). Одна из наиболее известных спасительных речей Иеремии написана прозой -
пророчество о "новом завете". Основной упор здесь делается на разнице между
старым заветом, заключенным во время Исхода, и новым заветом, который должен
быть написан на сердцах народа Божиего (31.31-34). Символические описания свершения пророчеств даются в прозе (13.1-11;
16.1-18; 19.1-1-5; 27.1-15). Как правило, эти рассказы имеют следующую форму:
пророк получает повеление от Бога совершить определенный поступок, пророк
послушно выполняет это приказание, затем Господь толкует этот поступок.
Такие пророчества не просто наглядны, они свидетельствуют, что Бог в силе
исполнить то, что они символизируют. Автобиографические и биографические повествования составляют большую
часть Книги. Рассказ о призвании пророка, передаваемый в первом лице, автобио-

ИЕРЕМИЯ                                                               387
графичен, хотя некоторые слова Бога - поэтические (1.4-19). Рассказ о страданиях Иеремии от рук священника Пасхора - биографическое повествование (20.1-6), как и описание сжигания Иоакимом рукописи Варуха (36.1-32). Граница между биографи­ческой и пророческой прозой часто смазана, потому что речи осуждения и другие пророчества иногда встречаются в повествовательных разделах (напр., 35.1-19, где ст. 13-17- прозаическая речь осуждения).
(5) Исторические повествования, которые рассказывают не о жизни Иеремии, а об истории Иудеи, находятся в 39.1-18 (падение Иерусалима) и 52.1-34 (разрушение храма и подробности последующего пленения; ср. 4 Цар.24.18-25.30).
Поэзия. (1) Часто встречается в речи осуждения, однако в гораздо более разно­образных формах, чем у Амоса. Обвинение, например, может иметь форму пре­достережения:
"Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы (9.4).
Угроза   осуждения   может   быть   риторическим   вопросом:
"Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь"(ст.9).
Пророчества против языческих народов иногда содержат лишь угрозу осуждения, без конкретных обвинений в грехах (46.1-12; 47.1-7). Однако, речь против Аммонитян содержит:
A.  Обвинение: "Разве нет сыновей у Израиля? разве нет у него наследника?
Почему же Малхом20 завладел Гадом, и народ его живет в городах его? (49.1);
Б. Угроза осуждения, вводимая союзом "посему": "Посему вот, наступают дни, говорит Господь, когда в Равве21 сыновей Аммоновых слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин..." (ст.2);
B.  Обещание восстановления: "Но после того Я возвращу плен сыновей Аммоно­
вых, говорит Господь" (ст.б).
(2) "Книга утешения" содержит речи спасения, обетования надежды и избавления для Иудеи (30.12, 17, 18-22; 31.1-4, 15-22). Их основная форма менее стереотипна, чем в речах осуждения. Иногда' описывается состояние Иудеи, чтобы подчеркнуть контраст между тем, что есть и что будет:
"Ибо так говорит Господь: рана твоя неисцельна, язва твоя жестока. Никто не заботится о деле твоем, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя... Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь" (30.12-13,17).
Часто речь спасения содержит подробные описания возрождения: восстановление городов, возобновленное плодородие урожаев, обилие детей и реставрация монархии (ст. 18-21). В обещание может быть включено уничтожение врагов, которые принесли страдания, обычно в виде lex talionis ("закона возмездия") - точного соответствия их преступлениям:
20  Национальный бог аммонитян, называемый также Молохом (см.32.35; Лев.18.21) и, по-
видимому, означающий "царь".
21    Столица Аммона, современный Амман.


388                                                 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
"Но все, пожирающие тебя, будут пожраны; и все враги твои, все сами пойдут в
плен, и опустошители твои будут опустошены, и всех грабителей твоих предам
грабежу" (ст. 16).
Возможной   кульминацией  может  быть   возобновление   завета,   передаваемое   в выражениях брачных клятв:
"И вы будете народом Моим и Я буду вам Богом" (ст.22).
Могут быть включены и отрывки хвалебных песен, поскольку Бог не только провоз­глашает избавление, но и призывает свой народ петь об этом:
"Ибо так говорит Господь: радостно пойте об Иакове, и восклицайте пред главою
народов; провозглашайте, славьте и говорите:  "спаси, Господи,  народ Твой,
остаток Израиля!"
Литературная техника. Можно отметить несколько элементов литературной техники Иеремии:
(1) Меткость его речевых фигур, например, в описании сексуальной развращен­
ности Иудеи:
"Это откормленные кони; каждый из них ржет на жену другого" (5.8) или в его картине эгоистической жадности богатых иудеев:
"Ибо между народом Моим находятся нечестивые; сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки, и уловляют людей. Как клетка, наполненная птицами, дома их полны обмана" (ст. 26-27).
(2) Один из наиболее любимых стилистических приемов - риторические вопросы.
Иеремия использует вопросы там, где ответ очевиден, однако люди пренебрегают той
истиной, которую они знают. Доводы, приводимые в форме вопросов, могут быть
взяты из народных обычаев:
"Забывает ли девица украшение свое и невеста - наряд свой? а народ Мой забыл Меня, - нет числа дням" (2.32).
из закона:
"Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?" А ты со" многими любовниками блудодействовала; и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь" (3.1).
из природы:
"Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? и иссякают ли из других мест текущие холодные воды? А народ Мой оставил Меня; они кадят суетным" (18.14-15).
или из истории:
"Разве нет сыновей у Израиля? ... Почему же Малхом завладел Гадом..." (49.1). Будучи методом привлечения внимания, эти вопросы заставляют своих слушате­лей обвинить самих себя. Давая очевидный ответ, слушатель признает, что правиль­ная линия поведения так же очевидна, однако сам он делал прямо противоположное.
(3) Как Исайя и Амос, Иеремия использовал литературные формы, связываемые
обычно с ученой литературой.  Обратите внимание  на эту  картину,  взятую из
природы:


ИЕРЕМИЯ                                                               389
"И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня" (8.7).
Кроме того, в речи осуждения в 13.12 используется популярная притча22, а в 17.5-8 используется форма "проклятие-благословение" с акцентом, схожим с Пс. 1.

Псалмообразные  жалобы   -   единая  литературная   форма  для   исповедей
Иеремии. "Почему" и "долго ли" из 12.1-4, и страстные мольбы об избавлении в
17.14-18; 18.19-23; 20.7-12-примеры формы жалобы. Чтобы обогатить свое послание, Иеремия заимствовал речевые формы из
многих областей израильской жизни. Часто форма усиливала содержание.  Эти
нюансы не ускользали от его слушателей, которые узнавали в них детали своей
каждодневной жизни. Из судов у городских ворот заимствованы такие формы, как
мощное обвинение в 2.1-13, где Господь подает иск на Иудею. Сторожевая башня, с
которой звучит сигнал тревоги о надвигающемся сражении, дала следующие слова:

"Бегите, дети Вениаминовы, из среды Иерусалима, и в Фекое трубите трубою, и дайте знать огнем в Бефкареме23, ибо от севера появляется беда и великая гибель"(6.1).
Команды, заимствованные с поля боя, указывают на вторжение в Египет:
"Готовьте щиты и копья, и вступайте в сражение; седлайте коней и садитесь всадники, и становитесь в шлемах; точите копья, облекайтесь в брони" (46.3-4). Эти примеры демонстрируют творческий метод, которым Иеремия использовал
знакомые формы для побуждения своих соотечественников откликнуться на слово
Божие.
БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЕРЕМИИ
Краеугольным камнем богословских взглядов Иеремии был его акцент на Исходе как преобладающем духовном опыте Израиля. Сюда включалось избавление от рабства в Египте, Синайское законодательство с его подробным списком обязанностей и обоснование в Ханаане, благодаря водительству и мощи Господа. Большинство других богословских тем пророка в той или иной степени опираются на Исход.
Суверенитет Яхве в истории. Рождение Израиля как народа, поражение Египта в попытке предотвратить Исход, сдача Ханаана Иисуса Навину - все рассматривалось как прямой результат Божественного вмешательства. Как таковые, эти монументаль­ные события сформировали израильский взгляд на историю, как на арену, где Господь Авраама, Исаака и Иакова проявляет Себя.
Иеремия был уверен, что события в Иудее, Египте и Вавилоне зависят в гораздо большей степени от Божественной власти, чем от человеческой политики. Другими словами, человеческая политика удается лишь в той степени, в какой она соответст­вует Божией воле. Именно это Иеремия настойчиво пытался внушить Иоакиму и Седекии. Успех Навуходоносора был вызван не политическим искусством или воен-
22Иер. 17.11 представляется притчей с распространенным сравнением между животными и человеческим поведением.
"Возможно. 'Анн Карим ('Ен Керем), расположенный к западу от Иерусалима; Bright, kremiah. Anchor Bible 21 (Garden City: 1965), p.47.


390                                                  ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
ной мощью, а Божиим повелением (ср.27.6). Суверенитет Яхве в истории проявляется в том, как Он использует любые народы для осуществления Своей воли.
Этот суверенный Господь сохраняет за Собой право изменить свои планы. В середине величайшего проявления милости Божией Израиль был наказан сорокалет­ним странствованием по пустыне24. Вместо того, чтобы помнить этот суровый урок, Иудея стала самодовольной, предполагая, что Бог заветной милости будет вечно за­щищать их и их столицу от нападений. Однако Иеремия узнал, что Бог слишком суверенен для этого:
"Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что... погублю его; но если народ этот... обратится от своих злых дел, я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими.., Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (18.7-10).
Здесь Иеремия берет принцип благословения или осуждения, примененный во Втор.27-28 к Израилю и распространяет его на Божественную свободу в обращении с народами вообще.
Божественный суверенитет в истории проявляется в Его прямом суде над народами, что ясно из пророчеств Иеремии против народов (гл. 46-51). Вновь и вновь рисуется картина наказания, и ни слова не говорится о человеке, ответственном за него. Вся ответственность лежит на Боге. Это не означает, что это наказание про­являлось лишь через Божественные действия - землетрясение, голод, чума, потоп. Обычно наказание приходило через вторжение чужеземных армий (ср.51.1-4), однако Бог всегда говорит, что это Он посылает их, точно так, как Он разрушил стены Иерихона и обратил в бегство мадианские войска (Суд.6-7).
Старый Закон и Новый. Ни суровое осуждение Иеремией греха Иудеи, ни его большие надежды на будущее восстановление нельзя понять вне Исхода. Идоло­поклонство, такое вопиющее в дни Манассии (4 Цар.21), было еще более ужасно в свете величественного избавления Богом Своего народа из египетского рабства. В качестве красноречивого аргумента Бог приводит Свои ранние отношения с Израилем, а затем задает вопрос-осуждение:
"Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня, и пошли за суетою и осуетились?25 "(Иер.2.5).
Отступничество Израиля не соответствовало поведению других народов, даже языческих:
"Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги?" (ст. 11 ). Не соответствовало оно и их собственному прошлому:
"Я насадил тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты пре­вратился у Меня в дикую отрасль чужой лозы?" (ст.21).
24 В том, что Числ. 14.34 рассматривают как осуждение, Иеремия видит часть благочести­вого прошлого Израиля. Возможно, в сравнении с отказом Иудеи от Господа в дни Иеремии и грядущего страшного наказания странствования по пустыне были временем благодати.
Суета" равноценна "идолам". Эти слова показывают пустоту идолопоклонства и его пагубное влияние - люди уподобляются тому, чему они поклоняются.


ИЕРЕМИЯ                                                               39]
Наряду с общенародными грехами Иеремия рассматривает и личные грехи как нарушение заветного закона, который должен был дисциплинировать жизнь народа, как ярмо укрощает вола:
"Пойду я к знатным и поговорю с ними; ибо они знают путь Господень, закон
Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы" (5.5).
Народ иудейский — простолюдины и вожди - пренебрегли Божественным заветом с их отцами.
В таком неблагодарном мятеже следует винить только грех, который запечатлен на жизни людей, как пятна на шкуре барса или цвет кожи эфиоплянина (13.23). Когда Иеремия видит, что человеческое сердце - центр разума и души — лукаво и испорчено (17.9), он говорит о человеческой природе не теоретически, но на основании многолетних практических наблюдений за тем, как его соотечественники отвергали свое заветное наследие, в то же время оправдывая свое порочное поведение.
Ни одно поверхностное исправление — даже такое радикальное, как реформы Иосии, - не могло излечить от такого возмутительного идолопоклонства и открытой развращенности. Сделать это мог лишь Новый Завет - связующее звено между суверенным Богом и Его народом Израилем: "И буду им Богом, а они будут Моим народом" (31.ЗЗ)26. Как и со Старым Заветом, инициатором Нового Завета выступает Господь (ст. 31), что является выражением Его суверенитета.
Новый Завет рассчитан на удовлетворение конкретных нужд, которые сделали его необходимым: (1) он более личный, чем брачный контракт, столь вопиюще от­вергнутый Израилем ("тот Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними" ст.32); (2) он записан не на каменных скрижалях, а на сердцах людей — источ­нике их беззакония (ст. 33); (3) он приводит к истинному знанию о Боге - Новый Закон полного повиновения и глубокого соучастия, не нуждающийся в человеческих учениях (ст.34); (4) он несет заверение полного прощения грехов, которые вызвали осуждение (ст.34)27.
Эта нужда и надежда на полное преобразование, начиная с нового закона, на­писанного на новых сердцах, сформировали взгляды Иеремии на будущее. Они выражены более духовно и лично, чем в политических терминах, как это и можно было ожидать от пророка, который был свидетелем трагического провала политиче­ской системы и чувствовал, что никакие поверхностные реформы не могут дать про­должительного облегчения.
Однако Иеремия не игнорировал и политическое будущее. Правда, он отклонил всякую надежду на то, что город Давидов и его дом будут помилованы. Тем не менее должна была быть восставлена "праведная Отрасль" - законный наследник престола Давидова. Его царствование должно было быть отмечено справедливостью внутри границ Израиля и безопасностью извне (23.5-6).   Все  это  будет  даром  благодати
26   Упоминание как Иудеи, так и Израиля (ст.31) указывает на идеализм Иеремии в ожида­
нии времени, когда Бог изгладит разрыв иеровоамова разделения и опустошение ассирийского
нашествия. Как и другие великие пророки, Иеремия не мог представить себе будущее, в кото­
ром бы не было единства всего дома Иакова.
27   Эта коренная новизна была использована Христом и ранней Церковью для описания
преобразования, принесенного Христианским Евангелием (Мк-14.24; Евр.8).


392                                                 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Божией, на что указывает имя обещанного царя: "Господь - оправдание наше", т.е. Тот, Кто оберегает права Своего народа28.
Новый Завет с его новым законом и новым царем ("Мессией", хотя Иеремия ни разу не употребляет этого слова) формирует взгляд Иеремии на будущее: связующие личные отношения с Богом и безоблачная национальная судьба29.
Сила личной веры. Эта светлая надежда - еще одно свидетельство глубокой пре­данности Божественной воле и твердой уверенности в Его силе. Ни современная пророку политическая ситуация, ни текущая религиозная обстановка - лишь глубокая вера в заветного Бога могла внушить такой оптимизм.
В некотором смысле, все его служение было духовной подготовкой к его роли не только обвинителя, но и утешителя. Его призвание и полномочия уверили его в личной заинтересованности Бога: "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я по­знал тебя" и "Я с тобою, чтобы избавлять тебя" (ст.5, 8; ср. 19). Встречи со словом Божиим в течение десятилетий его служения, очевидно, убедили Иеремию в стойко­сти Господа и Его способности осуществить Свои планы.
Слова Божий были "как бы горящий огонь, заключенный в костях" Иеремии (20.9), и он мог лишь объявить их и следить за их действием30. Неослабная сила этого слова означала, что будущее, обещанное Богом, гарантировано.
Ни преследования политических врагов, ни непонимание близких друзей не могли убедить Иеремию не верить в Бога. Даже его горькие жалобы на Божествен­ную волю лишь укрепляли его веру, как и сомнения таких лжепророков, как Анания (гл.28).
Личные переживания Иеремии неотделимы от его послания. Его уверенность в том, что благодать Божия преобразует будущее Израиля питалась Божиим милости­вым, но в то же время твердым водительством его жизни. Наполненная судом и милостью, она стала образцом, посредством которого характер и воля живого Бога были явлены Израилю и остальным народам31. Если полное послушание Господу заветной милости - основной урок Писания, то никто в Ветхом Завете не преподал его лучше Иеремии.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:
Berridge, J.M. Prophets, People, and the Word ofYahweh. Zurich: 1970. (Рассматривает форму и содержание воззвания Иеремии.)
Blank, S.H. Jeremiah, Man and Prophet. Cincinnati: 1961.
Carroll, R.P. From Chaos to Covenant: Prophecy in the Book of Jeremiah. New York: 1981. (Принимает точку зрения, что Книга Иеремии была продуктом общества, а не принад­лежала одному пророку.)
28 Евр. yhwh fidqenu наводит на мысль об обыгрывании имени Седекии (евр. pidqiyahu). Новый царь Божий будет воплощать все, чем должен был быть Седекия, однако, не был.
29Это сочетание, без упоминания массианского царя, находится в 32.36-41.
30CM.J.G.S. S.Thomson, The WordoftheGadleremiah (London: 1959).
31 CM.B.S.Childs, Old Testament as Scripture, p.347: "Память о его воззвании была сохранена верующим обществом; богословские силы сознательно придали ему такую форму, чтобы оно служило свидетельством для будущего Израиля".


ИЕРЕМИЯ                                                               393
Harrison, R.K. Jeremiah and Lamentations. Tyndale Old Testament Commentaries. Downers Grove:
1973. Hobbs, T.R. "Some Remarks on the Composition and Structure of the Book of Jeremiah". CBQ 34
(1972): 257-275. (Четыре "комплекса преданий", работа одного богослова.) Holladay, W.L. Jeremiah: Spokesman Out of Time. Philadelphia: 1974. (Включает современные
приложения.)
Hyatt, J.P. Jeremiah, Prophet of Courage and Hope. Nashville: 1958. Thompson, J. Arthur. The Book of Jeremiah. NICOT. Grand Rapids: 1980. Weinfeld, M. "Jeremiah and the Spiritual Metamorphosis of Israel". ZAIVSS (1976): 17-56.

ГЛАВА 32
СОФОНИЯ И ИОИЛЬ
СОФОНИЯ
Если поместить пророческие книги в хронологическом порядке, то Книга Софонии займет место между Книгами Исайи и Иеремии. Софония нарушил полувековое пророческое молчание в жестокое и порочное царствование Манасии1. Он пере­осмыслил основные темы великих пророков восьмого века и применил их к бурной международной и внутренней обстановке конца седьмого века. Его проповедь, несо­мненно, оказала поддержку Иеремии, и они вместе воодушевили реформы Иосии.
Происхождение. О Софонии неизвестно ничего, кроме того, что находится в его Книге. Во введении (1.1) его родословная прослеживается в течение четырех поколе­ний ко временам Езекии. Такое необычайно длинное родословие может иметь две причины: Софония либо хотел проследить свое происхождение от великого иудей­ского царя, чтобы подкрепить истинность своего близкого знания грехов иерусалимских вождей (см.ст. 11-13; 3.3-5), либо доказать свое истинно еврейское происхождение в свете вопросов, которые могли возникнуть из-за имени его отца, Хусий ("Ефиоплянин"). Если упомянутый Езекия — имя царя, что представляется вероятным, то Софония начал свое пророческое служение будучи еще молодым человеком лет двадцати пяти. Это предположение возникает ввиду того, что между Софонией и Езекией названы три поколения (Хусий, Годолия и Амория), а между Иосией (который пришел к власти в нежном возрасте) и Езекией названы всего два (Амон и Манасия).
Упоминание о царствовании Иосии (1.1) позволяет наметить границы служения Софонии (ок.639-609 гг. до Р.Х.). Дальнейшие попытки уточнения достаточно риско­ванны, однако яркая картина идолопоклонства в Иудее и Иерусалиме предполагает, что пророчество датируется периодом до реформ Иосии, и, таким образом, приблизительно совпадает со временем призвания Иеремии (ок. 626)2.
'Само имя Софонии, возможно, напоминает о подавлении пророческой деятельности при Манасии: он должен был быть "укрываемый Господом", чтобы выжить среди кровопролитий этого нечестивого царя.
2 Довод Дж.П. Хайета ("The Data and Background ofZephaniah", JNES 7 [1948]: 25-29) о том, что пророчества против языческих народов в гл.2 больше соответствуют международной


СОФОНИЯ И ИОИЛЬ                                                       395
Иерусалим находится в центре внимания Софонии. Он осуждает его религиозное падение и социальную апатию (1.4-13; 3.1-7) и предсказывает конец его процветания (3.14-20). С подробностями очевидца Софония описывает столицу (1.10-11): рыбные ворота, по-видимому, находившиеся в северной стене вблизи Тиропеонской долины; Второй Квартал (Мишнех), очевидно, северную часть сразу к западу от Храма; Мортар (Мактеш), естественную впадину (возможно, часть Тиропеонской долины) сразу к югу от Мишнеха, которая использовалась для базара3. Софония сосредоточивает внимание на северной части города, т.к. крутые насыпи с трех других сторон способствовали нападениям на город именно с северной стороны. Сочетание подробных описаний и озабоченности благополучием города наводят на мысль, что Софония был жителем столицы.
Некоторые ученые4 еще более подробно реконструируют служение Софонии, связывая его с храмовыми пророками5. Действительно, как Исайя, так и Иеремия уделяют большое внимание храму. Иоиль очень озабочен священниками и их ежедневными чередами жертвоприношений. Однако говорить, что пророк проявляет интерес к религиозной жизни своего храма, не означает, что он - храмовый пророк, чья задача - провозглашать Слово Божие в связи с указанными религиозными обрядами, напр., в праздничные дни. В случае Софонии нет достаточного количества свидетельств, чтобы утверждать его связь с храмом6.
Исторический и религиозный фон. Иудея так и не оправилась от бесславного полувекового правления Манасии. Сын Езекии; несмотря на символические попытки реформ (2 Пар.33.12-19), оставил несмываемые пятна на характере народа. Когда Амон стал повторять наихудшие черты своего отца, судьба Иудеи была предрешена. Софония нарушил пророческое молчание словами не надежды, а осуждения:
"Близок великий день Господа,., уже слышен голос дня Господня;.. День гнева -
день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и
мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика7..." (1.14-16).
Какой же народ рассматривал Софония как плеть, которой Бог поставит на колени
Иудею? Некоторые ученые видят ключ к разгадке в описании Геродотом скифских
обстановке   правления   Иоакима   (ок.609-597),       не   получили   всеобщего       признания (CM.F.C.Fensham "Book of Zephaniah", 1DBS, p.983f).
3 Подробное рассмотрение географии см.в KH.W.S.LaSor "Jerusalem", ISBE1 (1982); также
Y.Aharoni и M.Avi-Yonah, TheMacrnillanBibleAtlas, map 1 14, p.74.
4 Напр., A.Bentzen, Introduction 2.153.
5CM.A.R.Johnson, The Cultic Prophet in Ancient Israel', The Cultic Prophet and Israel's Psalmody (Kardiff: 1979); cp. W.McKane "Prophecy and the Prophetic Literature", p. 166 in Anderson, Tradition and Interpretation.
6"По .поводу возможной связи между Софонией и политическими и религиозными учреж­дениями Иерусалима, см. R.R.Wilson, Prophecy and Society in Ancient Israel (Philadelphia: 1980), pp.279-282. Недавние исследования по поводу храмовых пророков помогают развенчать крайние взгляды Велльгаузена и его последователей, согласно которым отношения между пророками и священниками в древнем Израиле были всегда враждебными. Однако такой же крайностью было бы слишком большое подчеркивание этой связи; см. E.J.Young, My Servants the Prophets (Grand Rapids: 1952), p. 103.
'Обратите внимание на знаменитый средневековый, латинский гимн Diesirae, diesilia.


396                                                 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
орд, которые покинули свои горы и нахлынули в западную Азию, дойдя до самого Египта8. Современные исследователи, однако, избегают такого определения ввиду отсутствия подтверждений в других древних источниках. Вероятнее всего, Софонии передалось широко распространенное беспокойство, вызванное предчувствием неминуемого падения Ассирии и угрозы со стороны Вавилона, который стремился восстановить свое древнее могущество. Через два десятилетия после пророчества Софонии гордая Ниневия будет уничтожена (ср.2.13-15), Иосия будет убит в битве при Мегиддо (4 Цар.23.29), Навуходоносор разгромит египтян при Кархемисе, и Сирия и Палестина будут принадлежать ему. Через четыре десятилетия сама Иудея будет опустошена, и вопли и рыдания будут отчаянно подниматься от рыбных и других ворот, с холмов и нижней части города. Действительно, это будет день гнева!
Послание. В этой короткой книге доминируют две темы: угроза неизбежного осуждения (1.2-3.7) и надежда на окончательное избавление (3.8-20).
Кроме краткого призыва к покаянию (2.1-3), стихи 1.2-3.7 безжалостны в описа­нии Божественного гнева. Вселенский характер Божественного осуждения будет аналогичен потопу в дни Ноя (см.Быт.6):
"Все истреблю с лица земли... Истреблю людей и скот..." (1.2-3) Пророк сосредоточивает внимание на своей родной земле и городе (1.4-2.3), чьи религиозные и социальные грехи сделали их предметом Божественного гнева. Они предались поклонению хананейскому богу плодородия Ваалу, солнцу, луне, звездам и Молоху, богу-царю их восточных аммонитских соседей. Их разлагающие союзы с языческими народами, в частности, с Ассирией, символичные своими подражаниями чужеземным обычаям, которые оскверняли их как народ Божий. Намек на социаль­ную неустроенность 1.9'усиливается в 3.1-7, где вина прямо возлагается на вождей. Эти грехи, наряду с духовным и нравственным безразличием иерусалимских граждан, заслуживают самого страшного наказания, и Софония описывает Божественный гнев с беспрецедентной в Писании яростью.
В лучших пророческих традициях (см.Ис. 13-23; Иер.46-51; Иез.25-32; Ам. 1-2), Софония приводит также и пророчества против соседей Иудеи (2.4-15). Филистимское побережье, рассадник противодействие Иудее со времен Судей, заслуживает особого внимания, и четыре его ключевых города- Газа, Аскалон, Азот и Екрон -выделяются для осуждения (ст.4-7)10. Эта территория, давно привычная к военным действиям, ощутила сапог завоевателя раньше Иудеи: Навуходоносор опустошил Аскалон в 604 г. и использовал Филистию как плацдарм для своего неудавшегося вторжения в Египет в 601 г. Столь ужасающим было язычество филистимлян и столь явным их противодействие замыслу Божиему в Израиле, что пророк не чувствует необходимости приводить обоснование осуждения.
4.104-6.
'Трудная фраза "которые прыгают через порог" может относиться к рвению, с которым слуги богатых обрушивались на хижины бедняков, чтобы грабить их скудное имущество. Другим возможным объяснением является языческое суеверие; CM.Hyatt, JNES1 (1948): 25f: "поднимающиеся на подиум" идола (см.1 Цар.5.5).
10 Перевод не в состоянии передать поразительную игру слов, использованную в резких осуждениях Софонии (ст.4).


 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета библиологии 1 среднем
Такое изменение позиции в самом конце пророчества считается немыслимым15
Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета библиологии 12 падение
Стояла первой в этом собрании составления ветхого

сайт копирайтеров Евгений